Элективный курс «Комплексный анализ текста»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Санникова Людмила Борисовна

Представленная программа занятий по элективному курсу «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа.

    Цели курса:  систематизация знаний учащихся о тексте, его признаках, различных языковых и синтаксических средствах связи предложений в тексте, определение функциональных стилей речи; овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

    Задачи курса: научить учащихся чувствовать слово, выражать себя в слове , понимать роль слова в тексте;

при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи;

систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta_10_klass2.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный  курс

   «Комплексный анализ текста»

Пояснительная записка

    Представленная программа занятий по элективному курсу «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа.

    Цели курса:  систематизация знаний учащихся о тексте, его признаках, различных языковых и синтаксических средствах связи предложений в тексте, определение функциональных стилей речи; овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

    Задачи курса: научить учащихся чувствовать слово, выражать себя в слове , понимать роль слова в тексте;

при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи;

систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

    В содержание программы включены наиболее трудные вопросы, связанные с коммуникативным, лингвистическим и синтаксическим анализом текста. Теоретические  занятия чередуются с практическими, где учащиеся отрабатывают и закрепляют полученные сведения. Данная программа предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся личную возможность реализовывать и развивать свой ученический потенциал.

   Курс способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе.

   Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности:

  • работа со схемами;
  • составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;
  • поиск и отбор материала;
  • работа с дополнительными источниками (справочниками, словарями и т.д.);
  • создание собственного текста на основе прочитанного;
  • анализ текста.

Программа курса

1.Введение-1ч.

Слово. От слова к тексту.

2. Основные признаки текста -12 ч.

Тема текста, основная мысль. Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное   единство частей текста. Грамматическая связь между частями текста. Стилевое единство текста. Основные признаки научного, официально-делового, разговорного, публицистического и художественного стиля речи.

3. Стилистические возможности языковых средств –8 ч.

Лексические средства языка. Однозначные и многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. Профессиональные и жаргонные слова. Поэтическая лексика. Фразеология и крылатые слова.

4. Типы речи – 2 ч.

Повествование, описание, рассуждения, их строение.

5. Словесные изобразительно-выразительные средства -9 ч.

Тропы. Стилистические фигуры. Звуковые изобразительно-выразительные средства. Словесно-звуковые изобразительно-выразительные средства. Ритм и интонация в прозе и стихах.

6. Практическая работа – 2 ч.

Комплексный анализ текста.

Программа рассчитана на выработку следующих основных умений:

  • систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
  • самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
  • наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
  • редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
  • овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов;
  • уметь пользоваться справочной литературой и словарями;
  • создавать собственные тексты, учитывая выразительные средства каждого стиля речи        

 


Планирование уроков

Тема урока

Повторение орфографии

Повторение синтаксиса

1

Знакомство с целями и задачами курса. Слово. От слова к тексту.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Виды подчинительной связи в словосочетании.

2

Текст и его строение. Признаки текста.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Простое предложение. Типы подлежащего.

3

Тема текста и его микротемы.

Употребление гласных после шипящих и – ц.

Типы сказуемого.

4

Абзац. Работа с основной мыслью.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний  СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Предложения односоставные и двусоставные.

5

Грамматическая связь между частями текста.

Правописание приставок пре-, при-.

Виды односоставных предложений.

6

Тематическое и композиционное единство частей текста.

Правописание согласных в приставках.

Неполные предложения.

7

Стилевое единство текста.

Гласные И и Ы после приставок.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

8

Особенности научного и публицистического стиля.

Употребление Ъ и Ь.

Обособленные определения.

9

Основные признаки официально-делового стиля.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Обособленные приложения и дополнения.

10

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Обособленные обстоятельства.

11

Основные признаки художественного стиля.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения.

12

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

 Спряжение и правописание глаголов.

Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения.

13

Практическое занятие – анализ композиции текста.

Правописание Н.  и  НН в суффиксах имён прилагательных.

Вводные и вставные конструкции.

14

Лексические средства языка. Однозначные и многозначные слова.

Правописание н, нн в сложных прилагательных, в производных существительных.

Обращения.

15

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Н и  НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Междометия и слова-предложения ДА и НЕТ.

16

Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Правописание суффиксов причастий.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

17

Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова.

Правописание деепричастий.

Тире и точка с запятой в сложносочинённом предложении.

18

Профессиональные и жаргонные слова.

Правописание наречий.

Тире в простом и сложном предложении.

19

Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Сложноподчинённые предложения, их виды.

20

Народное слово в литературном языке.

Правописание предлогов.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

21

Практическая работа – языковой анализ текста.

Умение различать производные предлоги и исходные части речи.

Тире и двоеточие в сложноподчинённом предложении.

22

Типы речи. Повествование, описание, их строение.

Правописание союзов

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

23

Типы речи. Рассуждение.

Правописание частиц НЕ и НИ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

24

Словесные изобразительно-выразительные средства. Тропы. Эпитеты, их виды, сравнения, их виды.

Правописание частиц НЕ и НИ

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

25

Метафора, олицетворение, аллегория, перефраз.

Правописание частиц и междометий

Тире в бессоюзном сложном предложении.

26

Метонимия, ирония, гипербола, метода.

Правописание глаголов с частицей не и приставкой до- и глаголов с приставкой недо-.

Синтаксические конструкции с союзом КАК.

27

Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Сложные предложения с различными видами связи.

28

Оксюморон, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, инверсия.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Прямая и косвенная речь.

29

Звуковые изобразительно-выразительные средства.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

30

Урок-поиск «Словесные изобразительно-выразительные средства в тексте художественного стиля».

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Альтернативные знаки.

31

Ритм и интонация в прозе и стихах.

Стилистические фигуры речи.

32

Создание собственных текстов.

33

Практическая работа. Комплексный анализ публицистического текста.

34

Практическая работа. Комплексный анализ научного текста.


Список используемой литературы.

  1. И. Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка.- М.: Айрис-Пресс, 2009.
  2. Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. -М.: Оникс; Мир и Образование, 2009.
  3. Т. М. Пахнова. Русский язык. Комплексная работа с текстом.- М.: Айрис-Пресс, 2009.
  4. Л. И. Величко. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983.
  5. Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук,  О. С. Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ООТИД «Русское слово-PC», 2005.
  6. Т. П. Крестинская, С.В. Петров. Как пользоваться словом. – М.: Просвещение, 1968.


Тема урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

1

Знакомство с целями и задачами курса. Слово. От слова к тексту.

1

2

Текст и его строение. Признаки текста.

1

3

Тема текста и его микротемы.

1

4

Абзац. Работа с основной мыслью.

1

5

Грамматическая связь между частями текста.

1

6

Тематическое и композиционное единство частей текста.

1

7

Стилевое единство текста.

1

8

Особенности научного и публицистического стиля.

1

9

Основные признаки официально-делового стиля.

1

10

Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля.

1

11

Основные признаки художественного стиля.

1

12

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

1

13

Практическое занятие – анализ композиции текста.

1

14

Лексические средства языка. Однозначные и многозначные слова.

1

15

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

1

16

Архаизмы, историзмы, неологизмы.

1

17

Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова.

1

18

Профессиональные и жаргонные слова.

1

19

Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений.

1

20

Народное слово в литературном языке.

1

21

Практическая работа – языковой анализ текста.

1

22

Типы речи. Повествование, описание, их строение.

1

23

Типы речи. Рассуждение.

1

24

Словесные изобразительно-выразительные средства. Тропы. Эпитеты, их виды, сравнения, их виды.

1

25

Метафора, олицетворение, аллегория, перефраз.

1

26

Метонимия, ирония, гипербола, метода.

1

27

Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация.

1

28

Оксюморон, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, инверсия.

1

29

Звуковые изобразительно-выразительные средства.

1

30

Урок-поиск «Словесные изобразительно-выразительные средства в тексте художественного стиля».

1

31

Ритм и интонация в прозе и стихах.

1

32

Создание собственных текстов.

1

33

Практическая работа. Комплексный анализ публицистического текста.

1

34

Практическая работа. Комплексный анализ научного текста.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...