Технологическая карта урока " Типы речи. Урок - игра."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Иванкова Наталья Васильевна

Данный урок можно использовать на этапе рефлексия по теме "Типы речи" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Типы речи».

Составил: учитель русского языка и литературы Иванкова Наталья Васильевна

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Предмет: русский язык

Тип урока: урок – игра (урок рефлексии).

Тема

Типы речи

Цели:

Цель деятельности учителя: формировать у обучающихся способностей к рефлексии, создать условия для применения ЗУН по теме «Типы речи».

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выражать свои мысли через монологические высказывания, применять ЗУН при работе с текстом (определении типов речи).

Метапредметные: учить работать с текстом любого типа речи; определять цели и задачи; контролировать, оценивать сверстников и себя.

Личностные: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Познавательные : анализировать, извлекать необходимую информацию, обобщать и систематизировать, опираясь на уже имеющиеся ЗУН.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя.

Оборудование:

Дорожная карта, презентация с эталоном, цветные треугольники.

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты УУД

  1. Организационный момент.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, организация внимания детей.

-Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем  занятии вы будете вспоминать с доброй и теплой улыбкой.     

Включаются в рабочий ритм урока.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в группах.

Регулятивные: Организация учебной деятельности.

Личностные: 

Мотивация обучения.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

Направляет, объясняет.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок – игра. Вы сидите по группам. Теперь вы должны выбрать капитана, хранителя времени и счетовода. На столах у вас цветные треугольники – подсказки (цвет – название команды). На столах лежат также «Дорожные карты» с указанием задания и для выставления баллов.

Слушают учителя, обсуждают, выбирают командира, название команды, аргументируя свой выбор между членами группы. (В ходе урока дети проявили творчество, и 2 команды были названы «Бананчики»(жёлтый цвет), Зефиринки(белый).

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при работе в группах.

Регулятивные: Организация  учебной деятельности.

Личностные: 

Мотивация обучения.

  1. Актуализация.

Цель: актуализация ЗУН и мыслительных операций для решения проблемной ситуации.

Учитель создаёт проблемную ситуацию     ( Технология проблемного обучения через приём «Яркое пятно»).

Задание1

  1. Чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадки(в них зашифрованы типы речи).

В стране Русского языка, в городе Культуры речи на улице Содержания высказывания под деревом сидели трое…

Первый очень странный тип-

Целый день в теньке сидит.

Никого не замечает-

Рассуждает, рассуждает:

Хватит ли до лета дров?

Нужен ли букет цветов?

И зачем соседка Машка

Глазки строит другу Сашке?

И второй тип непростой.

Сообщает день – деньской,

Словно сводка новостей,

Полон всяких он вестей.

Обо всём на свете знает,

Ничего он не скрывает

И расскажет нам чудак

Что, зачем, когда и как.

Третий тип нас не обидит!

Он опишет всё, что видит.

Он расскажет, кто какой –

Птица, рыба, зверь лесной:

Белка – рыжая подружка,

Лапки мягки, как подушка,

Ту зверушку, без проблем,

Ты не спутаешь ни с кем!

Кто такие здесь сидят?

Каждому помочь хотят

Очень мудрым, умным быть

И красиво говорить!

Дети отгадывают загадки, строят чёткие ответы при определении темы урока «Типы речи» и приходят к выводу, что на уроке будут использовать ЗУН, полученные на предыдущих уроках. Счетоводы зачисляют баллы команде за правильный ответ.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками при работе в группах.

Регулятивные:

Контроль и оценка планируемых результатов.

Личностные:

Оценка учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

  1. План работы на уроке.

Цель: реализация плана урока.

Задание 2:

Заполнение кластера: Технология проблемного обучения через приём «Задание с недостаточными данными» или "Создай паспорт" (Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.)

Дети, используя ЗУН, полученные ранее, добавляют необходимую информацию – характеристику для каждого типа речи.

Счетоводы записывают баллы за правильный ответ в маршрутный лист.

Познавательные:

Формирование умения представлять информацию в виде схемы, таблицы.

Регулятивные:

Оценка учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

Личностные:

Отработка навыков работы в группах.

  1. Самостоятельная работа с проверкой учителя.

Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Задание 3:

Блиц – опрос «Верно или неверно». (Приём «Верно или неверно»)

1. Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло

2. В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др.

3. В повествовании говорится о действиях и событиях

4. К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

5. К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

6. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

7. Глаголы преобладают в тексте описания.

8. Именно к тексту описания можно задать вопросы: что за чем происходит?

Каждый участник команды – группы может ответить на вопрос и принести балл команде. Счетоводы фиксируют баллы.

Коммуникативные:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

Контроль и оценка планируемых результатов.

Личностные:

Оценка учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Смена вида деятельности, готовность обучающихся работать дальше.

6. План работы на уроке.

Цель: реализация плана урока.

Задание 4

«Распредели слова» (РКМЧП)

Распределите слова по соответствующим столбцам. Объясните ваш выбор.

Повествование

Описание

Рассуждение

Слова: тончайший, шел, думаю, торопился, зеленый, кажется, опаздывал, ехал, высокий, докажем, веселый, стол.

Распределяют слова в соответствии с типом речи. Проверяем ответы, зачисляют баллы.

Коммуникативные:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

Контроль и оценка планируемых результатов.

Личностные:

Оценка учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

Задание 5

«Текст» (Технология проблемного обучения и РКМЧП).

Задание:

- восстановить последовательность предложений в тексте

- вставить пропущенные буквы

- определить тип текста( с доказательством)

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

(повествование)

От старых стволов елей исходит тонкий аромат смолы. Молодые елочки выглядят ярче прежнего. Весеннее солнышко золотит их острые верхушечки, и они становятся похожими на маленькие зеленые свечи. А древние дубы, будто воины, охраняют запахи весеннего леса. Слышен звук звонких ручьёв на полянах. Пробуждаются кустики первой изумрудной травы, они похожи на тоненькие стрелы охотников из русских сказок.

(описание)

А ты знаешь, что весна приходит в весенний лес утром?

      Именно весной можно наблюдать в утреннем лесу, как набухают почки.  Потому что с первыми солнечными лучами в них происходит процесс роста, закладываются молоденькие листочки. Корни, напитавшись весенней талой водой, доставляют много питательных веществ им. Солнце помогает листьям окрашиваться в ярко-зеленые цвета. Этот процесс называют фотосинтезом.

(рассуждение)

Восстанавливают текст, записывают его в тетрадь, определяют тип речи, опираясь на отличительные особенности.

Коммуникативные:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

Контроль и оценка планируемых результатов.

Личностные:

Оценка  учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

  1. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися учебной деятельности.

Пока счетоводы подводят итоги, нам осталось только одно: ответить на вопрос- Какова цель нашего урока? Просто поиграть?

Обучающиеся представляют монологические ответы на вопрос.

Коммуникативные:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1. Домашнее задание

Составить синквейн на тему «Тип речи».

Дети задают вопросы, уточняют тему(выбор типа речи).

Познавательные:

Формирование умения представлять информацию в виде синквейна.

Регулятивные:

Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Формирование творческих способностей.

  1. Итог урока

Цель: подведение итогов урока.

Приём "Телеграмма" (Кратко написать самое важное, что понравилось на  уроке с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Личностные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: 

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Технологическая карта урока "Типы речи"

Тип урока: открытие нового знанияЦель  урока: - сформировать представление  о типе речи-  повествовании,    Задачи:- сформировать умение  определять функционально-см...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта заниятия по ОКФ  "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающ...

Технологическая карта и сценарий дистанционного урока русского языка в 7 классе с использованием цифровых образовательных платформ на тему" Частица как часть речи"

Методическое обоснование выбора цифровой платформы,  образовательной технологии                На современном этапе организац...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...