Исследовательская работа ученика "Предлог"
творческая работа учащегося по русскому языку (7 класс) по теме

 

Цель исследования:

Изучение морфологии русского языка

Область исследования:

Служебные части речи

Задачи исследования:

 1. Выяснить популярность употребления предлогов

 2. Попытаться создать  оригинальную исследовательскую работу. 

3. Подготовить компьютерную презентацию

 Методы исследования:

  • Поиск информации в энциклопедической  и справочной литературе
  • Поиск информации в Интернете
  • Анализ текста
  •  Мониторинг

Выдвижение гипотезы.

�ру��;��@Ov�_x� с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Nezametnyy.doc51.5 КБ
Office presentation icon predlog.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тезисы работы

  1. «Незаметный, но необходимый» - так называется наш проект.
  2. Цель проекта – изучение служебной части речи – предлога
  3. При создании своей работы мы поставили перед собой такие задачи:
  • Выяснить популярность употребления предлогов
  • Мониторинг
  • Поиск информации в Интернете
  • Работа с научной литературой
  • Анализ текста
  1. Предлог как название части речи встречается уже в словаре И.И.Срезневского. По происхождению это калька с греческого языка(prothesis), буквальный перевод которой значит(перед словом).
  2. Кто же такой Срезневский, спросите вы. Измаил Иванович Срезневский . Русский славист, филолог и этнограф, академик Петербургской АН. Изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов. В своих работах уделял внимание и служебным частям речи.
  3. А по меткому определению видного лингвиста В.А. Богородицкого, предлоги - это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой  в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.
  4.  Имя  Василия Алексеевича Богородицкого известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом. Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. Его жизненный и творческий путь тесно связан с  городом Казанью. Вел активную исследовательскую и педагогическую работу.
  5. А в нашем учебнике русского языка дано такое определение. Предлог – служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:
  • пространственные: (в, из, к по, из-за, по-над, перед, возле и др.). дорога в космос, работает на заводе
  • временные: (до, в через, по) с утра до вечера, через час
  • причинные: (от, ради, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине). пропустил из-за болезни
  • целевые: (в, по, на, к, для, за), за пропуском/ В этом случае предлоги за и по синонимичны,  их различают стилистически: за – характерен для литературной речи, по - для разговорной.
  • объектные: о,  про, относительно; предлог по в этой функции встречается только в определенных сочетаниях: скучать по сыну.
  1. Все предлоги делятся на производные и непроизводные.
  2. Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи.
  • Разряд непроизводных предлогов немногочислен: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
  •         Сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над, по-за, с-под
  1. Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. Производные предлоги по происхождению делятся на
  • наречные (близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сквозь, среди, прежде)
  • отыменные (вследствие, вроде, путём, ввиду, в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру,  в смысле, за счёт, насчёт, наподобие, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны)
  • отглагольные (благодаря, исключая, несмотря на, невзирая на включая, выключая, не считая, спустя, начиная)
  1.  Правописание предлогов может вызвать затруднения. Непроизводные предлоги с другими словами пишутся

 - отдельно

на_реке (предлог + существительное)

        на_мне (предлог + местоимение)

        к_пяти (предлог + числительное

 - через дефис пишутся сложные парные предлоги.

из-за

        из-под

        по-над

        по-за

        с-под

Производные предлоги могут   писаться слитно

  • вдоль, вместо, внутрь,  вокруг,  вслед, впереди,  напротив,  поверх, позади,  сзади, сверху
  • вследствие, вроде, ввиду, насчёт, наподобие
  • несмотря на, невзирая на

Производные предлоги могут   писаться раздельно

  • в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру,  в смысле, за счёт, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны)
  • несмотря на, невзирая на, не считая

  1.  Предлоги, как известно, употребляются с различными падежами, кроме именительного.

С тремя падежами употребляются предлоги с и по

С двумя – в, под, об, между, за, на

Остальные предлоги употребляются только с одним падежом.

  1.  Употребление предлогов может вызвать затруднение. Мы с одноклассниками проинсценировали правило употребления предлогов  в и на. (клип)
  2. Изучая предлог, мы выдвинули гипотезу: предлог является одной из часто употребляемых частей речи.
  3.  Мы провели опрос семиклассников. Какие части речи являются наиболее употребляемыми. В диаграмме видно, что  были названы имя существительное, местоимение, имя прилагательное и глагол. Но никто из ребят не назвал предлог.
  4.  Тогда мы взяли текст упражнения 304 из учебника русского языка за 7 класс и сделали его анализ.
  5.  Мы сосчитали все слова в тексте и обозначили их часть речи. И получили следующие результаты: 
  • Всего слов – 105
  • Имен существительных – 22
  • Предлогов – 17
  • Союзов – 12
  • Глаголов- 10
  • Местоимений – 10
  • Частиц – 8
  • Наречий – 7
  • Имен прилагательных - 6
  • Имен числительных -6
  • Причастий – 1
  1.  Получилось, что по частоте употребления наш предлог стоит на 2 месте.
  2.  В Интернете мы решили найти информацию о частоте употребления слов. И выяснили, что самыми употребляемыми словами являются предлоги: на  (четвертое место), а самым употребляемым словом является предлог в, стоящий на первом месте.
  3.  какие же мы сделали выводы? Все-таки, говоря о частоте употребления предлогов, мы опирались на свой опыт. Мы проанализировали только один текст. Понимая, что это не достаточно для обобщения. Поэтому решили найти в Интернете  и справочной литературе информацию об употреблении предлогов.
  4.  И выяснили следующее:

Предлогов не так много:  около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в- на первом месте, на- четвертом).

  1.  Все-таки наша гипотеза о том, что предлоги относятся к одной из часто употребляемых частей речи, подтвердилась
  2.  И мы сделали вывод, что хотя предлог незаметен, но в речи он необходим.
  3.  Автор работы ученица 7А класса – Кузьмина Надежда.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководитель: Журавлёва В.И., учитель русского языка Незаметный, но необходимый Служебные части речи. Предлог Выполнил учащийся 7В класса Назаров Игорь, Йошкар-Ола 20 11 Министерство образования Республики Марий Эл МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 г. Йошкар-Олы»

Слайд 2

Цель проекта Изучение служебных частей речи (предлогов)

Слайд 3

Задачи проекта Выяснить популярность употребления предлогов Мониторинг Поиск информации в Интернете Работа с научной литературой Анализ текста

Слайд 4

Предлог как часть речи Производные и непроизводные предлоги Правописание предлогов Предлоги и падежи Употребление предлогов

Слайд 5

Предлог как часть речи Предлог как название части речи встречается уже в словаре И.И.Срезневского. По происхождению это калька с греческого языка( prothesis ), буквальный перевод которой значит(перед словом).

Слайд 6

Предлог как часть речи По меткому определению видного лингвиста В.А. Богородицкого , предлоги- это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.

Слайд 7

Предлог – служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:

Слайд 8

Производные и непроизводные предлоги Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков

Слайд 9

Правописание предлогов Непроизводные предлоги с другими словами пишутся - отдельно - через дефис Производные предлоги могут писаться слитно Производные предлоги могут писаться раздельно

Слайд 10

Предлоги и падежи Падежи Предлоги С одним падежом С двумя падежами С тремя падежами Родительный Без, близ, ввиду, возле, в отношении, вокруг, впереди, в продолжение, вследствие, в течение, до, для, из, из-за, кроме, около, от, подле, по мере, после, прежде, против, у между с Дательный Благодаря, вопреки, к, согласно, соответственно по Винительный Несмотря на, про, с, сквозь, через(чрез) В (во), за, на, о, об (обо), под по, с Творительный В соответствии с, над(надо), перед(пред, предо), согласно с, в связи с Между, за, под с Предложный при В, на, о, (об, обо) по

Слайд 11

Измаил Иванович Срезневский (1812-1880) Русский славист, филолог и этнограф, академик Петербургской АН (1851). Основные труды по истории русского языка заложили основы исторического изучения русского языка, диалектологии,, а также по палеографии, археологии, библиографии, методике преподавания языка, истории древнерусской литературы. Изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов. Инициатор и редактор "Известий" и "Учёных записок" Отделения русского языка и словесности АН. Основатель школы петербургских славистов; среди его учеников были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. С середине 40-х гг. работал над созданием словаря на основе памятников 11-14 вв.

Слайд 12

Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) Это имя известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом. Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. Его жизненный и творческий путь тесно связан с губернским городом Казанью. После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию, а в дальнейшем вел исследовательскую и педагогическую работу. В 1905 г. В.А. Богородицкий был избран пожизненным членом Парижского лингвистического общества, а в 1915 г. – членом-корреспондентом Российской Академии наук. С 1922 г. он работал профессором Восточного педагогического института в Казани. В 1940 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Слайд 13

Отношения, выражаемые предлогами пространственные: (в, из, к по, из-за, по-над, перед, возле и др.). дорога в космос, работает на заводе временные: (до, в через, по) с утра до вечера, через час причинные : (от, ради, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине). пропустил из-за болезни целевые : (в, по, на, к, для, за), за пропуском/ В этом случае предлоги за и по синонимичны, их различают стилистически: за – характерен для литературной речи, по - для разговорной. объектные: о, про, относительно; предлог по в этой функции встречается только в определенных сочетаниях: скучать по сыну.

Слайд 14

Непроизводные предлоги Это предлоги, которые всегда относились к этой части речи. Разряд непроизводных предлогов немногочислен: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через. Сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над, по-за, с-под

Слайд 15

Производные предлоги наречные (близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сквозь, среди, прежде) отыменные (вследствие, вроде, путём, ввиду, в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру, в смысле, за счёт, насчёт, наподобие, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны) отглагольные (благодаря, исключая, несмотря на, невзирая на включая, выключая, не считая, спустя, начиная)

Слайд 16

Правописание непроизводных предлогов на _ реке (предлог + существительное) на _ мне (предлог + местоимение) к _ пяти (предлог + числительное)

Слайд 17

Сложные (парные) предлоги из - за из - под по - над по - за с - под

Слайд 18

Слитное написание предлогов вдоль, вместо, внутрь, вокруг, вслед, впереди, напротив, поверх, позади, сзади, сверху вследствие, вроде, ввиду, насчёт, наподобие не смотря на, не взирая на

Слайд 19

Раздельное написание предлогов в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру, в смысле, за счёт, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны) несмотря на , невзирая на , не считая

Слайд 21

Гипотеза Предлог является одной из часто употребляемых частей речи

Слайд 22

Слова какой части речи употребляются чаще всего?

Слайд 23

Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища. Взберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед, на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, итак без конца; через сутки опять взглянешь с холма вперед – и опять та же картина. А. Чехов

Слайд 24

Анализ текста Всего слов – 105 Имен существительных – 22 Предлогов – 17 Союзов – 12 Глаголов - 10 Местоимений – 10 Частиц – 8 Наречий – 7 Имен прилагательных - 6 Имен числительных -6 Причастий – 1

Слайд 25

Какие слова люди употребляют чаще всего? Я На школа Ты идти Весёлый человек Три бежать сто В красивее мой Ой но и летящий холодно Ах думая

Слайд 26

Выводы Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в- на первом месте, на- четвертом).

Слайд 27

незаметный, но необходимый Предлог -

Слайд 28

Список использованной литературы В.А. Иванова,З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. Русский язык. Справочник школьника. М., 1995 Русский язык. Учебник для 7 класса http://slovari.yandex.ru/

Слайд 29

Автор проекта Назаров Игорь, ученик 7В класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...