Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения. Подготовка к сочинению" на основе виртуальной экскурсии в музей-усадьбу "Ясная Поляна"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок на основе системно-деятельностного подхода предполагает изучение темы с включением виртуальной экскурсии в музей писателя. Используются элементы технологий проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе по теме «Описание помещения. Подготовка к сочинению»

Цель урока: знакомство с текстом-описанием помещения, подготовка к сочинению

Задачи:

образовательные: -познакомить с особенностями описания помещения, формировать умение использовать языковые средства для обозначения местоположения предмета;

развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки, внимание, память.

воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитанию интереса к классическому наследию русской литературы; самостоятельности, сотрудничества, коммуникативных навыков.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Методы:         проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Технологии:        элементы технологий проблемного обучения

Ход урока

Этап мотивации. Выход на тему урока

После организационного момента предлагаю учащимся прочитать распечатанные тексты на листах и назвать героев, о которых идет речь. Задание: Кто живет в этом домике?

Текст 1. … отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу:  соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую  кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью  находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле  столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало,  поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Муму»)

Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на  столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались  и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на  нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на  профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)

Вопрос: Как Вы догадались, ведь имена не названы? (по описанию комнаты)

Назовите тему урока (Описание помещения). Записываем в тетрадь.

Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с особенностями описания помещения, научиться составлять такие тексты)

Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на  тех, кто в нем живет».( М Рощин)

Этап актуализации знаний учащихся

1. С какими видами описания Вы уже знакомы? В чем особенность текста-описания? (отвечают на вопрос КАКОЙ?) Слова каких частей речи преобладают в тексте описание? (СУЩ, ПРИЛ) Почему? (ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА)

       Этап усвоения новых знаний и осмысления: через приёмы деконструкции и реконструкции учащиеся дают определение слову ИНТЕРЬЕР

  • Запишите в столбик  слова – ассоциации со словом  ИНТЕРЬЕР
  • Обменяйтесь  с соседом по парте своими ассоциациями и дополните те слова, которых у вас нет.
  • Постарайтесь  вместе дать определение слову  ИНТЕРЬЕР, а для этого продолжите фразу:  «Интерьер  - это…» (Внутреннее пространство здания, помещений, а также его устройство, убранство).

Этап словарно-орфографической работы: повторение ранее изученных слов, которые могут быть использованы в сочинении.

Чтобы узнать особенности текста-описания помещения, приглашаю вас на экскурсию в музей.  Но нам нужны билеты. Чтобы их получить, выполним орфографическую работу.

Задание: записать слова и вставить пропущенные буквы.

Справ(а,о), слев(а,о), непод..леку, комн..та, к..бинет, распол..гается, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино,  к..ртина, п..т..лок, пом..щение.

Прием самопроверки. Поднимите руку, кто справился с заданием и готов к экскурсии.

Итак, в путь. Мы побываем не просто в музее, а в музее писателя.

Обращение к личному опыту учащихся: Скажите, пожалуйста, чей это портрет? (Льва Николаевича Толстого) С каким местом в России связано имя этого писателя? (Ясная поляна) Именно в Ясную поляну мы с вами и отправляемся.

Виртуальная экскурсия в музей писателя (Небольшая презентация с пояснениями учителя или подготовленных учеников в роли экскурсоводов: учащиеся получают опережающее задание).

Слайд- Фото кабинета. Как вы думаете, что это за комната в доме писателя? (кабинет). Как догадались?

Давайте рассмотрим его повнимательнее. Что вы видите? Какова атмосфера кабинета? Что здесь удобно делать?

Работа в парах. Я вам предлагаю заполнить таблицу: в 1 колонке вы записываете предметы, которые составляют обстановку комнаты, а во 2 колонке даете их краткое описание с помощью прилагательных или других частей речи.

Что, на ваш взгляд, является самым интересным, необычным и почему? (Несколько вариантов слушаем)

Скажите, а если мы перечислим все предметы, которые находятся в кабинете, у нас получится сочинение-описание помещения? (Нет, просто перечень)

Прием аналитического чтения. Сравните 2 текста. В каком из них дано художественное описание помещения? Как догадались?

Текст 1. Объявление Сдается однокомнатная квартира. Комната большая, одно окно. Имеется мебель:  тумбочка, телевизор, шкаф, диван, стол. Цена договорная. Телефон: 6-96-25, звонить после 18.00.

Текст 2. У окна, на высокой подставке, весело зазеленели цветы. В углу справа удобно устроилась тумбочка с телевизором. Рядом с ней засверкал стеклами шкаф. Напротив с удовольствием заняли места диван и стол.  Над диваном тикают часы. Каждой вещи нашлось свое место.

Вывод: Что необходимо включать в текст художественного стиля? (эмоционально-оценочную лексику, прием очеловечивания предметов,  художественные средства выразительности – эпитеты, метафоры, сравнения)

Работа над речевым оформлением текста

Лексическая работа.

Мы с вами говорили о том, что в речи недопустим неоправданный повтор слов. Чтобы этого избежать, что можно использовать? (Синонимы)

Подберите синонимы к слову стоит (находится, располагается, помещается, нельзя не заметить, место в углу занимает и т.п.).

Каждый текст имеет свою структуру. Какова структура текста описания-помещения?

1. Вступление.

2. Основная часть

3. Заключение.

О чем можно написать во вступлении? (Намечается тема – о ЧЕМ? и основная мысль ЧТО? Краткую информацию о музее, о Ясной поляне, о писателе)

Что включим в основную часть? (описание кабинета писателя)

Обратите внимание на модели: Большая часть комнаты занята...; - Слева от двери находится..., а справа —.... - В углу помещается... - Темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет… - Нельзя не заметить… - Привлекает внимание … В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему

Что можно включить в заключение? (Свои впечатления от увиденного)

Домашнее задание. Напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание кабинета Льва Толстого в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.

Выставление оценок.

Подведение итогов. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Урок русского языка 5 класс Основа и окончание

Урок разработан как урок-игра, урок- аукцион. Учащиеся работают в группах, много разнообразныз интересных заданий. Учащиеся при помощи своих знаний приобретают разные товары Антонимы, синонимы, основа...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....