Диалог с текстом
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Алексеева Анастасия Евгеньевна

Диалог с текстом. Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диалог с текстом

  1. Подберите текст небольшого объёма (не более 1 стр. печатного текста, примерно 4 тыс.печатных знаков). Это может быть материал учебника, фрагмент научной статьи, художественный текст и др.
  2. Покажите, как можно вести обучение школьников диалогу с данным текстом. На какие фрагменты можно разделить данный текст? Какие вопросы рождаются у читателя во время чтения фрагмента? Можно ли найти ответы на эти вопросы в тексте? Есть ли вопросы, для ответа на которые нужно обращаться к другим источникам информации или своему жизненному опыту?
  3. Заполните таблицу (количество строк в таблице зависит от количества фрагментов, на которые будет разделён текст).

(1) Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

 (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

 (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

 (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав...

 (19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.

(По Д. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества романов, повестей, эссе, очерков.

Фрагмент текста

Вопросы для организации диалога с текстом

(1) Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

  • Чем могут быть интересны трое молодых строителей?
  • Кто такой Булат Окуджава? (при ответе на этот вопрос необходимо обратиться или к другим источникам информации, или к своему жизненному опыту)
  • Кто такой Габриэль Гарсия Маркес? (при ответе на этот вопрос необходимо обратиться или к другим источникам информации, или к своему жизненному опыту)
  • Почему молодые строители интересуются этими гениями?
  • Как ключевые характеристики мы можем выделить у молодых строителей?
  • Какой принцип лежит в основе данных характеристик?
  • С какой целью автор использует этот принцип?

(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

 (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

  • Почему автор похвалил молодых строителей?
  • Почему в предложении с прямой речью автор текста использует многоточие, почему дает характеристику тону прораба?
  • Кто такой Ермаков?
  • Почему Ермаков «действительно «не произвел»?

12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав...

  • Какие качества характера Ермакова открываются перед читателем?
  • Какие качества характера трех молодых строителей открываются перед читателем?
  • После того как автор смог убедиться в словах прораба, характеризующих и Ермакова, и трех других строителей, как он отреагировал?
  • Почему в предложении 18 автор использует многоточие?

 

(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.

  • Что такое Эрмитаж, Павловск и Пушкино? (при ответе на этот вопрос необходимо обратиться или к другим источникам информации, или к своему жизненному опыту)
  • Почему автор в данном отрывке текста вспоминает о Ермакове, а не о тех трех молодых строителях?
  • С какой целью автор говорит о том, что культурно-художественная жизнь Петербурга проходит мимо Ермакова?
  • Можно ли соотнести содержание предложения 25 с предложениями 4, 5 и 21? Каким образом? Что нам это дает?

За основу данной работы взяла текст, размещенный на сайте https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=323. Подобного рода работа (выявление ключевых слов, примерные вопросы по тексту, которые даны в таблице) помогут определить смысловое содержание теста. Например, подобный навык может облегчить подготовку к ГИА по русскому языку. В данном случае ряд вопросов поможет определить круг проблем, поднимаемых автором в тексте.

Примерный круг проблем:

  1. Проблема истинного и показного в человеке. (АП: не всегда первое впечатление правильное; порой за показным, напускным можно не рассмотреть настоящего лица человека.)
  2. Проблема духовного обнищания, потери истинного интереса к культуре. (АП: ценен не тот, кто интересуется культурой, отдавая дань моде или в угоду собственным амбициям, а тот, кто искренне интересуется культурным наследием, получает удовольствие от знакомства с новым, неизведанным, прекрасным.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог с текстом: из опыта работы

Как же дать ученику понять, что текст – живой организм, с которым можно и нужно вступать в разговор, если сам ученик для нашего разговора порой, как сейчас принято говорить,  «offline», т.е. недо...

Презентация "Диалог с текстом"

Урок развития речи. Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку...

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

Диалог как текст. Виды диалога

Данная презентация поможет учащимся 8 класса обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Диалог"...

Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Мастер-класс «Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом (предтекстовый этап)»,Грачева Н.Н.

Цель : трансляция  опыта работы  по использованию  некоторых методов  и приёмов  обучению  смысловому чтению в урочной деятельностиЗадачи мастер-класса: - созда...