Урок русского языка в 8 классе. (С применением игровых технологий). Тема: повторим синтаксис и пунктуацию.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Сазонова Надежда Сергеевна

Урок русского языка в 8 классе. (С применением игровых технологий). Тема: повторим синтаксис и пунктуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе. (С применением игровых технологий).

Тема: повторим синтаксис и пунктуацию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель занятия:  повторить и систематизировать знания по курсу «Синтаксис и пунктуация» .

Задачи занятия:

Обучающая: углубление, расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся по курсу «Синтаксис и пунктуация» 

Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: воспитание организованности, умения работать в группах, умения сосредоточиваться на выполнении заданий.

УУД:

1) Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.

2) Регулятивные: целеполагание, саморегуляция, оценка, коррекция, прогнозирование.

3) Познавательные: самостоятельная формулировка познавательной цели, формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока.

1. Орг. момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?

- Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

2.Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока.

Ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис). Какой раздел изучает правила постановки знаков препинания? (Пунктуация). Сегодня наше занятие будет проводиться в форме урока-игры, и три команды поспорят за звание «Лучшие знатоки синтаксиса и пунктуации». Победит та команда, которая сможет выполнить больше заданий, которые даны на карточках.

3. Задание 1. «Это мы знаем и умеем»

Охарактеризуйте предложения, выделив его грамматическую основу, словосочетания, объясните расстановку знаков препинания.

Громко залаяв, гончая бросилась вперед.

Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды.

На сено скосили траву, напоминающую своими душистыми запахами лето.

4. Задание 2. «Конструкторы»

Кто быстрее построит предложение и правильно расставит знаки препинания!

Слова для конструкции: ясно просто мысль и человеку надо передать свою музыку другому  язык чтобы хорошо уметь надо говорить любить  как мать как родной и

В оригинале предложение выглядит так: «Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно и просто». (А.М.Горький)

5. Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

6. Задание 3.  Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставляя недостающие слова.

«В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно  было  прежде всего отметить границы предложений. Так появилась … - первый и основной знак членения текста. На основе … возникли другие знаки: … Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.

   К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые принято называть знаками пунктуации.

Запишите текст, отметив красную строку, расставляя знаки препинания.

Дорогие ребята читая этот текст вы убеждаетесь как помогли бы вам в работе знаки препинания что же мы знаем о них знаки препинания расставленные по правилам помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять текст прочитать его с нужной интонацией помогают они пишущему точно передать свои мысли и чувства сделать высказывание более выразительным и доступным знаки препинания наши помощники будем же относиться к ним очень внимательно

7. Задание 4. «Кто быстрее составит словосочетание".

Составьте словосочетания по группам в соответствии с приведенными схемами. Придумайте с ними предложения.

1)Прилагательное (зависимое слово) + существительное (главное).

2)Существительное (главное слово) + существительное в родительном падеже.

3)Глагол (главное слово) + существительное в винительном падеже.

4)Глагол (главное слово) + существительное в творительном падеже.

5)Наречие (зависимое слово) + глагол (главное).

6)Наречие (зависимое слово) + наречие (главное).

8. Задание 5. «Не в ущерб рифме!»

Вставьте словосочетания таким образом, чтобы в четверостишии А.К.Толстого не терялась рифма и ритм.

Осень! Обсыпается весь наш (прилагательное + существительное),

(Существительное + причастие страдательное) по ветру летят,

Лишь вдали красуются,  там  на дне долин,

(Существительное + сложное прилагательное, обозначающее цвет) вянущих рябин.

В оригинале стихотворение звучит так:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья  пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

9. Подведение итогов.

Подведение итогов игры, объявление результатов, награждение победителей. 

10.Рефлексия.

Ребята, вам понравился сегодняшний урок?  Как вы оцениваете свою работу? Удалось ли нам достичь целей урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 10-м классе с примененим модульной технологии. Тема: "Решение тригонометрических уравнений"

Тип урока:   урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.Цели урока: Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;Продолжить работу по развитию тв...

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...

Урок литературы в 5 классе с применением здоровьесберегающей технологии "Тема здоровья в русском фольклоре

Методичекая разработка урока литературы с использованием здоровьесберегающей технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Содержание теоретического и практиче...