Урок русского языка в 5 классе по теме Правописание корней с чередованием Е/И.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Костенко Наталья Валерьевна

Тема: Правописание корней с чередованием Е/И

Цели урока:

  • показать закономерность чередования Е–И в корнях слов;
  • формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
  • развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить учащихся с правилом правописания е–и в корнях с чередованием
  • научиться определять условия написания гласных е–и
  • научиться обозначать её графически и объяснять правописание

Метапредметные:

  • коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
  • регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения проблемы
  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Ход урока

1. Организационный момент 

При записи числа двадцать [двацат] третье [трэтйэ] апреля – фонетическая разминка: в каких словах (слове) количество букв и звуков не совпадает?

2. Актуализация знаний

«Письмо с дырками» (прием технологии развития критического мышления) /прием читательской компетенции/

/Учащиеся работают на местах, один ученик работает за закрытой доской./

3. Графический диктант

  • подрастать
  • изложение
  • росток
  • выращивать
  • слагаемое
  • выросли

4. Переход к новой теме

Создание проблемной ситуации.

У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на доске слова парами: (обратить внимание на вид глаголов)

Удерёт – удирает

Замереть – замирать

Запереть – запирает

Стереть – стирает

Выделите корни.

  • Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)
  • Подчеркните гласные в них.
  • Что заметили?
  • Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование).

5. Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием)

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

 Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

На закрытой доске (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.

  • Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?
    (Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).
  • Сверим вывод с правилом в учебнике.
    Стр.117, п.117 + образец рассуждения
  • Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
  • Давайте выработаем алгоритм наших действий.
  • Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
  • «Закончи предложение».
  • 1. Выделяю в слове (корень).
  • 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
  • 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
  • 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
  • Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
  • Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет
  • графическое выделение

 

6. Физкультминутка. Пошумим?

Называю слово с И в корне – хлопаем, с Е - топаем

Отбирать, заблестел, запирать, отпереть, расстилать, вытирать, соберу, блестеть, зажигать

7. Применение знаний

Выборочно-распределительный диктант.

Выпишите из предложений слова с чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. е
2) Песня замирает далеко в полях. и
4) Пролитую воду не соберёшь. е
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. и
6) Улицы упирались в голые скалы. и

Самопроверка:

 

На закрытой доске

и

е

Замирает
Пробирается
упирались

Блестят
Соберёшь
Расстелить, блеснуть, вытерла

 
  • 1 ошибка – 4
  • 2-3 ошибки – 3
  • 4 ошибки – 2

2. Упр.724

8. Рефлексия учебной деятельности

1. Фронтальный опрос.

  • Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
  • От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
  • Какую цель мы ставили перед собой?
  • Мы её достигли?

2. Домашнее задание (дифференцированный подход): П.117, упр.725 (для всех)

Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (10 слов ) (по желанию на оценку)

Резерв: № 728 ИЛИ:

Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

  1. чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
  2. 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
  3. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
  4. 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
  5. 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
  6. 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
  7. ПРОДИРАЕТ.
  8. 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
  9. 7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
  10. 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_e-i_v_kornyah.docx310.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание корней с чередованием Е/И

Цели урока:

  • показать закономерность чередования Е–И в корнях слов;
  • формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
  • развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить учащихся с правилом правописания е–и в корнях с чередованием
  • научиться определять условия написания гласных е–и
  • научиться обозначать её графически и объяснять правописание

Метапредметные:

  • коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
  • регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения проблемы
  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход урока

1. Организационный момент  

При записи числа двадцать [двацат] третье [трэтйэ] апреля – фонетическая разминка: в каких словах (слове) количество букв и звуков не совпадает?

2. Актуализация знаний

«Письмо с дырками» (прием технологии развития критического мышления) /прием читательской компетенции/

/Учащиеся работают на местах, один ученик работает за закрытой доской./

3. Графический диктант

  • подрастать
  • изложение
  • росток
  • выращивать
  • слагаемое
  • выросли

4. Переход к новой теме

Создание проблемной ситуации.

У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на доске слова парами: (обратить внимание на вид глаголов)

Удерёт – удирает

Замереть – замирать

Запереть – запирает

Стереть – стирает

Выделите корни.

  • Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)
  • Подчеркните гласные в них.
  • Что заметили?
  • Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование).

5. Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием)

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

 Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

На закрытой доске (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.

  • Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?
    (Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).
  • Сверим вывод с правилом в учебнике.
    Стр.117, п.117 + образец рассуждения
  • Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
  • Давайте выработаем алгоритм наших действий.
  • Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
  • «Закончи предложение».
  • 1. Выделяю в слове (корень).
  • 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
  • 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
  • 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
  • Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
  • Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет
  • графическое выделение

 

 

Picture background

6. Физкультминутка. Пошумим?

Называю слово с И в корне – хлопаем, с Е - топаем

Отбирать, заблестел, запирать, отпереть, расстилать, вытирать, соберу, блестеть, зажигать

7. Применение знаний

Выборочно-распределительный диктант.

Выпишите из предложений слова с чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. е
2) Песня замирает далеко в полях. и
4) Пролитую воду не соберёшь. е
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. и
6) Улицы упирались в голые скалы. и

Самопроверка:

 

На закрытой доске

и

е

Замирает
Пробирается
упирались

Блестят
Соберёшь
Расстелить, блеснуть, вытерла

  • 1 ошибка – 4
  • 2-3 ошибки – 3
  • 4 ошибки – 2

2. Упр.724

8. Рефлексия учебной деятельности

1. Фронтальный опрос.

  • Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
  • От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
  • Какую цель мы ставили перед собой?
  • Мы её достигли?

2. Домашнее задание (дифференцированный подход): П.117, упр.725 (для всех)

Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (10 слов ) (по желанию на оценку)

Резерв: № 728 ИЛИ:

Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

  1. чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
  2. 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
  3. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
  4. 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
  5. 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
  6. 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
  7. ПРОДИРАЕТ.
  8. 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
  9. 7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
  10. 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

 

Picture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»

Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Презентация у уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием Е-И"

План-проект урока, формирующего универсальные учебные действия...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»

Урок смоделирован с учетом требований ФГОС: определен каждый этап  урока с целеполаганием, планируемыми образовательными результатами, обучающими и развивающими компонентами, заданиями и упражнен...