конспект урока по теме " Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зверева Ирина Васильевна

урок приобретения новых знаний с применением частично-поискового метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока русского языка

           Имя числительное как часть речи              6 класс

              Тип урока: усвоение новых знаний

              Метод: частично- поисковый

    Цель: сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи.

    Задачи:

  1. Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
  2. Развивать у учащихся  умение обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать творческие способности учащихся.

 

I. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).

  1. Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева.

Про Семёна

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семён.

  1. Что общее во всех выделенных словосочетаниях?
  2. Кто вспомнит, как называется это лексическое явление, на котором построено стихотворение И. Иртеньева? (даю подсказку «УСТОЙЧИВАЯ ФРАЗА В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ»)

  1. Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).

Во лбу семь пядей - очень умный

На неделе пятниц семь -

Семимильными шагами -

За семью замками -

Что еще есть общее с точки зрения  значения  отдельных слов?

        - На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

Кто вспомнит, какая часть речи отвечает на вопрос сколько?

II. Знакомство с новым материалом.  

                               

                                         1)Актуализация знаний

Послушаем сказку и убедимся в том, что числительное - очень важная часть речи

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Какова тема нашего урока?

 

(записывают в тетрадь «Имя числительное как часть речи» (слайд № 2)

2) Чтение теоретического материала на с. 43

Дайте определение имени числительному.

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

    Если мы задаем вопрос «сколько», то хотим узнать о количестве. Как будет называться такое  числительное? (слайд №3). Если мы задаем вопрос « какой», то мы хотим узнать порядок при  счете. Как будет называться такое  числительное? (слайд №3).

                                  

3. Запишите  русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).

Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.

4. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд числительных (слайд № 5).

Пернатые часы

        Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

5.  Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 6).

Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять, иль девятка, - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет…         (С. Маршак)

( убеждаемся, что не все слова со значением числа являются числительными)

Вывод: необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.  Работаем с таблицей, вырабатываем умение различать разные части речи со значением числа

6. Выполняем упражнение 395 на стр. 44,45 – закрепляем полученные знания.

7. Рассмотрим предложения и определим, каким членом предложения может быть числительное, т. е. определяем его синтаксическую роль

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 8).

На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.

          Мне подарили  второй том  увлекательной книги.                          

        После шестого урока состоится классный час.

8. Знаете ли вы, что…(слайд № 9).

Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.

Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.

У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.

III. Рефлексия. (слайд № 10).

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

-  О каких  разрядах имени числительного вы узнали?

- Как изменяются числительные?

- Какова синтаксическая роль имени числительного

 Домашнее задание: придумать и записать 6 предложений, употребив  числительные обоих разрядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Порядковые числительные"

Урок  с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока по теме "Имя числительное", 6 класс

Данный урок является уроком обобщающего повторения по теме. Иллюстрантивный материал опирается на историю родной школы....

конспект урока по теме "Имя числительное"

Разработка урока по сингапурской методике с использованием групповой работы.  Тема урока "Имя числительное" ...

Конспект урока по теме "Имя числительное"

Данный урок является вводным в разделе, посвященном имени числительному....

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи"

Данный конспект урока поможет учителю-языковеду сформироавать у учащихся понятие об имени числительном, а также познакомить их с разрядами числительного...

Конспект урока на тему "Имя числительное"

Конспект урока на тему "Имя числительное"...