Средства художественной выразительности. Метафора. Постановка проблемы.
рабочие листы по русскому языку (6 класс)

Урок с точки зрения деятельностного метода(постановка проблемы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_problemy.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Средства художественной выразительности. Метафора.»

6 класс

Постановка проблемы:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

-Эти поэтические строки С. Есенина поражают читателей не только прекрасным пейзажем и разными зарисовками, но и богатством художественной выразительности.

-Ребята! Данное стихотворение напечатано на листе с оборотной стороны, переверните его.

-Поработайте индивидуально и подчеркните метафору в первых 2-х четверостишиях. Озвучьте ваши ответы. (Ученики называют метафору, я мелом, подчеркиваю на доске)

-Ребята! Посмотрите одно стихотворение, а несколько вариантов ответа, какие (разные мнения)

-Что перед нами? С чем мы столкнулись?

(Затруднение)

-Сформулируйте затруднение

(Я пока не могу объяснить почему это метафора)

-В чем причина затруднений

(Я не знаю, что такое метафора)

-Назовите следующий шаг

(Надо сформулировать цель)

-Сформулируйте цель

(Узнать, что такое метафора, чтобы уметь находить её в стихотворение)

-Озвучьте тему урока (МЕТАФОРА)

(Я открываю её на доске)

-Какой следующий шаг вы предлагаете?

(Чтобы справиться с затруднением нужно составить план)

-А какой план вы предлагаете?

(1. Найти в словаре, что такое метафора

2. Прочитать стихотворение (стихотворение)

3. Найти метафору

4. Обозначить при помощи опорного сигнала)

Давайте поработаем

  1. Находим определение метафоры в толковом словаре Ожегова (читают)
  2. Читаем 1 четверостишие

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

  1. Находим метафору

Отговорила роща золотая, березовым, веселым языком- это метафора, т.к. перед нами оборот речи, состоящий в употребление слов в переносном смысле на основе сравнения, т.к. с одной стороны, роща золотая разговаривает, с другой поздняя осень, листья осыпаются, деревья стоят голые, поэтому отговорила роща золотая

-Читаем 2 четверостишие

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

-Находим метафору здесь

(Ведь в каждый в мире странник – это метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сравнения, т.к. жизнь человека быстротечна, но мир природы со смертью человека не исчезнет, от этого она не станет менее прекрасной, поэтому каждый в мире странник)

О всех ушедших грезит конопляник- это метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сравнения т.е. все, кто ушел, будет помнить конопляник.

А вот голубым прудом– это не метафора, т.к. не употребляется в переносном значении, это просто сравнение

-Как называется это средство выразительности?

(эпитет)

-Остался 4 пункт плана. Для лучшего запоминания нужно создать опорный сигнал

-Я предлагаю поработать в группах и обозначить метафору при помощи опорного сигнала

(Ребята предлагают опорный сигнал метафоры и выходят к доске прикрепляют на магнит опорные сигналы)

-Добрынин

-Капустина

-Кукуев

Объясняют

-Ребята! А в русском языке принято обозначать так (показывает на доске)

Метафора-переносное значение –сравнение

Закрепление

-А сейчас в следующих четверостишиях давайте найдем метафору

-Прочитайте четверостишие (Добрынин)

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Один среди равнины голой- метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сравнения, т.к. поэт сравнивает свою жизнь с жизнью природы.

Журавлей относит ветер в даль- это метафора, т.к. употребляется в переносном значении на основе сходства сравнения, т.е. журавли улетают в тёплые края, на юг.

-Наступило время для самостоятельной работы

-Обратимся к четверостишию стихотворения «Отговорила роща золотая...»

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

-Сравните свою работу со слайдом на доске

-Кто справился с работой? Молодцы!

-Есть кто поставил знак вопросы?

(А что вы должны для этого сделать? Какую цель поставить? Выучить определение метафоры и самостоятельно натренироваться в её нахождении)

-Ребята, вы видите, что метафора –это золотой ключик, которым открывают двери к пониманию прекрасного, поэтому в качестве домашнего задания я бы хотела попросить вас написать синквейн к слову метафора)

-Кстати, что это такое, ко мне напомнит. (Цибулина)

-Спасибо, Наташа

-Действительно метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передать самые разные чувства и мысли. И возвращаясь к словам И. С. Тургенева (ещё раз хотелось бы подчеркнуть с помощью слов можно провести передать самые прекрасные мгновения жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...