Урок русского языка в 9 классе "Систематизация и обобщение изученного по теме "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по краеведению (9 класс)
На уроке обобщаются и систематизируются теоретические знания о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; совершенствуются практические умения в постановке знаков препинания в БСП; происходит воспитание чувства любви к родине, интереса к её истории и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 57 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме
«Бессоюзные сложные предложения»
Цели:
- обобщение и систематизация теоретических знаний о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП;
- совершенствование практических умений в постановке знаков препинания в БСП;
- подготовка к ОГЭ;
- воспитание чувства любви к родине, интереса к её истории и культуре.
Оборудование:
учебник, тетрадь, памятка «Знаки препинания в БСП», мультимедийная презентация.
Эпиграфы:
Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
К.Г. Паустовский
Что означает Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Чтобы в конечном счёте к ней вернуться –
Не прерывать связующую нить.
А. Межиров
Ход урока
1. Слово учителя
– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. Ваша задача: показать всё, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме «БСП». (Слайд 2)
Обратите внимание на эпиграфы. (Слайд 3) Как вы думаете, почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?
(На уроке будут использованы краеведческие материалы, которые помогут не только обобщить и систематизировать знания по теме «БСП», но и будут способствовать воспитанию чувства любви к родине, развитию интереса к её культуре).
2. Активизация опорных знаний
– Прежде чем мы приступим к выполнению тренировочных упражнений, давайте вспомним всё, что вы знаете о БСП. Для разминки – блиц-опрос. Я зачитываю утверждение, а вы отвечаете: верно оно или неверно.
Блиц-опрос
1) В БСП две и более грамматических основы. (Верно)
2) Между частями БСП может стоять двоеточие. (Верно)
3) Если второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом, то ставится двоеточие. (Верно)
4) Между частями БСП иногда могут быть союзы. (Неверно)
5) Точка с запятой в БСП употребляется при перечислении фактов. (Верно)
6) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. (Верно)
7) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. (Верно)
8) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. (Неверно)
3. Тренинг по пунктуации в БСП
– А теперь пора применить теоретические знания на практике.
1. Коллективная исследовательская работа (Слайд 5)
– Найдите в тексте БСП, в которых ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Каменный Яр
Крут и каменист Каменный Яр. Но не за камни свои и не за крутизну свою он Каменным прозывается. А за то он Каменным прозывается, что много на нём горя изведали волжские бурлаки, и многие из них на нём смерть приняли, когда от самой Астрахани вверх по матушке Волге-реке тяжело гружёные баржи тянули.
Бывало, идут бурлаки в лямках, из сил выбиваются, а подходят к Каменному Яру – берег высокий, яр крутой, глянут вверх – шапка валится; весь берег из белого твердого камня, как слитой. Нечего раздумывать бурлакам: нужно тянуть баржу, совсем из сил выбиваются, а лезут на крутой яр; вылезут и по самому краю его идут, дальше их лямки не пускают. Глядишь, у иного голова закружится, не удержится он на круче – и полетит вниз.
Внизу вдарится так, что впрах разобьется, – и станет на свете одною бурлацкою душой меньше.
В те времена давние весь берег вдоль Каменного Яра был бурлацкими костями белыми устлан, мыли их волжские волны. Многие тут бурлаки свои головушки горемычные сложили.
Так вот с тех пор – за то, что и яр и камни прибрежные были безучастны к бурлацкому горю-печалям, – и прозвали яр Каменным, а вовсе не за его камни белые, что ветры обдувают сердитые да волны обмывают волжские.
Такие-то вот были дела во времена стародавние.
Записано Б. Лащилиным в 1946 году в Черноярском районе Астраханской области от М.К. Самойленко//Песни и сказы рыбаков: составители А.Любимов и Ф.Охотникова. – Издательство газеты «Волга». – Астрахань, 1952. – с.85.
Запятая В те времена давние весь берег вдоль Каменного Яра был бурлацкими костями белыми устлан, мыли их волжские волны. (перечисление)
Точка с запятой … совсем из сил выбиваются, а лезут на крутой яр; вылезут и по самому краю его идут, дальше их лямки не пускают.
Двоеточие Нечего раздумывать бурлакам: нужно тянуть баржу… (причина)
Тире … глянут вверх – шапка валится… (условие).
2. Подготовка к ОГЭ. Самостоятельное выполнение в тетради задания 3. (Слайды 6-9)
1) Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1)Интересна история села Каменный Яр, неразрывно связанная с историей заселения Астраханской губернии. (2)Документы Астраханского государственного архива свидетельствуют: в конце XVIII в. в урочище Каменный Яр перевели государственных крестьян из разных губерний: чувашей, мордву, татар. (3)Позднее к ним присоединились крестьяне из Пензы.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1)В ведомости, составленной в черноярском земском нижнем суде, в «селение Каменское» были причислены 983 человека. (2)Их поселили на линии, т.е. дороге от Царицына до Кавказа – места оказались непригодными для жизни. (3)Переселенцы прибыли в Каменный Яр в плачевном состоянии, так как падёж скота, частые переезды совсем разорили их, а надо было осваивать необжитые места.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Первая часть БСП имеет значение времени или условия.
3) Содержание первой части БСП противопоставляется содержанию второй.
3) Среди предложений 1-2 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1)Общие беды сплачивали переселенцев, они, несмотря на национальные различия, сообща отстаивали свои права; на прошении на имя государя в 1803 году с жалобой на царицинских купцов, притесняющих крестьян, подписи: «крестьянин Василий Семенов сын и Ибрагим Ишмихаметов». (2)Суть жалобы была в том, что рыбные ловли, которые прилегают к их наделам, заняли купцы, хотя по закону теперь должны перейти ко вновь поселенным крестьянам. Разбирательство длилось довольно долго, но все-таки дело решилось в интересах жителей села.
Как объяснить постановку точки с запятой в данном предложении?
1) Части БСП со значением перечисления распространены и уже имеют запятые.
2) Вторая часть БСП имеет значение причины.
3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1)Н. Михайлов в газете «Астраханские губернские ведомости» в 1846 г. так описывает Каменный Яр: (2)«Село располагается на горе. (3)Четыре отличных съезда красят откос и представляют все удобства жителям в беспрестанных нуждах и заботах. (4)По нижнему берегу реки в летнюю пору представляется полная картина крестьянской домашней деятельности: дубятся сети, строят лодки, собирают хворост, принесённый волнами, варят уху…»
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3. Конструирование предложений
– Перестройте союзные сложные предложения в бессоюзные. Запишите, объясняя и расставляя знаки препинания.
1) 9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура, потому что в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть.
9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура: в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть.
2) Было разрушено много домов и повреждена школа.
Было разрушено много домов, повреждена школа.
3) Во время боев под Сталинградом в Каменном Яру была налажена переправа. С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы, а на левый берег переправляли раненых бойцов.
С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы – на левый берег переправляли раненых бойцов.
3. Творческая работа
– Допишите, образуя БСП.
1 вариант:
В заповеднике «Бундинская дача» нельзя вырубать деревья … (причина).
Я взглянул на небо … (следствие).
Летом мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).
2 вариант:
Нас охватило чувство страха … (причина).
Погода была ужасная … (пояснение).
Лето будет дождливым … (условие).
4. Исследование предложений
– Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К. Паустовского, «как нотные знаки твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях:
1. Село моё, Каменный Яр, раскинувшееся на берегу Волги, ничем примечательным не выделялось, кроме одного: величавые воды могучей реки несли на себе из конца в конец страны красивые пароходы, широкоскулые баржи, бесконечные плоты. 2. Часто нам поручали купать пожарных лошадей, за это почётное право мы, случалось, дрались между собой. 3. Каменноярского острова тогда не было – только начинал формироваться подводный осерёдок.
Александр Соснин «Рождение мечты»
5. Беседа о роли БСП в речи
– А нужны ли БСП в нашей речи? В какой речи они употребляются чаще – в устной или письменной?
БСП часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.
– Жительница нашего села, первая татарская поэтесса Газиза Самитова написала много стихов. Она писала о нравственности, о жизни и смерти, о прошедших годах, о приближающейся старости – это основные мотивы её поэзии. Также собирала она народную мудрость, перерабатывая её в виде кратких, но метких пословиц. Объясните в этих пословицах знаки препинания:
«Невесткой была – свекрови не угодила, свекровью стала – снохе не по нраву»; (время)
«Красота девушки – тонкая нить, порвется она – в мусор упадёшь»; (условие)
«Хоть хребет сломан – не подавай вида». (условие)
– Какой знак чаще употребляется в пословицах, поговорках? (Тире)
– Этот знак препинания очень интересен, о нём известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: «Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации».
Сейчас мы познакомимся со стихотворением ещё одного каменноярского поэта Измайлова Ахъяра, которое называется
Завет сыну
О тебе сегодня мои думы,
Дорогой и ласковый сынок.
Молодой, красивый, статный, умный.
Чуб кудрявый чуть наискосок.
Я не знаю, кем ты станешь в жизни,
Биография – что чистый лист.
Может быть, прославишься в Отчизне
Как прекрасный врач или артист?
Иль на ниве хлебной землепашцем
Вырастишь богатый урожай,
Или космонавтом став бесстрашным
Поведёшь корабль в звёздный край?
Лишь в одном уверен твёрдо ныне –
Сам ты в жизни выберешь свой путь.
Только вот завет отцовский сыну –
Главное, ты – человеком будь!
– Только ли в БСП употребляется тире? С какой целью автор употребляет этот знак в тексте стихотворения?
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Бессоюзные сложные предложения часто используются публицистических и художественных текстах? Эту особенность БСП вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя БСП, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:
Моё детство так же уникально и великолепно,
как детство всех детей в мире…
5. Подведение итогов урока.
– Итак, пришла пора подвести итоги. Давайте поразмышляем,
Что дал вам сегодняшний урок?
Что вы вынесли из него?
С какими чувствами покидаете класс?
– Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Б) Ах, как я устал от этой суеты.
В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
Г) Готовиться к экзамену не так-то просто.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - обобщение и систематизация теоретических знаний о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; - совершенствование практических умений в постановке знаков препинания в БСП; - подготовка к ОГЭ; - воспитание чувства любви к родине, интереса к её истории и культуре.
Эпиграфы к уроку: Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский Что означает Родину любить? Во-первых, отовсюду к ней тянуться, Чтобы в конечном счёте к ней вернуться – Не прерывать связующую нить. А. Межиров
Каменный Яр Крут и каменист Каменный Яр. Но не за камни свои и не за крутизну свою он Каменным прозывается. А за то он Каменным прозывается, что много на нём горя изведали волжские бурлаки, и многие из них на нём смерть приняли, когда от самой Астрахани вверх по матушке Волге-реке тяжело гружёные баржи тянули. Бывало, идут бурлаки в лямках, из сил выбиваются, а подходят к Каменному Яру – берег высокий, яр крутой, глянут вверх – шапка валится; весь берег из белого твердого камня, как слитой. Нечего раздумывать бурлакам: нужно тянуть баржу, совсем из сил выбиваются, а лезут на крутой яр; вылезут и по самому краю его идут, дальше их лямки не пускают. Глядишь, у иного голова закружится, не удержится он на круче – и полетит вниз. Внизу вдарится так, что впрах разобьется, – и станет на свете одною бурлацкою душой меньше. В те времена давние весь берег вдоль Каменного Яра был бурлацкими костями белыми устлан, мыли их волжские волны. Многие тут бурлаки свои головушки горемычные сложили. Так вот с тех пор – за то, что и яр и камни прибрежные были безучастны к бурлацкому горю-печалям , – и прозвали яр Каменным, а вовсе не за его камни белые, что ветры обдувают сердитые да волны обмывают волжские. Такие-то вот были дела во времена стародавние.
Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1)Интересна история села Каменный Яр, неразрывно связанная с историей заселения Астраханской губернии. (2)Документы Астраханского государственного архива свидетельствуют: в конце XVIII в. в урочище Каменный Яр перевели государственных крестьян из разных губерний: чувашей, мордву, татар. (3)Позднее к ним присоединились крестьяне из Пензы. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку тире в данном предложении? 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Первая часть БСП имеет значение времени или условия. 3) Содержание первой части БСП противопоставляется содержанию второй. (1)В ведомости, составленной в черноярском земском нижнем суде, в «селение Каменское» были причислены 983 человека. (2)Их поселили на линии, т.е. дороге от Царицына до Кавказа – места оказались непригодными для жизни. (3)Переселенцы прибыли в Каменный Яр в плачевном состоянии, так как падёж скота, частые переезды совсем разорили их, а надо было осваивать необжитые места. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1)Общие беды сплачивали переселенцев, они, несмотря на национальные различия, сообща отстаивали свои права; на прошении на имя государя в 1803 году с жалобой на царицинских купцов, притесняющих крестьян, подписи: «крестьянин Василий Семенов сын и Ибрагим Ишмихаметов ». (2)Суть жалобы была в том, что рыбные ловли, которые прилегают к их наделам, заняли купцы, хотя по закону теперь должны перейти ко вновь поселенным крестьянам. (3)Разбирательство длилось довольно долго, но все-таки дело решилось в интересах жителей села. Как объяснить постановку точки с запятой в данном предложении? 1) Части БСП со значением перечисления распространены и уже имеют запятые. 2) Вторая часть БСП имеет значение причины. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1)Н. Михайлов в газете «Астраханские губернские ведомости» в 1846 г. так описывает Каменный Яр: (2)«Село располагается на горе. (3)Четыре отличных съезда красят откос и представляют все удобства жителям в беспрестанных нуждах и заботах. (4)По нижнему берегу реки в летнюю пору представляется полная картина крестьянской домашней деятельности: дубятся сети, строят лодки, собирают хворост, принесённый волнами, варят уху…» Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Перестройте союзные сложные предложения в бессоюзные. Запишите, объясняя и расставляя знаки препинания. 1) 9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура, потому что в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть. 3) Во время боев под Сталинградом в Каменном Яру была налажена переправа. С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы, а на левый берег переправляли раненых бойцов. 2) Было разрушено много домов и повреждена школа. 1) 9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура: в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть. 2) Было разрушено много домов, повреждена школа. 3) Во время боев под Сталинградом в Каменном Яру была налажена переправа. С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы - на левый берег переправляли раненых бойцов.
Допишите, образуя БСП. 1 вариант: В заповеднике « Бундинская дача» нельзя вырубать деревья … (причина). Я взглянул на небо … (следствие). Летом мы хорошо отдохнули … (вывод или результат). 2 вариант: Нас охватило чувство страха … (причина). Погода была ужасная … (пояснение). Лето будет дождливым … (условие).
1. Село моё Каменный Яр раскинувшееся на берегу Волги ничем примечательным не выделялось кроме одного величавые воды могучей реки несли на себе из конца в конец страны красивые пароходы широкоскулые баржи бесконечные плоты. Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях: 2. Часто нам поручали купать пожарных лошадей за это почётное право мы случалось дрались между собой. 3. Каменноярского острова тогда не было только начинал формироваться подводный осерёдок . Александр Соснин «Рождение мечты» 1. Село моё, Каменный Яр, раскинувшееся на берегу Волги, ничем примечательным не выделялось, кроме одного: величавые воды могучей реки несли на себе из конца в конец страны красивые пароходы, широкоскулые баржи, бесконечные плоты. 2. Часто нам поручали купать пожарных лошадей, за это почётное право мы, случалось, дрались между собой. 3. Каменноярского острова тогда не было – только начинал формироваться подводный осерёдок .
Мемориальная доска на доме, в котором жила Газиза Самитова
Объясните в этих пословицах знаки препинания: «Невесткой была – свекрови не угодила, свекровью стала – снохе не по нраву» «Красота девушки – тонкая нить, порвётся она – в мусор упадёшь» «Хоть хребет сломан – не подавай вида».
Измайлов Ахъяр Завет сыну О тебе сегодня мои думы, Дорогой и ласковый сынок. Молодой, красивый, статный, умный. Чуб кудрявый чуть наискосок. Я не знаю, кем ты станешь в жизни, Биография – что чистый лист. Может быть, прославишься в Отчизне Как прекрасный врач или артист? Иль на ниве хлебной землепашцем Вырастишь богатый урожай, Или космонавтом став бесстрашным Поведёшь корабль в звёздный край? Лишь в одном уверен твёрдо ныне – Сам ты в жизни выберешь свой путь. Только вот завет отцовский сыну – Главное, ты – человеком будь!
Домашнее задание Используя БСП, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис: Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…
А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. . – Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Б) Ах, как я устал от этой суеты. Г) Готовиться к экзамену не так-то просто.
Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"
Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"
На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...
Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".
На уроке подводятся итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется теория, развиваются навыки пунктуационного ана...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"
Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устан...
Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)
Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры на тему Зимних Олимпийских игр в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...