2024 год Сценарий урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Понамарева Галина Николаевна

Урок посвящён знакомству учащихся 5 класса с обращением и правилам его обособления на письме 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понамарева Галина Николаевна, МАОУ "Кожевниковская СОШ №2"

Сценарий урока русского языка в 5 классе

Автор: Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Кожевниковская СОШ №2"

Тема урока: "Предложения с обращениями".

Тип урока – урок открытия новых знаний

Класс: 5

Цели урока:

        обучающая - создать условия для:

        - открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение знаками препинания на письме;

 в устной речи – интонационно;

        - формирования коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

развивающие:

        - учить планировать ход урока, свои действия; составлять алгоритм действий (планирование);

        - совершенствовать навыки моделирования.

воспитательная - воспитывать культуру общения.

Задачи - формировать умения:

  •  находить обращения в предложении;
  •  выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
  •  составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации;
  • отличать обращение от подлежащего;
  •  правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать: определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;

- уметь: распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные:

        - регулятивные: определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать  её по критериям, выработанным в классе.

        - познавательные: анализировать объекты с целью выделения их признаков;  отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

        - коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и учителем, уметь строить фразы с использованием лингвистических терминов, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Ход урока

Этапы урока

Образовательные

ресурсы

Деятельность

учителя

обучающихся

I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

   3 минуты

Презентация

(Приложение №1)

СЛАЙД №1

СЛАЙДЫ №2-3

Видеозапись выступления И. Кобзона и группы "Непоседы" "Родина моя" (слова Роберта

 Рождественского, музыка  Давида Тухманова) https://www.youtube.com

1. Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята! Как настрой на урок? Я желаю вам всем успеха в освоении новых знаний. Пожелайте друг другу успехов!

2. Проверка домашнего задания. Упр.211.

Договоримся об оценке: 5 - за выполненную без ошибок работу, 4 - допущены 1-2 ошибки, 3 - допущено 3-4 ошибки. выставите оценки в Лист контроля.

Результаты выполнения домашней работы: кто получил 5? 4? 3?

Ребята, как вы думаете, что может пригодиться нам для успешной работы на уроке сегодня? Давайте-ка подзарядимся и вместе с ребятами споём!

Я, ты, он, она,//Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,//В слове "мы" - сто тысяч "я"
Большеглазых, озорных,//Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых//В городах и сёлах!

Самопроверка домашнего задания по эталону. Оценивание по критериям.

Критерии на экране.

Выставление оценок в Листок самоконтроля.

Флешмоб под песню 

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

5 минут

Возникновение

проблемной

ситуации.

1 минута

Дети с ОВЗ - индивидуальные задания

Списать 3 предложения.

Раздать карточки с ответами и

критериями оценки

1. Учебный диалог

- А почему сегодня на урок я пригласила эту песню, как вы думаете?

- А с точки зрения русского языка нам есть чем здесь заняться?

- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?

- Что такое однородные члены предложения?

- Какое задание можно сформулировать по этому тексту? Кому предлагаете ответить на этот вопрос? Не забываем о культуре общения.

2. Грамматический диктант                                                      Приложение №2

 3. Оценивание

Договоримся о критериях. Оцениваем только 1-7 ответы.

  1. Подлежащее
  2. Определение
  3. Сказуемое
  4. Дополнение
  5. Обстоятельство
  6. Распространённое
  7. Нераспространённое
  8. ??????

-У кого есть ответ на 6 вопрос?

- А у кого здесь возникло затруднение? В чём проблема?

Оцениваем только 1-7 ответы:

"5" - нет ошибок;   "4" - 1-2 ошибки; "3" - 3 ошибки

"?" - больше 4 ошибок

Отвечают на

вопросы

Найти предложения с однородными членами.

Пишут определения в тетради:

Взаимопроверка в парах по образцу

Оценивание по

критериям:

III. Постановка

учебной задачи

Цель: обсуждение

 затруднений,

проговаривание цели урока в виде его темы.

         4 минуты

СЛАЙД № 4

Тема урока

СЛАЙД № 4 -1

                  4-2

- Чего вы не знаете? Значит, какая у нас сегодня тема урока?

- Что мы уже знаем по этой теме?

- Какая возникла проблема? Почему не смогли её решить? Чего не знаем? Какую учебную цель себе поставим? Каковы будут наши задачи?

  •   уточнить, что такое обращение;
  •  находить обращения в предложении;
  •  составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации;
  •  отличать обращение от подлежащего;

 правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением.

Отвечают на вопросы,

Определяют тему урока, ставят учебную цель и задачи.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: включение учащихся  в

ситуацию выбора  метода решения проблемы, решение  детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование

нового алгоритма в языке и знаково.

8 минут

Отключить проектор

План действий - на доску

 

Оформление ОК - на доске

Видеозапись песни "Родина моя"

https://www.youtube.com/watch?v=iOstMQLWGnY

Текст песни - на экране

СЛАЙД № 5

СЛАЙД №6

СЛАЙД №7

СЛАЙД №8

1)  - Что нам надо сделать, чтобы достичь цели?

2) Реализация плана.

     1. Работа по учебнику. Изучение параграфа № 42 -  стр.98

     2. Начинаем оформлять опорный конспект (ОК)

А) Что такое обращение?

Слово или словосочетание.

-  Подобно распространённому и нераспространённому предложениям, обращение тоже имеет такие названия: если состоит из одного слова - нераспространённое, из словосочетания - распространённое.

Б) Интонация  - звательная - это есть главный признак обращения.

В) Произношение  - выделяем паузами и произносим со звательной интонацией.

В ОК                    Алгоритм работы над предложением с обращением

1 ШАГ. Выразительно читаем предложение.

2 ШАГ. Обращаем внимание на интонацию и произношение

                                             звательная         выделяем паузами    

                                       

                   есть обращение

                                                      слово             словосочетание

                                     нераспространённое     распространённое

3). ФИЗМИНУТКА

Предлагаю немного отдохнуть.

- Какое настроение вызвала у вас эта песня?

- Кто был внимательным при исполнении песни? Что вы заметили?

4) Работа с текстом

Над тобою солнце светит, Родина моя!
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы.
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.

Роберт Рождественский.

5) Анализ предложения.

- Найдём сказуемое этого предложения, подчеркнём двумя чертами.

- Кто совершает это действие? Находим подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Чем выражено подлежащее?

- А чем выражено обращение? В каком падеже оно стоит? Значит, и подлежащее и обращение имеют одну форму -  сущ. И.п.

- Является ли обращение членом предложения?

Попробуем отыскать ответ на этот вопрос в нашем учебнике.

- Кто может помочь ещё?

6) Обратимся к другому источнику.

- Что узнали?

Предлагаю его подчёркивать галочками. 

В распространённом обращении будем подчёркивать все слова, которые входят в его состав.

7) Учебный диалог

- Почему обращения в тексте выделены знаками препинания? Найдите ответ в учебнике на стр.99. Как на схеме обозначено обращение?

8) Продолжим записывать алгоритм работы с обращением

3 ШАГ. Устанавливаем границы  обращения (где начинается, где заканчивается).

4 ШАГ. Определяем место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

5 ШАГ. Выбираем нужный знак препинания.

План действий

1. Изучить материалы учебника, сделать умозаключения, выводы.

2. Оформить опорный конспект по изученному материалу.

3. Создать алгоритмы (план) действий.  

4. Закрепить алгоритмы при выполнении заданий.

Совместная деятельность

В этой песне есть

обращения

Работают с текстом, делают выводы

Записывают предложение с обращением, анализируют, делают его синтаксический разбор.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Ответа в учебнике нет.

Изучают предложенную информацию.

Работают по учебнику стр.99

Оформляют ОК -

совместная

деятельность

VI. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, первичное закрепление.

5 минут

Реквизит для мини-спектакля (маски: Лисица, Глазки, Ушки, Ножки, Хвостище)

Дети с ОВЗ - чтение текста упр. 213.

СЛАЙД 9

СЛАЙД № 10

1. Работа в парах устная.

Проговорим друг другу ОК. Оценим друг друга по нашим критериям устного ответа.

2. Работа по учебнику

1) Упражнение 213. Сколько героев действуют в данном тексте? (6)

Назовите их. Кто желает поучаствовать в спектакле?

Автор - .... Набирайте себе команду. Занимайте своё рабочее место.

2) Остальные уч-ся - работа в парах - упр. 214.

3) Мини-спектакль  по упр.213.

- Встретились ли затруднения в упр.214?

4) Работа по слайду"Вежливые слова"

 Уместен ли этот слайд на нашем уроке? Почему?

Можно ли обращаться друг к другу так, как написано в нашем учебнике на стр.100)

- А если нам нужно обратиться к незнакомым людям и мы не знаем , как их зовут? Как быть? В нашем учебнике есть подсказка. - СТР. 101

Взаимоконтроль.

Оценивание - Лист самоконтроля

Групповая работа: распределить роли и прочитать выразительно.

Устно оценивают выступление ребят.

Работа по учебнику

стр. 100-101

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.7 минут

СЛАЙД № 11

Раздать эталоны

Гости оценят работу

1) Работа по учебнику. Упражнение №217 выписать предложение с обращением.

2) Упр. 216 - составить предложение по одной из предложенных схем, подчеркнуть обращение.

3) Дифференцированная  работа

  • Журналисты школьной газеты знакомятся с гостями урока - учителями школ области -  и берут у них интервью.
  • Остальные уч-ся - Упр. 219 составить одно предложение.

Самоконтроль по эталону,

самооценка,

оформление Листа самоконтроля

Взаимопроверка - создают пары по мере выполнения упр.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

8 минут

СЛАЙД № 12

Дети с ОВЗ - в разные группы

Шестиугольники с предложениями

Для проверки выдать представителям команд карточки с номерами правильных ответов.

Карточки с заданиями

каждому обучающемуся.

I. Групповая работа - 3 группы.                                              (Приложение №3)

Построить "улей": распределить шестиугольники на три группы:

1 группа - предложения с обращениями

2 группа - предложения без осложнений

3 группа - предложения с однородными членами.

II.Индивидуальная работа.

 Выполнение задания на выбор по карточкам.                        (Приложение №4)

Работают, используя приём «Шестиугольного обучения» Рассела Тарра. Взаимоконтроль -  проверка по принципу "Лото" - проверяют по 1 представителю от команды.

Получают распечатанные листы с набором заданий. Сдают учителю тетради.

IX. Рефлексия

деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 3 минуты

СЛАЙД № 13

Авторский продукт - интерактивная презентация, выполненная в сервисе H5P https://h5p.org/node/1282

СЛАЙДЫ № 14-15

Подведём итог.

Итак, обратимся к цели и задачам нашего урока.

- Достигли мы поставленной цели?

Проверим (по интерактивной презентации).

Определите каждый своё место в теме сегодняшнего урока.

Подведите итоги в Листах самоконтроля, поставьте себе общую оценку.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог своей  деятельности на уроке.

Ставят общую оценку за работу на уроке

X. Домашнее

 задание

1 минута

СЛАЙД № 16

СЛАЙД № 17

1) ОК

2) Одно из заданий на выбор:

  • Упр. 216   Упр. 219    Упр. 220.
  • Выписать из басен И.А. Крылова 6-8 предложений с обращениями.
  • Выполнить оставшиеся в карточке задания.
  • Написать творческую работу на тему "Здравствуй, гостья-зима!" (Жанр выбираете самостоятельно). Использовать обращения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Сценарий урока русского языка в 7 классе.

Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.

План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"

Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....

Сценарий урока русского языка 6 класс

Конспект урока в 6 классе...