УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА. АББРЕВИАЦИЯ»»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Масленникова Елена Петровна

Технологическая карта учебного занятия

 

Класс: 6.

Предмет: русский язык.

Тема: «Сложносокращенные слова. Аббревиация»

Тип урока: исследование

Цели урока:  

1. Создание условий для актуализации знаний обучающихся о сложносокращенных словах.

 2. Развитие познавательных психических процессов.

3. Воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abbreviatsiya.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

«СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА. АББРЕВИАЦИЯ»»

Номинация: технологическая карта

Дисциплина: «Русский язык»

Класс: 6

Автор: Масленникова Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

2023 г.

Технологическая карта учебного занятия

Класс: 6.

Предмет: русский язык.

Тема: «Сложносокращенные слова. Аббревиация»

Тип урока: исследование

Цели урока:  

1. Создание условий для актуализации знаний обучающихся о сложносокращенных словах.

 2. Развитие познавательных психических процессов.

3. Воспитание уважительного отношения к русскому языку.        

Планируемые результаты:

 Предметные:  

1. Знание способов образования сложносокращённых слов.

2. Умение определять род сложносокращённых слов.

3. Умение объяснять языковые явления, умение грамотно использовать сложносокращённые слова в речи.

Метапредметные:

1. Развитие мотивации к аналитической деятельности.

2. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий.

3. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

4. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Личностные:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.

2. Развитие творческих способностей.

3. Умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Средства обучения: учебник, ПК, презентация, таблица, доска

Формы работы на уроке:  фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа с учебником, беседа 

Характеристика этапов урока:

 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Приветствие, настрой на работу.

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности).    

                                     

Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упр. 262

- Встретились ли вам в тетради вашего соседа по парте слова, которых нет у вас?

 - Поняли ли вы во время взаимопроверки, читая составленные дома предложения, значение сложных слов?

-  Зачитайте  несколько предложений.

-Назовите способы образования новых слов.

Презентация (слайд 2)

Анализ  учебной деятельности одноклассников. Самоконтроль и коррекция.

Работа с таблицей

Проектирование нового знания

 - Выполняя домашнее задание, вы работали со сложными словами. Презентация (слайд 3)

   На слайде написано предложение: «Рядом с пешеходным переходом находится ТЮЗ».

-  Прочитайте предложение. Есть ли в нём сложное слово? (пешеходный)

-  Как оно образовано? Понятно ли вам  его значение? Все ли слова в данном предложении вам понятны?

- Какое необычное слово вам встретилось? (ТЮЗ)

- Что оно обозначает? (Театр юного зрителя)

- Это слово тоже сложное, но оно не похоже на ранее изученные сложные  слова.

Презентация (слайд 4): сравните

ТЮЗ - Театр  юного  зрителя    

- Здесь мы говорим подробно, а здесь коротко, сокращаем слово.

- С какими  словами мы будем знакомиться сегодня? Внимание на экран. Презентация (слайд 5)

 (https://youtu.be/u4tbKp3PxPc)

- Итак, какова же тема нашего урока сегодня?  Сложносокращённые слова или аббревиатура. (Тема записывается на доске и в тетради) (слайд 1)

- Как вы понимаете термин «сложносокращенные слова»? Презентация (слайд 6)

Чему мы можем научиться сегодня на уроке?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал.

Диалог с учителем.

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Учащиеся внимательно смотрят видеоурок, определяют тему урока

Учащиеся говорят о том, что научатся правильно сокращать и произносить такие слова

Исследование  (изучение новых знаний)

 Аббревиатура – это способ образования сложносокращенных слов путем сложения усеченных основ.

Обратимся к учебнику (п. 42).

 - Что обозначают подчёркнутые слова? (завуч, завхоз)

- Из каких частей они образованы?

- Почему эти слова приходится расшифровывать?

- Почему подчёркнутые сложные слова называются сложносокращёнными?

 - Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

 - Общим в значении сложных слов является то, что обычно они обозначают название учреждений, должностей, профессий, часто употребляемых в речи и понятных большинству людей. Чтобы их расшифровать требуется время, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам.

   Устное выполнение упр.263.

 - Как образовано слово универсам? Почему оно сложносокращённое?

   Устное выполнение упр.264.

- Сделаем вывод, как образованы сложносокращённые слова, с которыми мы работали? (Взяли части у сокращаемых слов – получили  сложносокращённое слово).

   Словарная работа.

Презентация (слайд 7):

- Посмотрите на слайд, прочитайте лексическое значение слова «корреспондент». Это слово многозначное.

- Запишите в словарики это слово, составьте с ним словосочетания.

- Одно из значений этого слова – выездной сотрудник СМИ.

 Презентация (слайд 8): как вы думаете, как образованы слова СМИ, ТЮЗ?

СМИ   Средства  массовой информации                              

ТЮЗ   Театр  юного  зрителя

 – Можно ли отнести данный способ к сложению?

Работа с таблицей (слайд 9).

- Какой способ образования сложносокращённого слова мы не назвали?  (Учащиеся отвечают: «При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся начальные буквы »).

Работают с разными источниками информации.

Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

 Вступают в диалог.

 

Анализируют языковой материал, устанавливают причинно-следственные связи.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Учащиеся отвечают, что при образовании  этого слова взяли начальные звуки у сокращаемых слов.

Первичная проверка понимания изученного

Работа с учебником. Устное выполнение упр. 266.

1 группа – правильно прочитайте данные слова,

2 группа – правильно прочитайте данные слова и определите, как они образовались.

- Чему мы научились, выполняя это упражнение?

- Сколько типов аббревиатур вы смогли выделить?

- Что такое аббревиатура?

- Обратите внимание на главное слово в словосочетаниях, представленных в упр. 266.

- Сделайте вывод, как же мы определяем род сложносокращённого слова.

Проверьте себя. Прочитайте в учебнике алгоритм определения рода таких слов.

Минута релаксации (звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс»)

Выполнение гимнастики для глаз.

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

  Формирование умения правильно произносить сложносокращённые слова и определять способ их образования.

Произносить сложносокращённые слова и определять способ их образования.

Построение умозаключений на основе наблюдений.

Выполнение известных упражнений.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Самостоятельное выполнение упр. 267 с последующей проверкой по образцу.

Презентация (слайд 10).

- Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?

- Как определить род сложносокращённого слова?

Презентация (слайд 11)

Поработаем в парах, выполним мини-проект.

Презентация (слайд 12):

СМС             Госбанк

РФ                     Спецназ

ВПР                   НЛО

Медсестра         ЦСКА

ГЭС                   АЭС

ВУЗ                    НТВ

Универмаг        ВВС

Газпром             ВДВ

-  Сделайте      модель сложносокращённого слова так, чтобы было понятно, что оно обозначает. (Задание паре даёт учитель).

Определите способ аббревиатур. Оформите свою работу, используйте рисунки, символы.  

Презентация мини-проекта (ответ нескольких учеников).

Самоконтроль, самооценка и коррекция

Сотрудничество в парах.

Проводят презентацию результатов работы пары.

Оценивают работу других пар.

Контроль и самоконтроль, коррекция

Диагностика уровня усвоения знаний:

Презентация (слайд 13)

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/slozhnosokrashhennyie-slova.html

Проверка теста онлайн

Самоконтроль, самооценка и коррекция.

Подведение итогов урока, рефлексия

 - Ребята, у вас на партах лежат оценочные листы «Светофор». Презентация (слайд 14)

- Назовите, что обозначают цвета светофора?

- И вы себя оцените, кто все усвоил – вперед –зеленый, кому кажется, что еще нужно повторить – подожди – желтый , а кто ничего не понял – стоп – красный.

- Пишите рядом с выбранным цветом своё имя.

Комментирование работы учащихся  на уроке и выставление оценок.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

Взаимооценка.

Домашнее задание

  • Выполнить мини-проект:  Презентация (слайд 15) «Сложносокращенные слова вокруг нас»  (Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложносокращённые слова, встречающиеся в названии магазинов, фирм, предприятий и т.д. Составьте с ними небольшой рассказ на тему «Сложносокращенные слова живут рядом»).

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложносокращенные слова.Презентация к уроку

Презентация к уроку в 5 классе "Сложносокращенные слова"...

"Сложные и сложносокращенные слова" (6 класс)

Урок русского языка в форме интеллектуального марафона...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....

Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс

Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Сложносокращенные слова

Данный конспект урока неоднократно использую для уроков в 6 классе.Получается некий мини-проект в конце урока....