Контрольный диктант по теме «Сложное предложение. Культура речи»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Контрольный диктант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnyy_diktant_po_temeslozhnoe_predl.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Педагогические
цели

Создать условия для применения знаний и способов действий по теме «Сложное предложение. Культура речи»

Тип и вид урока

Урок контроля и оценивания знаний / контрольный диктант

Планируемые

результаты

(предметные)

Усваивают основы научных знаний о родном языке; понимают взаимосвязь его уровней и единиц; проводят различные виды анализа слова, синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка

Личностные

результаты

Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Ключевые

компетенции

Коммуникативная: овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Языковая и лингвистическая (языковедческая): применение фонетических знаний и умений в практике правописания. Применение знаний и умений в области морфемики и словообразования в практике правописания. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков. Предложения союзные и бессоюзные

Метапредметные результаты

Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватно воспринимают на слух тексты разных стилей и жанров. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения; умеют находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни

Основное

содержание темы

Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Характеристика основных видов
деятельности

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

Образовательные ресурсы

Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011; текст диктанта

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма
и методы

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Контроль знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы.
Методические приемы – чтение текста, сообщение учителя, диктант, грамматические задания

Читает текст диктанта, организует запись текста под диктовку. Предлагает  проверить записанный текст. Комментирует грамматические задания, предлагает выполнить их самостоятельно.

                         Диктант

В Опухлики я приехал ночным поездом и через озеро плыл наугад. В деревне на том берегу все спали, не было видно ни огонька.

Тишина стояла осенняя. Над сизым овсяным полем висела полная, как переспелое антоновское яблоко, луна.

Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак весла. Отсюда в конце овсяного поля, заслоненного кустами, увидел огонек. Он таинственно трепетал, манил к себе, и я пошел к нему.

Узкая тропинка вилась по нескошенной болотине. На темном фоне травы выделялись крупные колокольчики, они будто светились. Из кустов беззвучно появилась сова и пролетела рядом с лицом на своих бесшумных бархатных крыльях. Обдало холодом, и стало жутковато от сырости и этого безмолвного полета загадочной ночной птицы. Совсем рядом заржал конь, неуклюже взбрыкивая спутанными ногами, стал приближаться к человеку. И сразу отошел страх, будто доброго друга повстречал.

Огонек теперь был не виден, но зато отчетливо раздавались удары. Тропинка круто обежала молодой сосняк, пахнуло нагретой смолой, и я почти рядом увидел костер. Язык пламени вспыхнул и выхватил из тьмы обыкновенный комбайн и у костра склоненного человека. Я узнал тракториста Василия. (Н. И. Новиков.)

Грамматические задания:

1. Перечислите функции знаков препинания в сложных предложениях (I вариант).

2. Назовите основные виды сложных предложений, перечислите основные элементы интонации сложного предложения (II вариант).

3. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения, охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений, укажите функцию знаков препинания.

Слушают текст диктанта, пишут его под диктовку; проверяют записанный текст; выполняют грамматические задания.

Проверяют выполненные задания и текст в целом

Личностные: преодолевают препятствия при их возникновении; концентрируются и сосредотачиваются на работе.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений

Индивидуальная. Диктант, грамматические задания

II. Рефлексия

Фронтальная форма. Практический метод. Методический прием – письменный опрос

– Закончите предложения:

•• На уроке я работал…

•• Своей работой на уроке я…

•• Урок показался мне…

•• За урок я…

•• Мое настроение…

•• Домашнее задание мне кажется…

Заканчивают предложения

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Индивидуальная.
Письменные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Уроки № 40-43 на тему "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь" по А.И. Власенкову 10 класс

Конспект урока рассчитан на 4 часа по теме "Сложное предложение. Прямая  и косвенная речь"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....