Практикум "Обособление дополнений"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_8_klass.docx145.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Обособление дополнений.

Цели урока:

Образовательные: формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка

различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение

обособленного дополнения в предложении);

Развивающие: развитие устной и письменной речи, умение выделять главное в тексте, определять

главную мысль, развитие умений и навыков выполнения грамматического разбора,

способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке.

Воспитательные: воспитать умение слушать доброжелательно оценивать работу товарищей; чувство

ответственности, чувство любви к родной земле, к прекрасному.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Я желаю вам прекрасного настроения. Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа.

1. Дать определение понятию обособление?

2. Какие члены предложения называются обособленными?

3. Назовите известные разряды обособленных членов предложения.

4. Что относится к обособленным определениям?

5. Причастный оборот – это…

6. Что относится к обособленным обстоятельствам?

#1044;еепричастный оборот – это ...

8. Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?

9. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?

#1053;азовите виды дополнений.

11. Предложение осложнено … Сверкая быстро в вышине, кружились искры.

12. Предложение осложнено … Охотники вышли на полянку, заросшую кустами.

IIΙ. Сообщение темы и цели урока

- Тема сегодняшнего урока «Обособленные дополнения».
Постановка целей:
- научиться определять обособленные дополнения, ставить знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями;
- отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных дополнений.
-Итак, что мы должны знать и уметь? (Знать правила обособления дополнений, уметь выделять их графически и использовать в речи).
-Для чего нам необходимо знать об обособленных дополнениях и уметь употреблять их в речи? (Свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи).

ΙV. Изучение нового материала.

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника.

- Какие дополнения обособляются?

- Каковы основные значения обособленных дополнений? ( Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений».

Предлоги

+ сущ.

Примеры

  • сверх

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

  • включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

  • за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

  • вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

  • кроме:
  1. «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;
  2. «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град.

  1. Составление алгоритма выделения обособленного дополнения.
  • Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.
  • Выделите границы обособленного дополнения.
  • Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.
  • Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.
  • Обособьте дополнение.

V. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Найдите обособленный дополнения, подчеркните их.

1. Я ничего не слышал, кроме шума листьев. 2. Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены автоматом. 3. Все домашние, включая и слуг, с нетерпением ожидали молодого барина. 3. Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. #1053;астроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнято. #1058;олпа разошлась, исключая немногих любопытных. #1053;аряду с благородными, попадаются грибы попроще.

Задание 2. Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него; 3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков. 2. В саду помимо сторожа никто не бывал. #1042;место фруктов он купил овощи. #1042;оды нигде нет за исключением редких ключей. #1057;верх всякого ожидания лето оказалось дождливым. 6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию. 7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров. 8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

Задание 3. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Спишите предложения, подчеркивая обособленные дополнения.

#1050;роме стандартного императорского портрета во весь рост, в кабинете висели небольшие портреты маслом Суворова и Кутузова. #1057;амое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, было положение слушающего. #1053;и звука не было слышно, кроме вздохов моря. #1055;омимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров. #1053;о я никого не встретил, кроме белой мокрой собаки. #1042;се барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. #1050;роме вахмистра, говорил еще Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова.

Вывод. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

Задание 4. Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.

V. Подведение итогов урока.

-С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

-Каковы условия обособления дополнений?

-В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

VΙ.Рефлексия.

Закончи предложение.

Мы узнали… Мы повторили… Мы работали…

VΙΙ. Домашнее задание.

Выписать из литературы 5-7 предложений с обособленными дополнениями.

Приложение

Предлоги

+ сущ.

Примеры

  • сверх

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

  • включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

  • за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

  • вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

  • кроме:

- «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

- «сверх кого-чего-либо»;

- «вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град.

Обособление дополнений

Предлоги

+ сущ.

Примеры

  • сверх

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

  • включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

  • за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

  • вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

  • кроме:

- «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

- «сверх кого-чего-либо»;

- «вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию п...

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"...

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...

Конспект урока Дополнение.Виды дополнений.

Конспект урока в 8 классе по теме : "Дополнение. Виды дополнений. Тип урока - "открытие новых знаний"....

Конспект урока по русскому языку "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений....