Комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Медведева Альфия Нургаиновна

Конспект урока по теме "Комплексный анализ текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta._konspekt_uroka._medvedeva_a.n.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 9

Тема: Комплексный анализ текста

Цель: 

- создание условий для выработки умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; комплексное повторение основных норм русского языка, текста как единицы языка, его признаков

Тип: урок комплексного применения знаний

Задачи:

- развивать читательскую грамотность учащихся на основе единичного сплошного текста, в соответствии с задачами 3 уровня читательской грамотности в международной классификации;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, мышление, речь учащихся;

- воспитывать чувство любви к русской культуре, русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а также ее результатом; осознавать важность русского языка и художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Метапредметные

- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из текста.

Предметные

- владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка;

- анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; редактировать текст;

- устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.

- находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

Межпредметные связи:

- связь с литературой (фрагмент второй части автобиографической трилогии Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»; высказывание Марины Цветаевой)

Ресурсы урока

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- электронные ресурсы:

https://rus-ege.sdamgia.ru/teacher

https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/fobisaloka

- технологии и приёмы:

  • технология критического мышления (работа с деформированным текстом)
  • технология проблемного обучения
  • обучение на основе «учебных ситуаций»
  • обучение смысловому чтению

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок русского языка мне хотелось бы начать с высказывания поэта Марины Цветаевой:

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк. То есть, постичь тайну текста.

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Учитель. Ключевыми словами нашего урока будут следующие термины:

Текст, тема текста, идея текста, стиль текста, тип речи, синтаксис, орфография, пунктуация

Предлагаю вам сформулировать тему урока.

Предполагаемый ответ учащихся: на уроке мы будем работать с текстом, комплексно анализировать его, значит тема урока – комплексный анализ текста

Учитель. Представляю вашему вниманию фрагмент текста, с которым вам предстоит работать. Как вы думаете, какие виды деятельности нам предстоит осуществить?

      (1) Громко ра(с,з)смеявшись моя новая знакомая дала маленький томик в синем кожа(н,нн)ом переплёте. (2) Это тебе понравится сказала она подавая мне книгу. (3) В томике были собра(н, нн)ы поэмы Пушкина.

       (4) Я прочитал их все сразу охваче(н,нн)ый тем (не)изъяснимым радостным чувством которое испытываешь если попадаешь в красивую местность. (5) Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса и вдруг (не)ожида(н,нн)о ра(с,з)вёртывается перед тобой п(о,а)ляна, вся в цветах, оз(о,а)рё(н,нн)ая солнцем. (6) Минуту смотришь на неё, зач(о,а)рова(н,нн)ый а потом с жадным любопытством обежишь всю и каждое прик(о,а)сновение ноги к мягким, шелковистым травам плодородной земли тихо радует.

Учащиеся:

 - решить орфографические и пунктуационные задачи, повторить правила пунктуации и орфографии

- повторить сведения о таких единицах языка, как словосочетание, предложение, текст;

- повторить признаки текста, определить тему, идею, стиль, тип текста.

Учитель. Для чего нам нужно комплексное повторение единиц и разделов лингвистики?

Учащиеся:

- освоить нормы русского литературного языка

-  успешно сдать экзамены

 

Учитель. Итак, цель нашего урока: комплексное повторение основных норм русского языка, текста как единицы языка, его признаков

3. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Обратите внимание на рабочие листы на ваших партах. Все задания выполняем на них, в конце урока сдаём на проверку.

С чего мы начнём анализ текста?

 Ученики:

- восстановим орфографическую и пунктуационную целостность первой части текста, выполним орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ

 - после этого перейдём к анализу содержания

Орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ текста

Задание 1. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить знаки препинания

Ученики переписывают текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Задание 2. Взаимопроверка по эталону

       (1) Громко рассмеявшись, моя новая знакомая дала маленький томик в синем кожаном переплёте. (2) «Это тебе понравится», – сказала она, подавая мне книгу. (3) В томике были собраны поэмы Пушкина.

       (4) Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым радостным чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5) Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, вся в цветах, озарённая солнцем. (6) Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким, шелковистым травам плодородной земли тихо радует.

Ученики осуществляют взаимопроверку по эталону

       

Задание 3. Взаимооценка

«5»: нет ошибок

«4»: 2 орфографические, 2 пунктуационные

        1 орфографическая, 3 пунктуационная

        орфографических нет, 4 пунктуационные

        3 орфографические, если среди них есть однотипные

«3»:

4 орфографические, 4 пунктуационные

3 орфографические, 5 пунктуационных

орфографических нет, 6 пунктуационных

Ученики осуществляют взаимооценку по инструкции.

Учитель. Каковы наши дальнейшие действия?

Ученики:

- назвать орфограммы, сгруппировать слова по орфограммам

- объяснить пунктограммы, графически их обозначить

- построить схемы предложений с пропущенными знаками препинания

Задание 4. Сгруппируйте слова с пропущенными орфограммами. Графически обозначьте орфограммы.

Ученики работают самостоятельно в рабочих листах, затем озвучивают группы орфограмм и сверяются с эталоном:

Правописание приставок на  з/с

Правописание безударных проверяемых гласных в корне

Правописание безударных чередующихся гласных в корне

Правописание не с различными частями речи

Правописание

 н/нн в суф. различных частей речи

рассмеявшись

развёртывается

поляна

зачарованный

озарённая

прикосновение

неизъяснимым

неожиданно

кожаный

собран

охваченный

озарённая

зачарованный

неожиданно

Учитель. Предлагаю выполнить задание по орфографии в формате ОГЭ на образовательном портале для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ (https://rus-oge.sdamgia.ru/), составленное учителем на материале данного текста.

Ученики выполняют задание, озвучивают ответы, комментируют.

Задание 5. Орфографический анализ в формате ОГЭ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение выделенного слова.

1) РАССМЕЯВШИСЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется С.

2) ПОЛЯНА – в корне слова пишется непроверяемая чередующаяся гласная О.

3) ОЗАРЁННАЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса А.

4) НЕОЖИДАННО – НЕ с существительным пишется слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

5) КОЖАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса – АН, пишется одна буква Н.

Ответ: 1,5

1) РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется С.

2) ЗАЧАРОВАННЫЙ - в корне слова пишется проверяемая безударная гласная А.

3) ПРИКОСНОВЕНИЕ - написание безударной чередующейся гласной в корне определяется его лексическим значением.

4) НЕИЗЪЯСНИМЫМ – НЕ с прилагательным пишется слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

5) СОБРАН -  в суффиксе краткого прилагательного пишется Н.

Ответ: 2,4

Учитель. Выполните синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Ученики работают в парах у доски: один рисует схемы, другой устно даёт характеристику предложения

Задание 6. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

Предполагаемые ответы учеников:

1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, полное.

2. Особая синтаксическая конструкция, состоящая из прямой речи и слов автора; слова автора осложнены обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4. Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, с последовательным подчинением придаточного определительного и условия. Все простые предложения в составе СПП распространённые. Главное предложение двусоставное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Оба придаточных односоставные, определённо-личные.

5. Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое. Первое предложение осложнено вводным словом «бывало», второе – однородными обособленными определениями; первое несогласованное, распространённое, выражено существительным «в цветах», второе -  согласованное, выражено причастным оборотом.

6. Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое. Первое предложение односоставное определённо-личное, осложнено обособленным согласованным нераспространённым определением и однородными сказуемыми, второе двусоставное, осложнено однородными определениями.

Учитель. Обратимся ко второй части текста. Прочитайте выразительно вслух следующий фрагмент. Выполните синтаксический анализ фрагмента в формате ОГЭ.

Ученики вслух читают фрагмент.

             

     (7) Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9) В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель утренней росы, тяжёлых, как ртуть. (10) Это делало меня счастливым, а жизнь мою лёгкой и приятной. (11) Какое счастье – быть грамотным!

Ученики выполняют синтаксический анализ фрагмента текста в формате ОГЭ, озвучивают и комментируют свои ответы.

Задание 7. Синтаксический анализ в формате ОГЭ. Прочитайте текст. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 7 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2) Придаточная часть сложноподчинённого предложения 8 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.

3)  В сложном предложении 9 есть придаточное изъяснительное.

4)  Предложение 10 простое, осложнено однородными дополнениями.

5)  В предложении 11 грамматическая основа – счастье быть.

Ответ: 1,4

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Анализ содержания, стилистики   текста

Учитель. Обратимся снова к тексту. Теперь мы его восстановили, соединили все части. Прочитайте выразительно текст.

 Учащиеся выразительно читают текст вслух

Учитель.  В конце текста обычно есть указание на автора, здесь его нет. Как вы думаете, какому русскому писателю принадлежат данные строки? Какие у вас есть предположения?

Ученики:

- в тексте есть воспоминания автора о бабушкиных сказках, которые сыграли важную роль в формировании внутреннего мира автора

-  автор восхищается поэмами А.С. Пушкина

-  можно предположить, что это Максим Горький

Учитель. Да, автор текста – русский писатель 20 века Максим Горький, перед вами фрагмент второй части автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Что вам известно об авторе, какие произведения читали?

Ученики:

- читали главы первой повести трилогии «Детство», легенду «Данко» из рассказа «Старуха Изергиль», рассказ «Челкаш».

Фронтальная беседа

Учитель. Что такое текст? Перечислите признаки текста.

Ученики:

 - текст – это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности

 - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически

 - предложения в составе текста располагаются в логической последовательности

 - они объединены в целое темой, основной мыслю с помощью различных языковых средств

Учитель. Предлагаю найти эти признаки в данном тексте. Определите тему текста.

Ученики:

- поэмы Пушкина как источник вдохновения (поэмы Пушкина в жизни Горького)

Учитель. Какие проблемы ставит автор в тексте?

Ученики:

 - проблема роли художественной литературы в жизни человека

 - проблема влияния искусства на внутренний мир человека

Учитель. Определите идею текста.

Ученики:

 - произведения художественной литературы, в частности поэмы Пушкина, способны вдохновить человека, пробудить в нём самые лучшие чувства, позволяют почувствовать себя частью общечеловеческой культуры

Учитель. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите свою точку зрения.

 Ученики:

- художественный стиль – это стиль художественной литературы

 - цель стиля – сообщение информации и эмоционально-эстетическое воздействие на читателя

 - особенность стиля – эмоциональность, образность, они достигаются с помощью различных языковых средств

Учитель. Определите тип речи. 

Ученики:

- повествование с элементами описания и рассуждения

- это повествование о том, как автор прочитал томик с поэмами Пушкина, который принесла его новая знакомая

- здесь есть фрагменты, которые описывают радостные чувства автора после прочтения книги

- в конце текста есть элемент рассуждения о том, какую роль произведения Пушкина сыграли в мироощущении писателя

Учитель. Вернёмся к проблемам, поставленным автором текста.

Ученики:

- проблема роли художественной литературы в жизни человека

- проблема влияния искусства на внутренний мир человека

Учитель. Какова авторская позиция?

Ученики:

 - произведения искусства, в частности художественной литературы, способны пробудить самые лучшие чувства, наполнили душу радостью и счастьем, вдохновить, повлиять на формирование личности.

Учитель. Вы согласны с мнением автора? Обоснуйте свою точку зрения.

Ученики обосновывают свою точку зрения.

Задание 10. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста (14-16): «От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность.  Я не один на земле. И не пропаду!»

Ученики:

- произведения художественной литературы, в частности поэмы Пушкина, способны вдохновить человека, позволяют почувствовать себя частью общечеловеческой культуры

- произведения искусства, в частности художественной литературы, способны пробудить самые лучшие чувства, наполнить душу радостью и счастьем, вдохновить, повлиять на формирование личности, дать чувство уверенности

5. СООБЩЕНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Учитель комментирует домашнее задание:

1. Развёрнутый ответ на вопрос: как вы понимаете смысл заключительных предложений текста (14-16): «От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность.  Я не один на земле. И не пропаду!» - записать в тетрадь.

2. На образовательном портале для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ (https://rus-oge.sdamgia.ru/), выполнить вариант № 10383659, составленный учителем. Вариант состоит из заданий по орфографическому, пунктуационному и синтаксическому анализу текста.

6. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель. Итак, подведём итоги урока. Какие виды деятельности мы сегодня осуществили на уроке?

Ученики:

 - читали текст

- решали орфографические и пунктуационные задачи

- делали орфографический, пунктуационный, синтаксический анализ текста

- осуществляли взаимопроверку и взамооценку

- определяли тему, проблематику, идею текста

- выполняли задания в формате ОГЭ

- повторяли сведения по орфографии, пунктуации, синтаксису, стилистике

 

Учитель. Предлагаю закончить урок фразами, которые вам нужно продолжить:

Мне понравилось…

У меня получилось…

Хотелось бы улучшить…

Теперь мне понятно…

У меня возник вопрос…

Мне нужно повторить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...