Урок русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Чепанова Ольга Юрьевна

Урок изучения нового материала по теме "Неопределенные местоимения". Рассматривается правописание, синтаксическая роль местоимений, употребление в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Неопределенные местоимения

Ход урока

I      Мотивационный этап

Создание ситуации успешности

  1. Повторение изученного

Мы продолжаем изучение большой темы. Какую часть речи мы с вами изучаем? (местоимение)

Каждый урок – ступенька к познанию нового, по лестнице выше и выше, открывая разряды местоимений.

А сколько их всего? (9) Все мы разобрали? (нет) . Что мы будем делать сегодня? (изучать другие разряды).

Давайте вспомним,  что мы знаем о местоимениях.

 -Почему личные так называют?

-Как пишутся личные местоимения с предлогами?

-В чем особенность возвратного местоимения?

-Чем вопросительные отличаются от относительных?

Предлагаю вам проверить

 «Веришь-не веришь»

Веришь ли ты, что

  1. Местоимения указывают на предмет, признак, количество, не называя?
  2. Местоимения употребляются вместо существительного, прилагательного, глагола?
  3. В предложении «От меня отвел, а к себе не привел» все местоимения личные?
  4. Возвратные местоимения изменяются по родам?
  5. В косвенном падеже к местоимению 3 лица добавляется «н»
  6. Вопросительное местоимение кто? Что? Не изменяется по падежам?
  7.  Возвратное местоимение себя не имеет  им.падежа

                 (Слайд №1) Проверьте себя и оцените свою работу

Заполните листы самооценки, задание № 1

Проверка работы у доски. Проверяем и оцениваем.

(-Что нужно было сделать?

-Справилась ли?

Были ошибки?

Обращался  ли за помощью?) Оцени ответ и поставь отметку в лист самооценки.

Найдите лишнее (, мы, нас, он, кто-нибудь, обо мне)

  1. Читаем текст :  Однажды куда-то на яхте

Откуда-то кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки, о чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый в зеленые волны нырял,

И ветер, почти незаметный, чуть-чуть паруса надувал.

- Кто поплыл? (кто-то)

- Какой дельфин?

- Какие чайки? – почему у нас осталось впечатление загадочности, неопределенности? А что такое неопределенный? ( обращаемся к словарю Ожегова, читаем)

Как называется разряд, к которому относятся местоимения из текста?  Это и есть тема нашего урока, назовите. Записываем тему. («Неопределенные местоимения»)

II  Операционный этап

  1. Постановка цели ( изучить неопределенные местоимения)
  2. К цели идем, решая задачи – маленькими шагами, давайте их сформулируем:

(слайд № 2)

- Изучить…. (морфологические признаки местоимений)

- учиться…(отличать неопределенные местоимения от других разрядов)

- учиться…( находить в тексте и определять синтаксическую роль)

Что нам поможет решить первую задачу? (учебник)

3. Работа с учебником – стр.76-77, читаем и ищем ответ на вопросы:

А)На что указывают неопределенные местоимения?

Б)Как изменяются? - просклонять

               В)  От чего образуются? (3 минуты)

Работа в парах – ответьте на эти вопросы, послушайте друг друга.

Фронтальный опрос по этим же вопросам

(слайд №2) Решаем вторую задачу

  1. Цифровой диктант
  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить
  2. Вишь, какая саранча!
  3. О себе дед рассказывать не любил.
  4. Читателя поражала какая-то природная красота.
  5. Кому из литературных героев  хочешь  подражать?

Слайд № ключ. Проверьте , заполните лист самооценки по критериям.

Можно считать вторую задачу выполненной?

  1. Слайд с задачами – приступаем к решению третьей задачи. У вас на столах карточка. Найдите в предложениях  неопределенные местоимения и подчеркните их как члены предложения:

Некто шел по какой-то дороге.

К кому-то принесли от мастера ларец.

Какой-то непонятный звон слышен в лесу.

Проверьте себя по критериям и заполните лист самооценки

Вывод – неопределенные местоимения могут быть  подлежащим, дополнением и определением.

Слайд № 2 ( задачи) – третью задачу решили. Таким образом, цели мы достигли. Сдайте листы самооценки

III  Рефлексивный этап

Отметьте свои успехи  на шкале успешности.

Правописание неопределенных местоимений

Ход урока

I   Мотивационный этап.  Оргмомент

Решаем проблемную задачу:

Слайд № 1

(Кое)кто

Кто(нибудь)

Чей(то)

Какой(либо)

Н(Е,И)сколько

Н(Е,И)кто

Слова какой части речи вы видите? К какому разряду относятся местоимения? Почему стоят скобки?

Сформулируйте тему нашего урока ( Правописание неопределенных местоимений)

Сформулируйте цель урока (научиться писать неопределенные местоимения)

Слайд № 1.

Задачи:  1. Сформулировать…( правило написания)

2.Изучить …(теоретический материал учебника)

3. Учиться …(правильно применять правило на практике)

III   Операционный этап

1. Фронтальный опрос:

- От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

-С помощью чего образуются неопределенные местоимения?

Слайд № 2

Вопросительные

местоимения

Не-

-то

-либо

-нибудь

Кое-

что

нечто

что-либо

кое-что

кто

некто

кто-нибудь

кое у кого

который

некоторый

какой-нибудь

кое-какой

сколько

несколько

сколько-то

 - Поставьте ударение во втором столбце. Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с  приставкой не-

 -   Какая морфема перед вами в третьем столбце? Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с суффиксами  - то, - либо, -нибудь.

- -   Какая морфема перед вами в четвертом столбце? Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с  приставкой кое –

Слайд с задачами. Решили первую, теперь обратимся к учебнику и познакомимся с теорией

2.Работа с учебником стр. 77-78. Читают. Делают вывод

- Как пишутся местоимения с приставкой не-?

- как пишутся местоимения с суффиксами то-, либо-, нибудь-?

- Как пишется приставка кое-? Всегда?

3. Распределительный диктант

Беседовал кое с кем, с кем-нибудь посоветовался, встретишь кого-нибудь, приобрести кое-какие книги, с некоторых пор, за несколько минут, догадывался кое о чем,  некто спросил  кое у кого

Проверьте по критериям, заполните лист самооценки.

4.Физкультминутка  (слитно – присесть, раздельно – руки вверх, через  дефис – наклониться)

Некто, что-то, кое у кого, что-нибудь, несколько, чей-то, некто, кое о чем

5.Восстановите текст, добавив местоимения (1 группа)

Добавить местоимения и подчеркнуть их как члены предложения ( 2 группа)

…громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолет сломал…..верхушек и развалился на части. Алексей пришел в себя и услышал скрип наста под… и хриплое дыхание. «Это….из немцев»,-подумал летчик

Слова для справок: чьими(то), кто(нибудь), (не)сколько, что(то), какое(то).

Фронтальная проверка

Подобное задание у вас будет дома, это упражнение 461

На обороте – тест

1.В каком ряду все местоимения неопределенные

А) Несколько, какой, что-то

Б) не у кого, нечто, что-либо

В) некого, кому, что-нибудь

2. Какое местоимение пишется через дефис:

А) (кое)(с)кем

Б)(кое)кому

В) (кое)(о)ком

3. Укажите местоимение с раздельным написанием кое-

А)(кое)что

Б)(кое)(у)кого

В)(кое)кому

4. Какое местоимение пишется слитно:

А)кому(либо)

Б)(не)кто

В) кого(нибудь)

5. Какое местоимение пишется слитно:

А)что(нибудь)

Б)кое(у)кого

В)(не)что

Проверяем по слайду, заполняем  лист самооценки

6.Работа в группах:

Занимательные задачи. Замените словосочетание фразеологизмом. Составить с фразеологизмом предложение

Дурачить кого-то

Говорить что-либо пустое

Обманывать кого-нибудь

Делать что-то плохое, с ленью

Кому-либо все нипочем

Хорошо в чем-либо разбираться

Переливать из пустого в порожнее

Водить за нос

Обвести вокруг пальца

Спустя рукава

Как рыба в воде

Как с гуся вода

Фронтальная проверка результатов работы. Оцените работу своей группы, кто доволен?

III  Рефлексивный этап

Буквенно-цифровой  диктант

Несколько

Какой-либо

Кое с кем

Кое-какие

Чей-то

Сколько-нибудь

Некто

Кое о чем

Проверяем по критериям, заполняем лист самооценки, сдаем.

Слайд с задачами – все решены – цель достигли. Отметьте на шкале успешности свои успехи.

Покажите свое настроение (смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...