Урок русского языка в 9 классе "Систематизация и обобщение изученного по теме "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по краеведению (9 класс)

Бигоидзе Наталья Алексеевна

На уроке обобщаются и систематизируются теоретические знания о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; совершенствуются практические умения в постановке знаков препинания в БСП; происходит воспитание чувства любви к родине, интереса к её истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc57 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме

«Бессоюзные сложные предложения»

Цели:

- обобщение и систематизация теоретических знаний о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП;

- совершенствование практических умений в постановке знаков препинания в БСП;

- подготовка к ОГЭ;

- воспитание чувства любви к родине, интереса к её истории и культуре.

Оборудование:

учебник, тетрадь, памятка «Знаки препинания в БСП», мультимедийная презентация.

Эпиграфы:

Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

К.Г. Паустовский

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться –

Не прерывать связующую нить.

А. Межиров

Ход урока

1. Слово учителя

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. Ваша задача: показать всё, что вы умеете и знаете о БСП  и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме «БСП». (Слайд 2)

Обратите внимание на эпиграфы. (Слайд 3) Как вы думаете, почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?

(На уроке будут использованы краеведческие материалы, которые помогут не только обобщить и систематизировать знания по теме «БСП», но и будут способствовать воспитанию чувства любви к родине, развитию интереса к её культуре).

2. Активизация опорных знаний

– Прежде чем мы приступим к выполнению тренировочных упражнений, давайте вспомним всё, что вы знаете о БСП. Для разминки – блиц-опрос. Я зачитываю утверждение, а вы отвечаете: верно оно или неверно.

Блиц-опрос

1) В БСП две и более грамматических основы. (Верно)

2) Между частями БСП может стоять двоеточие. (Верно)

3) Если второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом, то ставится двоеточие. (Верно)

4) Между частями БСП иногда могут быть союзы. (Неверно)

5) Точка с запятой в БСП употребляется при перечислении фактов. (Верно)

6) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. (Верно)

7) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. (Верно)

8) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. (Неверно)

3. Тренинг по пунктуации в БСП

– А теперь пора применить теоретические знания на практике.

1. Коллективная исследовательская работа (Слайд 5)

– Найдите в тексте БСП, в которых ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Каменный Яр

Крут и каменист Каменный Яр. Но не за камни свои и не за крутизну свою он Каменным прозывается. А за то он Каменным прозывается, что много на нём горя изведали волжские бурлаки, и многие из них на нём смерть приняли, когда от самой Астрахани вверх по матушке Волге-реке тяжело гружёные баржи тянули.

Бывало, идут бурлаки в лямках, из сил выбиваются, а подходят к Каменному Яру – берег высокий, яр крутой, глянут вверх – шапка валится; весь берег из белого твердого камня, как слитой. Нечего раздумывать бурлакам: нужно тянуть баржу, совсем из сил выбиваются, а лезут на крутой яр; вылезут и по самому краю его идут, дальше их лямки не пускают. Глядишь, у иного голова закружится, не удержится он на круче – и полетит вниз.

Внизу вдарится так, что впрах разобьется, – и станет на свете одною бурлацкою душой меньше.

В те времена давние весь берег вдоль Каменного Яра был бурлацкими костями белыми устлан, мыли их волжские волны. Многие тут бурлаки свои головушки горемычные сложили.

Так вот с тех пор – за то, что и яр и камни прибрежные были безучастны к бурлацкому горю-печалям, – и прозвали яр Каменным, а вовсе не за его камни белые, что ветры обдувают сердитые да волны обмывают волжские.

Такие-то вот были дела во времена стародавние.

Записано Б. Лащилиным в 1946 году в Черноярском районе Астраханской области от М.К. Самойленко//Песни и сказы рыбаков: составители А.Любимов и Ф.Охотникова. – Издательство газеты «Волга». – Астрахань, 1952. – с.85.

Запятая В те времена давние весь берег вдоль Каменного Яра был бурлацкими костями белыми устлан, мыли их волжские волны. (перечисление)

Точка с запятой … совсем из сил выбиваются, а лезут на крутой яр; вылезут и по самому краю его идут, дальше их лямки не пускают.

Двоеточие Нечего раздумывать бурлакам: нужно тянуть баржу… (причина)

Тире … глянут вверх – шапка валится… (условие).

2. Подготовка к ОГЭ. Самостоятельное выполнение в тетради задания 3. (Слайды 6-9)

1) Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.

(1)Интересна история села Каменный Яр, неразрывно связанная с историей заселения Астраханской губернии. (2)Документы Астраханского государственного архива свидетельствуют:  в конце XVIII в. в урочище Каменный Яр перевели государственных крестьян из разных губерний: чувашей, мордву, татар. (3)Позднее к ним присоединились крестьяне из Пензы.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.

(1)В ведомости, составленной в черноярском земском нижнем суде, в «селение Каменское» были причислены 983 человека. (2)Их поселили на линии, т.е. дороге от Царицына до Кавказа – места оказались непригодными для жизни. (3)Переселенцы прибыли в Каменный Яр в плачевном состоянии, так как падёж скота, частые переезды совсем разорили их, а надо было осваивать необжитые места.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Первая часть БСП имеет значение времени или условия.

3) Содержание первой части БСП противопоставляется содержанию второй.

3) Среди предложений 1-2 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.

(1)Общие беды сплачивали переселенцев, они, несмотря на национальные различия, сообща отстаивали свои права; на прошении на имя государя в 1803 году с жалобой на царицинских купцов, притесняющих крестьян, подписи: «крестьянин Василий Семенов сын и Ибрагим Ишмихаметов». (2)Суть жалобы была в том, что рыбные ловли, которые прилегают к их наделам, заняли купцы, хотя по закону теперь должны перейти ко вновь поселенным крестьянам. Разбирательство длилось довольно долго, но все-таки дело решилось в интересах жителей села.

Как объяснить постановку точки с запятой в данном предложении?

1) Части БСП со значением перечисления распространены и уже имеют запятые.

2) Вторая часть БСП имеет значение причины.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.

(1)Н. Михайлов в газете «Астраханские губернские ведомости» в 1846 г. так описывает Каменный Яр: (2)«Село располагается на горе. (3)Четыре отличных съезда красят откос и представляют все удобства жителям в беспрестанных нуждах и заботах. (4)По нижнему берегу реки в летнюю пору представляется полная картина крестьянской домашней деятельности: дубятся сети, строят лодки, собирают хворост, принесённый волнами, варят уху…»

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Конструирование предложений

– Перестройте союзные сложные предложения в бессоюзные. Запишите, объясняя и расставляя знаки препинания.

1) 9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура, потому что в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть.

9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура: в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть.

2) Было разрушено много домов и повреждена школа.

Было разрушено много домов, повреждена школа.

3) Во время боев под Сталинградом в Каменном Яру была налажена переправа. С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы, а на левый берег переправляли раненых бойцов.

С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы – на левый берег переправляли раненых бойцов.

3. Творческая работа

– Допишите, образуя БСП.

1 вариант:

В заповеднике «Бундинская дача» нельзя вырубать деревья … (причина).

Я взглянул на небо … (следствие).

Летом мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

2 вариант:

Нас охватило чувство страха … (причина).

Погода была ужасная … (пояснение).

Лето будет дождливым … (условие).

4. Исследование предложений

– Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К. Паустовского, «как нотные знаки твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях:

1. Село моё, Каменный Яр, раскинувшееся на берегу Волги, ничем примечательным не выделялось, кроме одного: величавые воды могучей реки несли на себе из конца в конец страны красивые пароходы, широкоскулые баржи, бесконечные плоты. 2. Часто нам поручали купать пожарных лошадей, за это почётное право мы, случалось, дрались между собой. 3. Каменноярского острова тогда не было – только начинал формироваться подводный осерёдок.

Александр Соснин «Рождение мечты»

5. Беседа о роли БСП в речи

– А нужны ли БСП в нашей речи? В какой речи они употребляются чаще – в устной или письменной?

БСП часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.

– Жительница нашего села, первая татарская поэтесса Газиза Самитова написала много стихов. Она писала о нравственности, о жизни и смерти, о прошедших годах, о приближающейся старости – это основные мотивы её поэзии. Также собирала она народную мудрость, перерабатывая её в виде кратких, но метких пословиц. Объясните в этих пословицах знаки препинания:

«Невесткой была – свекрови не угодила, свекровью стала – снохе не по нраву»; (время)

«Красота девушки – тонкая нить, порвется она – в мусор упадёшь»; (условие) 

«Хоть хребет сломан – не подавай вида». (условие)   

– Какой знак чаще употребляется в пословицах, поговорках? (Тире)

– Этот знак препинания очень интересен, о нём известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: «Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации».

Сейчас мы познакомимся со стихотворением ещё одного каменноярского поэта Измайлова Ахъяра, которое называется

Завет сыну

О тебе сегодня мои думы,

Дорогой и ласковый сынок.

Молодой, красивый, статный, умный.

Чуб кудрявый чуть наискосок.

Я не знаю, кем ты станешь в жизни,

Биография – что чистый лист.

Может быть, прославишься в Отчизне

Как прекрасный врач или артист?

Иль на ниве хлебной землепашцем

Вырастишь богатый урожай,

Или космонавтом став бесстрашным

Поведёшь корабль в звёздный край?

Лишь в одном уверен твёрдо ныне –

Сам ты в жизни выберешь свой путь.

Только вот завет отцовский сыну –

Главное, ты – человеком будь!

– Только ли в БСП употребляется тире? С какой целью автор употребляет этот знак в тексте стихотворения?

4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Бессоюзные сложные предложения часто используются публицистических и художественных текстах? Эту особенность БСП вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя БСП, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

Моё детство так же уникально и великолепно,

как детство всех детей в мире…

5. Подведение итогов урока.

– Итак, пришла пора подвести итоги. Давайте поразмышляем,

Что дал вам сегодняшний урок?

Что вы вынесли из него?

С какими чувствами покидаете класс?

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Б) Ах, как я устал от этой суеты.

В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

Г) Готовиться к экзамену не так-то просто.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе Учитель Бигоидзе Н.А. МКОУ «СОШ с. Каменный Яр им. Героя Советского Союза Аблязова Ф.Р.» 2022 Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Слайд 2

Цели урока: - обобщение и систематизация теоретических знаний о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; - совершенствование практических умений в постановке знаков препинания в БСП; - подготовка к ОГЭ; - воспитание чувства любви к родине, интереса к её истории и культуре.

Слайд 3

Эпиграфы к уроку: Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский Что означает Родину любить? Во-первых, отовсюду к ней тянуться, Чтобы в конечном счёте к ней вернуться – Не прерывать связующую нить. А. Межиров

Слайд 4

Каменный Яр Крут и каменист Каменный Яр. Но не за камни свои и не за крутизну свою он Каменным прозывается. А за то он Каменным прозывается, что много на нём горя изведали волжские бурлаки, и многие из них на нём смерть приняли, когда от самой Астрахани вверх по матушке Волге-реке тяжело гружёные баржи тянули. Бывало, идут бурлаки в лямках, из сил выбиваются, а подходят к Каменному Яру – берег высокий, яр крутой, глянут вверх – шапка валится; весь берег из белого твердого камня, как слитой. Нечего раздумывать бурлакам: нужно тянуть баржу, совсем из сил выбиваются, а лезут на крутой яр; вылезут и по самому краю его идут, дальше их лямки не пускают. Глядишь, у иного голова закружится, не удержится он на круче – и полетит вниз. Внизу вдарится так, что впрах разобьется, – и станет на свете одною бурлацкою душой меньше. В те времена давние весь берег вдоль Каменного Яра был бурлацкими костями белыми устлан, мыли их волжские волны. Многие тут бурлаки свои головушки горемычные сложили. Так вот с тех пор – за то, что и яр и камни прибрежные были безучастны к бурлацкому горю-печалям , – и прозвали яр Каменным, а вовсе не за его камни белые, что ветры обдувают сердитые да волны обмывают волжские. Такие-то вот были дела во времена стародавние.

Слайд 5

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1)Интересна история села Каменный Яр, неразрывно связанная с историей заселения Астраханской губернии. (2)Документы Астраханского государственного архива свидетельствуют: в конце XVIII в. в урочище Каменный Яр перевели государственных крестьян из разных губерний: чувашей, мордву, татар. (3)Позднее к ним присоединились крестьяне из Пензы. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Слайд 6

Как объяснить постановку тире в данном предложении? 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Первая часть БСП имеет значение времени или условия. 3) Содержание первой части БСП противопоставляется содержанию второй. (1)В ведомости, составленной в черноярском земском нижнем суде, в «селение Каменское» были причислены 983 человека. (2)Их поселили на линии, т.е. дороге от Царицына до Кавказа – места оказались непригодными для жизни. (3)Переселенцы прибыли в Каменный Яр в плачевном состоянии, так как падёж скота, частые переезды совсем разорили их, а надо было осваивать необжитые места. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.

Слайд 7

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1)Общие беды сплачивали переселенцев, они, несмотря на национальные различия, сообща отстаивали свои права; на прошении на имя государя в 1803 году с жалобой на царицинских купцов, притесняющих крестьян, подписи: «крестьянин Василий Семенов сын и Ибрагим Ишмихаметов ». (2)Суть жалобы была в том, что рыбные ловли, которые прилегают к их наделам, заняли купцы, хотя по закону теперь должны перейти ко вновь поселенным крестьянам. (3)Разбирательство длилось довольно долго, но все-таки дело решилось в интересах жителей села. Как объяснить постановку точки с запятой в данном предложении? 1) Части БСП со значением перечисления распространены и уже имеют запятые. 2) Вторая часть БСП имеет значение причины. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Слайд 8

Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения. (1)Н. Михайлов в газете «Астраханские губернские ведомости» в 1846 г. так описывает Каменный Яр: (2)«Село располагается на горе. (3)Четыре отличных съезда красят откос и представляют все удобства жителям в беспрестанных нуждах и заботах. (4)По нижнему берегу реки в летнюю пору представляется полная картина крестьянской домашней деятельности: дубятся сети, строят лодки, собирают хворост, принесённый волнами, варят уху…» Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП имеет значение изъяснения, дополнения того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Слайд 9

Перестройте союзные сложные предложения в бессоюзные. Запишите, объясняя и расставляя знаки препинания. 1) 9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура, потому что в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть. 3) Во время боев под Сталинградом в Каменном Яру была налажена переправа. С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы, а на левый берег переправляли раненых бойцов. 2) Было разрушено много домов и повреждена школа. 1) 9 октября 1942 г. стал для жителей села днём траура: в этот день больше 20 немецких самолётов появились над селом и разбомбили его восточную часть. 2) Было разрушено много домов, повреждена школа. 3) Во время боев под Сталинградом в Каменном Яру была налажена переправа. С левого берега Волги переправлялись войска, техника, боеприпасы - на левый берег переправляли раненых бойцов.

Слайд 10

Допишите, образуя БСП. 1 вариант: В заповеднике « Бундинская дача» нельзя вырубать деревья … (причина). Я взглянул на небо … (следствие). Летом мы хорошо отдохнули … (вывод или результат). 2 вариант: Нас охватило чувство страха … (причина). Погода была ужасная … (пояснение). Лето будет дождливым … (условие).

Слайд 11

1. Село моё Каменный Яр раскинувшееся на берегу Волги ничем примечательным не выделялось кроме одного величавые воды могучей реки несли на себе из конца в конец страны красивые пароходы широкоскулые баржи бесконечные плоты. Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях: 2. Часто нам поручали купать пожарных лошадей за это почётное право мы случалось дрались между собой. 3. Каменноярского острова тогда не было только начинал формироваться подводный осерёдок . Александр Соснин «Рождение мечты» 1. Село моё, Каменный Яр, раскинувшееся на берегу Волги, ничем примечательным не выделялось, кроме одного: величавые воды могучей реки несли на себе из конца в конец страны красивые пароходы, широкоскулые баржи, бесконечные плоты. 2. Часто нам поручали купать пожарных лошадей, за это почётное право мы, случалось, дрались между собой. 3. Каменноярского острова тогда не было – только начинал формироваться подводный осерёдок .

Слайд 12

Мемориальная доска на доме, в котором жила Газиза Самитова

Слайд 13

Объясните в этих пословицах знаки препинания: «Невесткой была – свекрови не угодила, свекровью стала – снохе не по нраву» «Красота девушки – тонкая нить, порвётся она – в мусор упадёшь» «Хоть хребет сломан – не подавай вида».

Слайд 14

Измайлов Ахъяр Завет сыну О тебе сегодня мои думы, Дорогой и ласковый сынок. Молодой, красивый, статный, умный. Чуб кудрявый чуть наискосок. Я не знаю, кем ты станешь в жизни, Биография – что чистый лист. Может быть, прославишься в Отчизне Как прекрасный врач или артист? Иль на ниве хлебной землепашцем Вырастишь богатый урожай, Или космонавтом став бесстрашным Поведёшь корабль в звёздный край? Лишь в одном уверен твёрдо ныне – Сам ты в жизни выберешь свой путь. Только вот завет отцовский сыну – Главное, ты – человеком будь!

Слайд 15

Домашнее задание Используя БСП, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис: Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

Слайд 16

А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. . – Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Б) Ах, как я устал от этой суеты. Г) Готовиться к экзамену не так-то просто.

Слайд 17

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"

На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...

Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

   На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного ана...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"

Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устан...

Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)

Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры  на тему Зимних Олимпийских игр  в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...