Исследовательская работа ученика
творческая работа учащихся по русскому языку (5 класс)

Максарова Марина Баировна

Исследовательская работа : " Заимствованная лексика в молодежном сленге", ученицы 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_zandeeva_rabota.docx32.51 КБ
Файл npk_zand_prez.pptx715.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................. 2

2. Сленг в русском языке....................................................................... 4

3. Развитие молодежного сленга. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 5

4. Виды сленга.   ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 6

5. Сленг в наше время... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 8

6.  Заключение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...   9

7. Список литературы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...10

8. Приложение I... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .11

9. Приложение II…………………………………………………………13

                                                 

Введение

Тема молодежного сленга в данное время является актуальной, потому что русский язык с каждым разом совершенствуется, обновляется. Очень часто выполняя задания по русскому языку, я замечаю, что язык переживает изменения. Так например, учась в школе мы узнаем много новых слов, связанных со школой, учебными предметами, дополнительными занятиями, продолжая обучение в институте, мы пополняем свой лексический запас новыми терминами и понятиями, обретя профессию или специальность мы начинаем использовать  слова, связанные с деятельностью. Язык также пополняет свой лексический запас и прежде всего, за счет заимствований. В своей работе я хочу рассмотреть одну из главных, по моему мнению, проблем русского языка -заимствование иностранных слов и речевых оборотов.  

  Психологи считают, что главным источником проблем «отцов и детей» является недопонимание на уровне вербального общения. Людей старшего поколения не понимают и не принимают язык своих детей и внуков, в котором много сокращений, заимствований и метафоричных выражений , например, беседа бабушки и внука.- Паша, ты сходил в магазин за продуктами?- Да, конечно. – Все купил, что я просила? –да, еще и кэшбэк подкинули, что поставит бабушку в полное недоумение. На самом деле это будет означать: «бонусы». Навряд ли внук будет объяснять бабушке значение своих слов, они просто не будут развивать разговор в этом направлении. Мой пример показывает противоречие приведенной ситуации , с одной стороны, и внук и бабушка настроены на разговор , с другой стороны, недопонимание молодежного сленга нет даст бабушке возможность понимать внука и участвовать в дальнейшем разговоре . Данное противоречие обусловило актуальность моей работы.

Цель работы:

- изучение особенностей речи обучающихся в МАОУ «Ехэ-Цакирская СОШ»

В ходе работы мы выдвинули гипотезу: появление и употребление сленга является отражением социально-экономического положения в обществе. 

Объект исследования – языковая среда учащихся.

 Предмет исследования – школьный сленг. 

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи: 

1. Познакомиться с литературой о сленге; 
2. Провести анкетирование учащихся школы на предмет употребления молодежного сленга в речи; 
3. Собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы.
4. Определить место сленга в речи учащихся школы

5. Исследовать способы образования молодежного сленга.

В работе применены следующие формы и методы:

- Анкетирование учащихся средних и старших классов;

- Социологический опрос населения;

- Составление словаря.

- Сравнительный анализ.

- Наблюдение. 

2. Сленг в русском языке

В течение 20 – го века русский язык трижды  попадал в серьезные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития. Первая связана с Первой мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой. Эту волну внес класс беспризорников, по сведениям 1922 года их насчитывалось до 7 миллионов или около 5% всего населения страны.  Она стала, прежде всего, языком молодых. Вторая волна связана со Второй мировой войной. Казенные дети (суворовцы и нахимовцы), беспризорники, безотцовщина. У детей был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей, за их речью. Речь была неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами.  Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она захлестнула нас в настоящее время, начавшись более десяти лет назад. Наступило нравственное сиротство целого поколения: рухнула советская мораль, советская семья, нравственные идеалы…  Если в двух предыдущих волнах обездоленному детству и его языку была противопоставлена официальная мораль, то теперь ничего такова нет. Средства массовой информации выступают за моральную вседозволенность. «Беспредел», «тусовка», «стволы», «зелень» - все это стало появляться в газетах и на телевидение, стало обсуждаться юмористами, политиками, обозревателями.

На наш взгляд, в настоящее время существует проблема отцов и детей в общении с точки зрения развития языка. В настоящее время русский язык получил освобождение от морали. В итоге, в русском языке выделяются три волны развития: во время Первой мировой войны, во время Второй мировой волны и настоящее время. [М. О.Копыленко семантической природе молодежного жаргона М., 1986., стр. 4-6 2. В. И Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах), стр. 2-3]

3. Развитие молодежного сленга

Само слово «сленг» происходит от английского «slang» – жаргон и несет в себе понятие молодежного сленга как совокупности диалектов, разговорной и бытовой речи молодежи. Можно выделить несколько общих характеристик сленга молодежи, которые объединяются под этим понятием:

  1. Конкретная адресация речи: когда собеседник хочет скрыть смысл сказанного от остальных лиц.
  2. Желание «влиться» в компанию, показать, что ты «свой».
  3. Экономия времени, упрощение слов. Это нужно для тех, кто не хочет показаться «нудным» и медленным.
  4. Возможность «блеснуть» знаниями в этой области.
  5. Попытка показаться моложе или, наоборот, старше своего возраста.
  6. Желание удивить, обратить на себя внимание окружающих.

Данные определения можно отнести к основным причинам употребления молодежного сленга, примеры которого мы можем рассмотреть ниже.

Слова молодежного сленга представляют собой часто сокращенные варианты обычного слова или даже фразы. Например, такой современный молодежный сленг (словарь): клава – клавиатура, педик – студент педагогического отделения или человек нетрадиционной ориентации, и т.д. А также сленг заимствованной лексики иностранного языка: ава, аватарка – avatar, крейзи пипл – crazy people, афтепати — after party и др., который является самым популярным в современном молодежном сленге. Это еще не вся классификация. Существует большой ряд примеров из словаря молодежного сленга, образование которых сложно, а чаще и вовсе невозможно выяснить. Зато их можно сгруппировать.

         Подростковый или, по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно, одного возраста до 15-16 лет. Сленги подростков (примеры):

  • • Шпора – шпаргалка.
  • • Тема – отлично, мне нравится.
  • • Бро – от «brother» (брат).
  • • Зырить – смотреть.
  • • Стучать – ябедничать.
  • • Ништяк – хорошо, пойдет, неплохо.
  • • Облом – когда действительное не совпало с ожиданием.
  • • Тормоз, тупак – тупой.
  • • В натуре, есьже – убеждение.
  • • Чувак, чувачок – парень, парнишка.

Эти и многие другие слова и выражения относятся и к подростковому сленгу. [Д. Н Ушаков Толковый словарь русского языка: В 4-х т1935-1940,С. И Ожегов, Н. Ю Шведова Толковый словарь русского языка 2008, М. П. Стерлигов Толковый словарь русского языка для школьников, ст. 19-20]

4. Виды сленга

Для изучения проблемы использования сленга в речи нами было опрошено 50 учащихся в возрасте 12-16 лет  (анкета). Результатом которого является 50 % учащихся используют в своей речи сленг. Считают что, сленг  не нужно убирать из общения все 100 % учащихся. На вопрос «почему они употребляют сленги»? Учащиеся дали в основном ответ что, это «модно», «тренд», «проще» итд.

 Проведен социологический опрос о культуре речи учащихся.

- Дать лексическое значение общеупотребительным словам, а рядом указать их сленговое значение. В течение месяца я наблюдала за речью школьников с целью выявления употребления сленгов в речи. Результатом данного наблюдения стало составление мною словаря молодежного сленга учащихся (Таблица 1.)

Подведя итог исследованиям, мы считаем, что можно выделить следующие виды сленгов: 

1. Эмоциональные слова. К ним относятся слова,  используемые в качестве эмоциональных восклицаний.  Например, «блин», «атас», «улет», «елы-палы» и др. Они выполняют в речи эмоционально-междометную функцию. В зависимости от ситуации, данные слова могут выражать разнообразные эмоции: восхищение, удивление, радость, разочарование или раздражение. В некоторых случаях эмоциональные слова являются выразителями положительных или отрицательных эмоций. К эмоциональным словам выражающим положительные чувства относятся следующие слова: «клево»,  «кайф», «потрясно», «в масть». Значение выше перечисленного может быть передано словами «хорошо», «отлично». К эмоциональным словам выражающим отрицательные чувства относятся следующие слова: «мрак», «в падлу», «бобик сдох». Значение выше перечисленного может быть передано словами «плохо», «ужасно».  Эмоциональные слова выражают эмоциональное состояние говорящего, называют переживаемую эмоцию. Например, в кайф - в удовольствие,  балдеж -  удовольствие, в лом – в лень. 

2. Слова, передающие отношение говорящего к слушающему. Среди слов этого вида преобладает лексика, которую мы склонны характеризовать как фамильярную (презрение-пренебрежение-унижение). Слова данного вида демонстрируют фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, его намерение снизить статус людей ( о которых он говорит ) в глазах слушающего и повысить собственный. Например, училка (это не плохая учительница, а просто учительница), классуха (классный руководитель), папик (богатый представитель старшего поколения). Прослеживается тенденция использования фамильярной лексики по отношению к уважаемым людям, социальным явлениям: родителям  (черепа); взаимоотношениям между женщиной и мужчиной (клеить, окольцевать); умершим и факту смерти (жмурик, крякнуть, ласты отбросить). Почему такие явления происходят в нашей речи? Зачастую молодые люди трактуют социальные нормы как ценности «отцов», поэтому воспринимают их скептически. В некоторых выражения проявляется бытовая приземленность  явлений, языковая распущенность  (ящик – телевизор, грести – идти, хавальник – рот). 

3. Слова со значением презрительности и пренебрежения.  Разграничить презрительный и пренебрежительный оттенок довольно трудно, поэтому я исходила из положения, что у пренебрежительных слов эмоциональный оттенок ярче оценочного (карась – наивный человек, дятел – не очень умный человек), а у презрительных слов преобладает оценочный оттенок (овца – девушка, долбанутый – глупый).

Таковы, на мой взгляд, основные виды лексики связанные с выражением чувств и эмоций, но даже при беглом взгляде на сленговый материал становится ясно, что мною отражен далеко не весь спектр эмоциональных переживаний человека. Не следует также забывать и о том, что молодежный сленг достаточно быстро обновляет свой лексический состав, пополняясь новыми единицами. В настоящее время усилился интерес исследователей к проблемам, связанным с выражением человеческих чувств, эмоций. 

В итоге, можно выделить следующие группы сленга: эмоциональные слова, слова, передающие отношение к говорящему, слова со значением презрительности и пренебрежения.  [А. С Запесоцкий., Л. П. Фаин Эта непонятная молодежь М., 1990, стр. 6-7 2. Светлана Левикова Большой словарь молодежного сленга, стр. 20-24]

5. Сленг в наше время

С развитием массовой информации: прессы, радио, телевиденья, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл, а он заключался в следующем:  Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Теперь, на наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Тем не менее, авторство тех или иных слов и выражений все равно остается за определенными группами людей. Многие черты роднят сленг со всяким арго. Во-первых, критичность и ироничность; во-вторых, метафоричность; в-третьих, способ самовыражения и т.д.

Отличия молодежного сленга:

 1. Эти слова служат для общения людей одной возрастной категории.

2. Молодежный сленг отличается «зацикленностью» на реалиях мира молодых, сленговые названия отделены, зачастую не понятны людям других возрастных категорий.

  3. В числе этой лексики не редки и вульгарные слова.

Таким образом, эти три наблюдения не позволяют причислить молодежный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них, но в то же время являющейся самостоятельной. Молодежный сленг – это слова, употребляемые только людьми определенной возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, а иногда и фамильярной окраской.  Таким образом,  сленг – явление самостоятельное. [И. Юганов, Ф. Юганова Словарь русского сленга: сленговые слова 60-90 годов М., 1997, стр. 31-32 2. М. А. Грачев Словарь современного молодежного жаргона, стр. 3-5]

                                                     

Заключение

Сленг не остается постоянным. Со сменой одного модного слова, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов. 

В заключение моей работы хотелось бы объединить все причины возникновения сленга:

1. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. 

2. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер. Язык  отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков:  из английского - шузы,  бэг, мэн, хаер;  из немецкого – копф; из французского – шершерить – искать,  из разных диалектов - ухайдокать,  из уголовного языка - круто, шмон, беспредел. 

3. В подростковом возрасте сознание ребенка перерастает в более сложное соединение тенденций, он стремится «быть не как все», «быть подобно своим».  Так создается специфическая лексика подростков, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых. 

Изучение данной темы мне хотелось бы продолжить,  поставив перед собой следующие задачи: повышение культуры речи учащихся, формирования их нравственного здоровья. В дальнейшем интересно было бы проследить, как будет и будет ли вообще распространяться сленг, как он будет взаимодействовать с другими языковыми явлениями в лексике.                                   

Список используемой литературы

1. М. А Грачев. Словарь современного молодежного жаргона

2. В. И Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах)

3. Журнал Русский язык в школе М., 2003 № 5

4. А. С Запесоцкий.,  Л. П. Фаин Эта непонятная молодежь М., 1990

5. М. М Копыленко О семантической природе молодежного жаргона М., 1986

6. Т. Г. Никитина Ключевые концепты молодежной культуры. Тематический словарь сленга

7. С. И Ожегов, Н. Ю Шведова Толковый словарь русского языка 2008

8. Ю. С. Скребнев Исследования русской разговорной речи. М., 1997

9. М. П Стерлигов Толковый словарь русского языка для школьников

10. Д. Н Ушаков Толковый словарь русского языка: В 4-х т1935-1940

11. С. А. Шинкарчук Так говорят современные дети

12. И. Юганов Ф. Юганова    словарь русского сленга: сленговые слова 60-90 годов М., 1997

13. http://love-mother.ru/molodezhnyj-sleng-slovar-primery.html


Приложение I

Таблица 1. Значение сленга.

Сленг

Значение

Краш

Человек, который тебе нравится

Кринж

Стыд, позор

Пруфы

Доказательства

Скам

Обман

Рофл

Шутка

Чекать

Проверять

Ливнуть

Уйти

Тренд

Мода

Фейк

Подделка

Рандом

Случайность

Поч

Почему

ПЖ

Пожалуйста

Спс

Спасибо

Инкам

Доход

Изи

Легко

Факап

Провал

Скилл

Навык

Лук

Оброс

Рил

Реально

Крипово

Страшно

Фикс

Исправление

Пиар

Раскрутка

Падик

Подъезд

Тренинг

Обучение

Тарген

Цель

Олды

Старики

Кэшбэк

Бонус

Баттл

        Битва между людьми

Хайп

Обман для привлечения внимания

Хейтер

Человек который пишет оскорбительные комментарии

Лайтовый

Легкий

Приложение II

Вопросы анкетирования.

1. Как вы понимаете, что такое сленг?

2. Вы используете сленг в своём общении?

а) да б) нет в) иногда

3. Вы придумываете свои слова?

а) да б) нет в) иногда

4. Как вы считаете, нужно ли убрать сленг из общения?

а) да б) нет

5. Почему вы употребляете сленговые выражения? (напишите несколько причин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заимствованная лексика в молодежном сленге Выполнил: зандеева Арина, 5 кл

Слайд 2

Цель работы: - изучение особенностей речи обучающихся в МАОУ « Ехэ - Цакирская СОШ»

Слайд 3

Задачи: 1. познакомиться с литературой о сленге 2.провести анкетирование учащихся школы на предмет употребления молодежного сленга в речи 3.собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы 4.определить место сленга в речи учащихся школы 5.исследовать способы образования молодежного сленга

Слайд 4

Формы и методы: - анкетирование учащихся средних и старших классов - составление словаря - сравнительный анализ - наблюдение

Слайд 5

Само слово «сленг» происходит от английского « slang » - жаргон и несет в себе понятие молодежного сленга как совокупности диалектов, разговорной и бытовой речи молодежи.

Слайд 6

Результат анкетирования

Слайд 7

Виды сленгов: 1 . Эмоциональные слова. 2. Слова, передающие отношение говорящего к слушающему. 3.Слова со значением презрительности и пренебрежения

Слайд 8

Заключение: Сленг не остается постоянным. Со сменой одного модного слова, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Предлог"

Цель исследования:Изучение морфологии русского языкаОбласть исследования:Служебные части речиЗадачи исследования: 1. Выяснить популярность употребления предлогов 2. Попытаться создать...

экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"

Представленные работы – это  мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению  параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю...

Исследовательская работа ученика 9Г класс Степаново Андрея. методы решений уравнений

Исследовательская работа ученика 9Г класс Степаново Андрея. методы решений уравнений...

Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"

Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"...

исследовательская работа ученика 8 класса Гнатовского Влада

исследование воды в р.Ахтуба физическими и химическими методами...

Особенности организации поисково-исследовательской работы учеников в рамках Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» (методические рекомендации)

Данная методическая разработка может содействовать оказанию помощи учителям, научным руководителям, работающим по подготовке учащихся к написанию научно-исследовательских работ; определить этапы орган...