Читательская грамотность
презентация к уроку по русскому языку

Смысловое чтение

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности на уроках литературы Спикер: Герлах Людмила Александровна МБОУ Лицей №7, г. Химки

Слайд 2

Цель мастер-класса по читательской грамотности - повышение уровня читательской грамотности учащихся, привитие интереса к книге, к чтению.

Слайд 3

Форма работы: «Литературная игра» - это игра , где вопросы и задания формируются из литературных произведений.

Слайд 4

Текст №1. Отрывок из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» // Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват . организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с.: ил. – с.126. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 5

Задание 1. Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».

Слайд 6

Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро» Обломать нижние сухие ветки у дерева. Сорвать пучок сухого мха-бородача. Искрошить мелко сучки деревьев. Сложить всё в кучку и поджечь ветки. Не оставлять огонь без присмотра. Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Слайд 7

Задание 2. Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.

Слайд 9

Ответ : Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

Слайд 10

Задание 3. Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.

Слайд 11

Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности. Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Слайд 12

Задание 4. Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

Слайд 13

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 14

Ответ: В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра. Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями. Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

Слайд 15

Задание 5. Какими практическими умениями обладал герой рассказа? Текст №1 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 16

Ответ: Развести огонь. Запастись дровами. Подстрелить, разделать и запечь птицу. Читательские умения: понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

Слайд 17

Задание 6. Какими личными качествами обладал Васютка ? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста. Текст №1 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Слайд 18

Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев», разжёг костер, приготовил еду. Читательские умения: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характеры героя, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Слайд 19

Задание 7 Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?

Слайд 20

Ответ : пламенный. Читательское умение: определять место, где содержится искомая информация.

Слайд 21

4 группа читательских умений – использовать информацию из текста 4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний. 4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. 4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. 4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. 4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). 4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью .

Слайд 22

Чему вы научились у Васютки ? (смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги). Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?

Слайд 23

Предметные задачи: Работа с текстами разных стилей: художественный текст и официально-деловой (инструкция). Работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов). Сопоставление двух текстов разных типов (сплошной и несплошной). Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенным автором.

Слайд 24

Задачи в области читательской грамотности: 1. видоизменение сплошного текста (составлять инструкцию на основе сплошного текста); 2. чтение текста (восприятие его, извлечение информации, данной в явном и неявном виде, интерпретация её); 3. связь информации из текста со своим опытом; 4. формулирование своей точки зрения и обоснование её; 5. извлечение информации из текста, иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Презентация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"

Презениация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"...