Урок-повторение по теме "Морфемика" _ 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема: Морфемика

Цели:

  1. Повторение материала по теме «Морфемика».
  2. Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.
  3. Формированию интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
  • повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц», «правописание гласных в корнях»);
  • вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_kl_morfemika.docx60.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морфемика

Цели:

  1. Повторение материала по теме «Морфемика».
  2. Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
  3. Формированию интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
  • повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц», «правописание гласных в корнях»);
  • вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

Ход урока

Эмоциональный настрой.

Синтаксическая пятиминутка.

  1. Яркое солнце осветило берёзовый лес.
  2. Школьный конкурс продолжается, дети несут рисунки.

1 станция. Филфорд

2 станция.Создание пары.

#1054;кончание – это…

а. наименьшая значимая часть слова

#1054;снова – это…

б. часть слова перед корнем,образует новые слова

#1050;орень – это…

в. изменяемая часть слова,образует формы слова

#1057;уффикс – это…

г. раздел науки о языке, изучающий морфемы

#1055;риставка – это…

д. часть слова после корня, образует новые слова

#1052;орфемика – это…

е. значимая часть слова,в которой заключено лексическое значение

#1052;орфема – это…

ё. часть слова без окончания

3 станция. Выделите морфемы в словах.

Колос ок, пере ул ок, пере лет а ет, вы ход, снеж ин к а, про гул к а, при бег а ет, мор ск ой, пуш ин к а, трав ян ой, дом ик, при бреж н ый.

4 станция.Четвертый лишний.

Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.

1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;

2) побежать, подлететь, посеять, подумать;

3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.

  • Что такое корень?

Когда мы определяем однокоренные слова, что нужно помнить ? (Смотреть на лексическое значение, оно должно быть близким. не путать с омонимичными корнями. И надо отличать однокоренные слова от формы слова)

5 станция. Найди сорняк и вырви с корнем”.

! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и вычеркнуть лишнее слово.

#1057;мешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка; чередование звуков! смех-смешить

#1051;евый, слева, лев, налево, левая;

#1044;иво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

#1057;тол, столик, столетие, настольный;

5.Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок; беглая гласная! мешок - мешка

#1057;клон, поклониться, клонировать, наклон.

#1055;релестный, лестно, льстивый, лестничный;

#1050;ривой, окриветь, скривиться, креветка;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6 станция. «Отгадайте слова»

#1055;риставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. поручение

2. Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. прилагательное

3. В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же, как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. подружка

4. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете. расписание

5. Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. оценка

7 станция. Объяснительный диктант

#1041;езвкусный, возглавить, бесшумный, бесцветный,восхождение, роспись, износить, разделать, бездельник, расчесаться, вздремнуть, бессловный.

2. Расположиться, прилагать, положение, излагать, изложение, доложить, сложились, предлагать, прилагательное, заложить.

3. Растение, выращенный, заросли, Ростов, зарастает, росток, Ростик, вырастить, выросли, отрасль, растет.

4. Шёпот, пшёнка, шорох, крыжовник, начёс, печёнка,шов, шоколад, шёлк, жёлтый,щёки.

5. Цифра, цирк, цыган,птицы, цыпленок, традиция, панцирь, лекция, на цыпочках, сестрицын, акция, лисицын, улицы, белолицый.

8 станция.

Грамматическая остановка: докажите, что слова разобраны по составу верно:

стекло (стекл – корень, о – окончание) – сущ., ср.р.

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание) - гл., пр.вр., ср.р.

осиной (осин – корень, ой – окончание) – сущ., ж.р., Т. п.

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание) - прил., ж.р.

допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание) – гл., повелительного наклонения

допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание) – гл.,, пр. вр., мн.ч.

Вывод: с помощью знания морфем можно определять грамматические признаки слов

9 станция. Остановка загадочная

Может ли в слове быть два корня? Приведите пример.

Проведем загадочный блиц-опрос. Отгадки запишите, выделите корни, подчеркните соединительную гласную

  1. Закручу, зажурчу, В небеса улечу. самолет

#1053;е турист, а словно птица По горам взбирается. скалолаз

  1. Всем поможет, всех спасет Человек в халате
    Но уколы больше любит Ставить нам в палате.
    медсестра

4. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног, Вот и весь я -
осьминог

Итоги урока.

Рефлексия.

Дз. Выставление отметок.

#1053;а рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями.

#1025;ж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал.

#1059;зкая тропинка привела нас на небольшой холм.

#1044;орогие ребята, мы приглашаем вас на необыкновенное представление.

#1042;ы придёте завтра ко мне на день рождения?

#1052;ы, кажется, сбились с пути и не сможем найти дорогу.

#1044;ети, откройте дневники и запишите домашнее задание.

#1071; хочу встретиться с тобой и поговорить о нашем брате.

#1054;сень пришла внезапно и завладела садами и реками, лесами и воздухом.

#1042; снежном буране исчезло всё вокруг: земля, и солнце, и небо.

#1053;а вырубке леса росла мелкая, но сладкая земляника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-повторение "Логарифмы" в 11 классе

В данной разработке рассматривается материал при повторении или  подготовке к ЕГЭ  по теме "Логарифмы"...

презентации для уроков повторения в начале 9 класса

Теоретические сведения о средствах связи сложносочиненного предложения...

Урок повторения и обобщения 7 класс по теме: "Давление"

Урок повторения и обобщения7 класс...

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)

Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.           Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...