План занятия по подготовке к ЕГЭ. Задание 16
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Борисова Янина Борисовна

План занятия по подготовке к ЕГЭ. Задание 16

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_po_podgotovke_k_ege._zadanie_16.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия по подготовке к ЕГЭ. Задание 16

Цель: систематизация знаний учащихся по темам " Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами. Запятая препинания в простом предложении с однородными членами

Задачи:

  • Повторить и систематизировать изученное об однородных членах предложения
  • Углубить знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях.
  • Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами и в сложносочиненных предложениях.

.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация темы урока.

1) Прочитайте  предложения. Выполните задания. (слайд)

2)  На какие группы можно разбить данные предложения.

Сегодня мы будем работать именно с этими видами предложений.

Чтение задания 16 (слайд). Запись формулировки задания в тетрадь.

3. Работа по теме урока.

1) Прежде чем  мы обратимся к условиям выбора запятых в предложениях, давайте вспомним,  какие члены предложения называются однородными?

- относятся к одному члену предложения

- отвечают на один и тот же  вопрос

- являются чаще всего одним и тем же членом предложения (есть случае, когда они являются разными членами предложения).

Найдите ОЧП и обоснуйте свой ответ. (слайд)

1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления.

2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.

3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.

4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.

Чего не хватает в данных предложениях?

Важно помнить о том, что в предложении могут встретиться разные группы ОЧП, т. е. они могут относиться к разным словам, а значит и запятые при них будут ставятся индивидуально для каждой группы (слайд)

2) Что вы помните о запятых при однородных членах предложения?  Отчего зависит выбор запятой?

- от количества однородных членов

- от наличия/ отсутствия союзов их соединяющих.

Какие союзы могут соединять однородные ЧП? (сочинительные)

При постановке запятой мы должны учитывать группу сочинительного союза. Назовите эти группы (соединительные, разделительные, противительные) (слайд)

- Давайте вспомним условия выбора запятой в предложениях с двумя ОЧП. Помним о том, что графически ОЧП обозначаются  кружками.

1) О О – нет союза

2) О и О

     О или  О           соединительными или разделительными союзами

3) не только О но и О – соединены составными союзами (как...,так и...; не столько ..., сколько...)

4) О но О    соединены противительными союзами

5)О да(=но) О

    О да (=и) О

-  Давайте вспомним условия выбора запятой в предложениях с тремя и более  ОЧП. Для этой цели поработайте с карточками.

Запомни!

2 ОЧП =1 запятая (если нет одиночного соединительного или разделительного союза)

3 ОЧП =2 запятых (если нет одиночного соединительного или разделительного союза)

Ловушки!

=        =       -      -

3) Какие предложения называются сложносочиненными? С помощью каких средств соединяются части сложносочиненного предложения?

ЛОВУШКИ!

  • В ССП запятая не ставится,  если есть общий член предложения (ОЧП):

В окрестных болотах надрывались лягушки  и до головной боли пахло багульником.  

  •     Отличайте сложносочиненное предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами!

В небольшой комнатке было душно, и прямо до смерти хотелось искупаться.

Венька с д е л а л пять шагов по палубе и ш а г н у л прямо в реку.

Расставьте запятые в ССП, составьте схемы

  • Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.
  • В начале апреля уже распустились ландыши и летали в саду голосистые скворцы.

Алгоритм выполнения задания.

1) Необходимо определить количество грамматических основ в предложении. 

Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, разделяются запятыми

  • Панночка засмеялась, и девушки с криком увели за собою представлявшую ворона.
  • Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи во мрак.

2) Определить , есть ли однородные члены предложения

  • Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака Тимофеевича.
  • Название книги может многое рассказать о её содержании и об авторе.

3)  Расставить запятые с учетом особенностей предложения.

Практическая часть.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.

2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.

3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.

4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.

5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.

1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.

2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.

3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.

4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.

5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.

1) Импульсный радиолокатор помогает отыскивать людей под завалами и определять живых  существ по самому лёгкому и почти неуловимому движению.

2) Пожарно-спасательный мотоцикл оборудован системой спутниковой навигации стационарной и переносной радиостанциями четырьмя огнетушителями баллоном с маской для дыхания универсальным гидравлическим инструментом и аптечкой.

3) Сейчас в Юсуповском дворце в Москве проводятся музыкальные вечера и выставки  благотворительные акции и дипломатические приёмы.

4) Прекрасные интерьеры дополнялись богатым убранством: венецианскими зеркалами хрустальными люстрами старинной мебелью и коллекциями произведений искусства.

5) Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности.

1) Истинным ценителям театра хотелось видеть «Недоросля» Фонвизина «Горе от ума» Грибоедова и «Женитьбу» Гоголя.

2) Герои Островского жили трудились копили разорялись влюблялись ссорились горевали обманывали и обманывались.

3) Иван Бунин проклял Октябрь и навсегда уехал за границу.

4) Днепрогэс возводила 200-тысячная трудовая армия с помощью кирки лопаты носилок и тачки.

5) Плоды фисташкового дерева не только вкусны но и полезны.

4) Подведем итоги

  • Отчего зависит выбор запятой в предложениях с однородными членами?
  • Какие существуют «ловушки» при постановке запятых в предложении с однородными членами в сложносочиненном предложении?
  • Какие трудности возникли при подготовке к заданию 16?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

решение графических задач, задания А8-занятие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Обобщен теоретический, подобран практический материал достаточный для отработки умений решать графические задачи в разделе экономика ЕГЭ по обществознанию....

План занятия элективного курса Подготовка к ЕГЭ по математике "Вычисление площадей фигур"

План занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" по математике "Вычисление площадей фигур".В плане  занятия элективного курса, проводимого в нашей школе  с целью подготовки учащихся 11 клас...

Планы занятий по подготовке к ОГЭ.

Прикладная математика....

План индивидуально-групповых занятий по подготовке к олимпиаде по русскому языку

План рассчитан на 4 часа и включает в себя работу по углублению и расширению знаний из раздела "Синтаксис. Пунктуация"...

Групповое дополнительное занятие по подготовке к ЕГЭ: Задание 14: Решаем методом координат

Групповое дополнительное занятие по подготовке к ЕГЭ11 класс (группа сильных учащихся)Тема: Задание 14: Решаем методом координат...

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...