Урок-обобщение «Её Величество Лексика»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Данилова Людмила Валентиновна
- развивать интерес к изучению языка; - обогащать словарный запас языка обучающихся; - воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

(Урок-размышление по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»).

Цели: 1.Дать понятие сочувствия и сострадания.

          2.Научить понимать содержание сказки, работая над составлением кластеров, постигая образ цветка через слово.

          3.Учить постигать нравственный смысл сказки-были.

Оборудование: портрет А.Платонова, слайды (эпиграф, словарная работа, «Нравственные заповеди…»), «Уроки бабочки» - ИКТ.

Эпиграфы к уроку:       1.Имей сердце, имей душу, и будешь человек во все

                                        времена.

                                        2. Сочувствие-душа человечности.

                                                                               А.Круглов

                                              Ход урока.

1.Читается начало сказки учителем.

2.Вступительное слово учителя.

   Не думайте, что сказка-забава, несерьёзное дело для умного человека. Давайте прислушаемся к тихому древнему и мудрому голосу сказки. Взрослые выдумывают, маленьким сказывают, а маленькие слушают и верят. Верят тому, чего и быть не могло. И не думайте, что взрослые умны, а дети глупы. Человек спрашивает сказку о смысле земной жизни. Именно такие сказки любил сочинять А.Платонов. Он жил в первой половине нашего века, его давно уже не стало, но каждый год выходят его книги для взрослых и детей. Наверно, ему в детстве никогда не говорили: «Ты ещё не дорос, это тебе не по уму». Он нам рассказывает о маленьких, а уважает их как больших. И они тоже начинают себя уважать  и думать, что они главные на этой земле. Им, как и нам, всё интересно: большое и маленькое, приятное и страшное, и животные, и цветы. Бывают книги, которые мы читаем залпом. Андрея Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово и как они стоят друг с другом рядом. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про самих себя такое, до чего никогда не додумались бы сами. Для детей у него вышло более 20 книг. Сказку «Неизвестный цветок» он написал сразу после войны, а опубликована она была после его смерти. Мы уже вглядывались в его портрет. Он философ, мудрец, оставивший нам много загадок. Его сказки просты и глубоки, как сама русская душа.

3.Вызов интереса.

А теперь давайте окунёмся в сказочно цветущий сад, где полным-полно цветов. Глазки закрыли. Что вы «видите», что ощущаете?                                    

    -Составление кластера №1.                

             Благоухание-------------                             ----------------радоваться

              Свежесть----------------       Цветы                     ---------------  улыбаться                           Аромат ------------------                                --------------дарить

              Пышность--------------                              ---------------забыться              

4.Беседа.

 -Почему рассказ имеет подзаголовок «Сказка-быль»? Что в рассказе сказка, а что  быль?

 -Чтение 2-го абзаца рассказа.

 -Какие части речи преобладают в этом абзаце? С какой целью использует их автор? К чему стремился цветок?

 -Как показывается цветок в рассказе? Составление кластера №2.

                Неизвестный---------неизвестный--------маленький

                Слепой---------------------цветок---------------трудолюбивый

                   Одинокий-----------                    ----------живой

                   Терпеливый--------                        ------------настоящий

   -На вопрос «Как тебя зовут?» цветок отвечает: «Меня никто никак не зовёт» Почему цветок неизвестный? (Подчёркивается одиночество).

   -Почему цветок находит именно маленькая Даша?

(Во-первых, этому «бедному» цветку должен был кто-то помочь, посочувствовать; во-вторых, А.Платонов очень любил детей и считал, что дети понимают жизнь сердцем.)

  -Что сделали дети и Даша, чтобы помочь неизвестному цветку?

5.Словарная работа (записывается в тетради) (Слайд)

 Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждённое горем, несчастьем другого человека.

 Сочувствие - 1.Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному; сострадание. 2.Одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.

    -Какое слово имеет более широкое значение?

    -Встречались ли вам люди, которые проявили бы чувства сострадания и сопереживания к кому-нибудь или к чему-либо?

    -Нужны ли эти качества в наши дни?

6.Просмотр слайдов «Уроки бабочки».

    -Что символизирует неизвестный цветок и бабочка?

   (Символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ воли к жизни, символ мечты о гармонии).

    -Нужна ли помощь маленьким существам?

    -Как вы понимаете эпиграф к данному уроку?

7.Итоги урока.

   «Неизвестный цветок» - последний рассказ А.Платонова, который писал его уже тяжело больным. Он подарил его своей 6-летней дочке Маше. Получилось своеобразное завещание. Какие нравственные заповеди оставил А.Платонов потомкам в своих рассказах? (Слайд)

   -Записываются в тетради нравственные заповеди.

Никто на земле не лишний, что каждый «всему свету нужен». Ничто не проходит бесследно, из праха появляется прекрасный цветок; если человек дарит доброту, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливая веру в прекрасное.

8.Домашнее задание.

   Читаем в рассказе: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания». Что же хотел сказать Даше цветок-сын? Напишите сочинение-миниатюру от лица цветка.

                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по русскому языку в 5 классе по теме"Лексика"

В игровой форме учащиеся обобщают материал по теме "Лексика"....

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Урок-обобщение знаний по теме Лексика 5 кл

Тип урока: урок-игра. Цели урока: проверить степень усвоения учащимися знаний по разделу "Лексика", развивать быстроту мыслительных  операций, воспитывать любовь к родной речи....

Открытый урок-обобщение по теме "Лексика"

Цели урока:1) Повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;2) Продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;с...