Средства художественной выразительности. Метафора. Постановка проблемы.
рабочие листы по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Средства художественной выразительности. Метафора.»
6 класс
Постановка проблемы:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
-Эти поэтические строки С. Есенина поражают читателей не только прекрасным пейзажем и разными зарисовками, но и богатством художественной выразительности.
-Ребята! Данное стихотворение напечатано на листе с оборотной стороны, переверните его.
-Поработайте индивидуально и подчеркните метафору в первых 2-х четверостишиях. Озвучьте ваши ответы. (Ученики называют метафору, я мелом, подчеркиваю на доске)
-Ребята! Посмотрите одно стихотворение, а несколько вариантов ответа, какие (разные мнения)
-Что перед нами? С чем мы столкнулись?
(Затруднение)
-Сформулируйте затруднение
(Я пока не могу объяснить почему это метафора)
-В чем причина затруднений
(Я не знаю, что такое метафора)
-Назовите следующий шаг
(Надо сформулировать цель)
-Сформулируйте цель
(Узнать, что такое метафора, чтобы уметь находить её в стихотворение)
-Озвучьте тему урока (МЕТАФОРА)
(Я открываю её на доске)
-Какой следующий шаг вы предлагаете?
(Чтобы справиться с затруднением нужно составить план)
-А какой план вы предлагаете?
(1. Найти в словаре, что такое метафора
2. Прочитать стихотворение (стихотворение)
3. Найти метафору
4. Обозначить при помощи опорного сигнала)
Давайте поработаем
- Находим определение метафоры в толковом словаре Ожегова (читают)
- Читаем 1 четверостишие
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- Находим метафору
Отговорила роща золотая, березовым, веселым языком- это метафора, т.к. перед нами оборот речи, состоящий в употребление слов в переносном смысле на основе сравнения, т.к. с одной стороны, роща золотая разговаривает, с другой поздняя осень, листья осыпаются, деревья стоят голые, поэтому отговорила роща золотая
-Читаем 2 четверостишие
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
-Находим метафору здесь
(Ведь в каждый в мире странник – это метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сравнения, т.к. жизнь человека быстротечна, но мир природы со смертью человека не исчезнет, от этого она не станет менее прекрасной, поэтому каждый в мире странник)
О всех ушедших грезит конопляник- это метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сравнения т.е. все, кто ушел, будет помнить конопляник.
А вот голубым прудом– это не метафора, т.к. не употребляется в переносном значении, это просто сравнение
-Как называется это средство выразительности?
(эпитет)
-Остался 4 пункт плана. Для лучшего запоминания нужно создать опорный сигнал
-Я предлагаю поработать в группах и обозначить метафору при помощи опорного сигнала
(Ребята предлагают опорный сигнал метафоры и выходят к доске прикрепляют на магнит опорные сигналы)
-Добрынин
-Капустина
-Кукуев
Объясняют
-Ребята! А в русском языке принято обозначать так (показывает на доске)
Метафора-переносное значение –сравнение
Закрепление
-А сейчас в следующих четверостишиях давайте найдем метафору
-Прочитайте четверостишие (Добрынин)
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Один среди равнины голой- метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сравнения, т.к. поэт сравнивает свою жизнь с жизнью природы.
Журавлей относит ветер в даль- это метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сходства сравнения, т.е. журавли улетают в тёплые края, на юг.
-Наступило время для самостоятельной работы
-Обратимся к четверостишию стихотворения «Отговорила роща золотая...»
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
-Сравните свою работу со слайдом на доске
-Кто справился с работой? Молодцы!
-Есть кто поставил знак вопросы?
(А что вы должны для этого сделать? Какую цель поставить? Выучить определение метафоры и самостоятельно натренироваться в её нахождении)
-Ребята, вы видите, что метафора –это золотой ключик, которым открывают двери к пониманию прекрасного, поэтому в качестве домашнего задания я бы хотела попросить вас написать синквейн к слову метафора)
-Кстати, что это такое, ко мне напомнит. (Цибулина)
-Спасибо, Наташа
-Действительно метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передать самые разные чувства и мысли. И возвращаясь к словам И. С. Тургенева (ещё раз хотелось бы подчеркнуть с помощью слов можно провести передать самые прекрасные мгновения жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42278.jpg)
Средства художественной выразительности
Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....
Средства художественной выразительности.
Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41367.jpg)
Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина
Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»
Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/12/picture-456731-1402598284.jpg)
Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-998743-1516520001.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...