Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Предложения с прямой речью" (ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Циппер Алина Валерьевна

Цели:

  • учить различать прямую и косвенную речь;
  • сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения;
  • способствовать развитию общей культуры учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД   УРОКА

I.Организационный момент.

     

Добрый день, ребята! Давайте друг другу улыбнемся, ведь от улыбки не только станет теплей на душе, но и у каждого из вас появится хорошее настроение, которое так необходимо для нашей сегодняшней работы на уроке.

II. Актуализация изученного.
А) Прием «Верные – неверные утверждения».

Давайте, ребята, с помощью приема «Верные – неверные утверждения» проверим наши знания по пройденной теме «Обращение».

Если утверждение верное, говорите «Да», если нет- «Нет».

-Верно ли то, что обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь? +

- Верно ли то, что обращение является членом предложения?-

- Верно ли то, что  обращение  может быть распространенным и нераспространенным?+

- Верно ли то, что  личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений?+

- Верно ли то, что  обращения обычно не выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузке  – восклицательным знаком, стоящим после обращения?-

Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите число. Оставьте строчку, на которой должна быть записана тема урока пока пустой.

А пока мы с вами выполним распределительный диктант.

Б) «Распределительный диктант». Взаимопроверка (после выполнения обмениваются тетрадями)

Распределить предложения по группам: первая группа- предложения с обращениями, вторая –без них.

1.Мчись же быстрее, летучее время!

2.Время промчалось так быстро!

 3.Куда ты, светлый ручеек., стремишься?

4. течет в лесу прозрачный ручеек.

5. Отпусти ты, старче, меня в море!

6. Ты отпустишь меня на волю?

III. Мотивация к учебной деятельности (предложения записаны на доске заранее).

-Ребята, обратите внимание на доску. Чем они отличаются друг от друга?

1) Уля сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

2) Уля сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

- Какое предложение точнее передает слова Ули? Почему?

(-Второе, потому что оно передает слова мамы дословно, без изменений.)

 -Правильно, это предложение с прямой речью. Давайте заполним пустую строчку в тетради и на доске. Тема нашего сегодняшнего урока «Предложения с прямой речью».

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке?

 (Что такое предложение с прямой речью?)

- К концу урока мы должны знать:

  •   что такое «прямая речь»;
  •   из каких частей состоит предложение с прямой речью;
  •   какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с прямой речью;
  •   как составить схему предложения с прямой речью.

IV.Изучение нового материала

Прямая речь – речь

Она состоит из слов автора и самой прямой речи.

Задание

Укажите слова автора и прямую речь

 1. «А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила Лиса. 2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка. 3. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт». 4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

Выявите особенности записи прямой речи

Особенности записи прямой речи:

  • заключается в кавычки;
  • всегда начинается с заглавной буквы.

Выявите особенности записи слов автора

Особенности записи слов автора:

  • оформляются без кавычек;
  • пишутся с заглавной буквы, если находятся в начале предложения;
  • пишутся со строчной буквы, если находятся в середине предложения

Рассмотрение схем постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П?!» «П», - а. «П?!» - а. «П?!» - а. «П?!» - а.

В)Закрепление и применение новых знаний и способов деятельности.

Индивидуальная работа  по карточке.

1.Расставьте в предложениях знаки препинания, где необходимо, исправьте строчну́ю букву на прописную.

  1. Что, Иванушка, невесел, что головушку повесил        спрашивает квакушка
  2. И подумал Иван-царевич    зря я лягушачью кожу сжёг!
  3. Приплыла к нему рыбка   спросила    Чего тебе надобно, старче  
  4.  Спасибо за доброту, Емелюшка      поблагодарила щука

2. Переделайте предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью, запишите их.

Мы встретили в лесу старичка и попросили его показать нам дорогу. Дедушка сказал, чтобы мы шли за ним, а он покажет, где надо будет свернуть. Нам ничего не оставалось делать, как поблагодарить его и воспользоваться его советом.

V. Итог урока

Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?

VI. Рефлексия.

1. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: …… и ……….

2. Прямая речь пишется всегда с… буквы и заключается в ……. .

3. Слова автора …………. в кавычки.

4. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они пишутся с …… буквы и между частями предложения ставится ……. .

5. Если слова автора стоят после прямой речи, то они пишутся с …… буквы и между частями предложения ставится ……. .

6. Вопросительный и восклицательные знаки ставятся …… кавычек, а точка и запятая ….. кавычек

VII. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...