Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме «Разносклоняемые существительные»
Класс: 6 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать.
Задачи урока:
Образовательные: формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала.
Развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
Планируемые результаты:
Предметные: знать разносклоняемые существительные, особенности их склонения, уметь находить их в тексте, обосновывать выбор гласных в окончаниях.
Метапредметные: уметь ставить и формулировать цель деятельности; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Личностные: уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, «Толковый словарь» С.Ожегова, аудиозапись А.Хайта о разносклоняемых существительных (уроки «Радионяня»).
Ход урока
- Организационный момент
Добрый день, ребята! Умные, красивые, надеюсь, готовые работать. Садитесь. Запишем в тетрадях число и классная работа. Оставьте строку, чтобы записать тему урока. Обратите внимание, что для работы на уроке нам пригодятся еще рабочие листы.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений
Начать наш урок мне бы хотелось с одной Новогодней истории. Но расскажите ее мне вы. Предлагаю составить рассказ по картинкам.
Да, Деды Морозы тоже ходят в школу. И у них тоже, как у простых школьников возникают затруднения. В этот раз они не смогли разобраться с одной темой и просят вас помочь.
- Самоопределение к деятельности, целеполагание.
Но для начала они хотят проверить вас. Стоит ли на вас вообще полагаться.
Устный опрос:
- Дайте определение имени существительного?
- Как называется изменение имени существительного по падежам? (склонение)
- Сколько склонений у имени существительного? (3 склонения)
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
Письменный опрос
Проведем игру «Домик»: существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо распределить слова по домикам.
Слава, болото, плач, трава, луч, дядя, метель, время, верность, мышь.
1 скл. 2 скл. 3 скл. время
Слава болото метель
Трава плач верность
Дядя луч мышь
- Работаем в паре. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность ваших записей.
- Кто не допустил ошибок, поднимите руку? Молодцы! Кто допустил две ошибки? Молодцы!
- Объясните орфограммы в словах «плач, луч, рожь, мышь» (мягкий знак на конце существительных после шипящих).
- Какое слово остались лишними? (время)
- Как вы думаете, почему? (ср.р., окончание –я)
Вывод: имеются существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению.
- Чтобы узнать, как называются такие существительные, надо разгадать ребус.
- Итак, тема урока «Разносклоняемые имена существительные». Запишем в тетрадь.
- Ребята, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы.
Познакомиться с …
- Что мы будем сегодня изучать? (разносклоняемыми существительными).
Узнать…
- Все ли существительные разносклоняемые? (сколько их).
Научиться… (их склонять).
Итак, цель урока: познакомиться с разносклоняемыми существительными; узнать, почему их так называют, сколько их; научиться их склонять.
- Изучение новой темы.
Вернемся к нашему существительному ВРЕМЯ. Оно стоит особняком от сущ. 1, 2, 3 скл. Значит, оно какое? (Разносклоняемое)
Давайте узнаем, почему же такие существительные назвали разносклоняемыми. Ваши предположения? (варианты ответов)
Проведем лингвистический эксперимент. Просклоняем это сущ., а также сущ. 2 и 3 скл.
И.П. | время | море | печь |
Р.П. | времени | моря | печи |
Д.П. | времени | морю | печи |
В.П. | время | море | печь |
Т.П. | временем | морем | печью |
П.П. | о времени | о море | о печи |
Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ.
Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений.
У вас на столах лежит стихотворение, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.
Работа в парах
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
А у коровы полно вымя.
Её надо подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая ссоры пламя.
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Проверка.
Сколько слов получилось? (10).
-Прочитайте записанные слова: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.
- Что объединяет эти существительные? (оканчиваются на – мя)
Откройте учебники на странице 142, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.
К разносклоняемым существительным относится еще одно слово «путь».
- К какому роду относятся существительные на –мя? (средний род)
- Слово – «путь»? (мужской род)
Итак, мы узнали, что к разносклоняемым существительным относится 10 существительных на –мя и одно существительное мужского рода «путь».
Среди этих слов встретились такие, значение которых нужно уточнить.
Лексическая разминка
- Познакомимся с лексическим значением слов бремя, темя, стремя.
- Какой словарь поможет узнать нам значение этих слов? (Толковый словарь русского языка Ожегова)
БРЕМЯ, -мени, ср.р.. 1.Тяжелая ноша. 2. Перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.). Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот.
ТЕМЯ, -мени, ср.р. Верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями.//уменьш. темечко, -а, ср.р.// прил. теменной, -ая, -ое.
СТРЕМЯ, род., дат. и пред. –мени, тв. –менем, мн. – мена, -мян, -менам, ср.р. 1.Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена. 2.Косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха (спец.).//уменьш. стремечко, -а, ср.р. //прил. стременной, -ая, -ое.
Работа в парах. Кроссворд.
Задание: выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные.
1.П | У | Т | Ь | |||||
Л | ||||||||
2. С | А | |||||||
Е | М | |||||||
2. В | Р | Е | М | Я | ||||
3.З | Н | А | М | Я |
По горизонтали:
- Дорога.
- Длительность существования всего происходящего.
- Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета.
По вертикали:
- Огонь, поднимающийся над горящим предметом.
- Зачаток растения.
- Проверьте себя.
- Какая пара выполнила кроссворд верно? Поднимите руки.
Физминутка.
Размахиваем знаменем,
Разбрасываем семена,
Согнулись под бременем забот,
Почесали темя.
Отправляясь в дальний путь,
Имя свое не забудь.
Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?
(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).
Один из Дедов Морозиков написал нам письмо:
Ребята, вы не знаете моего имя, потому что я раньше вам не писал. Не было время. Зима погладила меня по брем..ни и сказала Не расстраивайся!
Найди грамматические, лексические, пунктуационные ошибки, исправь и перепиши
С какой сложностью мы столкнулись? Да, какой суффикс использовать в разносклоняемых существительных. Работа с учебником.
- Прочитаем материал на странице 142.
- Какой суффикс прибавляется в родительном падеже множественного числа в словах «семя, стремя»? (суффикс –ян)
Р.п. семян, стремян
- Рассмотрим обобщающую схему о разносклоняемых существительных.
Разносклоняемые существительные. 10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь. Р.п. Д.п. +-ен- + - и (по 3 скл.) Т.П. +-ен- + -ем (по 2 скл.) П.п. СтремЯН, семЯН Запоминалка Десять слов с концовкой –мя Будем мы запоминать: Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя, Бремя, время, темя, знамя, стремя. Всякий раз, когда склоняешь, Суффикс –ен- ты прибавляешь. |
- Закрепление изученного. (3 человека работают у доски)
Карточка №1
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
К..снуться знамен…, постареть от времен…, в пламен… костра, зовем по имен…, пр..к..саться к стремен….
Карточка №2
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
Зовем по имен…, дорожить времен…м, пр..к..саться к стремен…, к..снуться знамен…, боль в темен….
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
Боль в темен…, не знаю имен…, не хватает времен…, зовем по имен…, дорожить времен…м.
Выполните мини-тест.
1. Укажите разносклоняемое существительное.
А) сарай
Б) стремя
В) лошадь
2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-.
А) во врем…ни, в плам…ни
Б) стрем…н, знам..нем
3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и.
А) на темен…, пламен…м
Б) в пут…, в пламен…
- Проверьте, правильно ли вы полнили тест.
Ответы: 1) б 2) а 3) б
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Какие советы мы можем дать Дедам Морозикам для лучшего понимания этой темы?
- В русском языку имеются существительные, которые мы можем назвать разносклоняемыми
- Их нужно выучить (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь)
- В Р, Д., П. п. у них окончание и, в Т.П. –ем(ём)
- Они дружат с суф. Ен (ён) и ян (суффиксом -ен-, существительные семя, стремя с суффиксом –ян в родительном падеже множественного числа)
VI. Домашнее задание
Выписать 5 пословиц с разносклоняемыми сущ., подготовить устный доклад об истории происхождения разносклоняемых сущ.
Это был первый урок, посвященный разносклоняемым существительным. Мы с вами начали применять новые знания на практике. На втором уроке мы закрепим с вами этот материал. Спасибо за урок.
Рабочий лист
учени___ 6 __ класса _________________________________________________________
1. Распределите слова по «домикам»:
Слава, болото, плач, трава, луч, дядя, метель, время, верность, мышь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
- Разгадайте ребус
3. Выпишите все существительные, похожие на слово ВРЕМЯ
Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять - бремя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить. | Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя. Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. |
4. Лексическая разминка
Словарная статья из толкового словаря
СТРЕМЯ, род., дат. и пред. –мени, тв. –менем, мн. – мена, -мян, -менам, ср.р. 1.Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена. 2.Косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха (спец.).//уменьш. стремечко, -а, ср.р. //прил. стременной, -ая, -ое.
5. Кроссворд
6. Найди грамматические, лексические, пунктуационные ошибки, исправь и перепиши
Ребята вы не знаете моего имя, потому что я раньше вам не писал. Не было время. Зима погладила меня по брем..ни и сказала Не расстраивайся!
Разносклоняемые существительные 10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь. Р.п. Д.п. +-ен- + - и (по 3 скл.) Т.П. +-ен- + -ем (по 2 скл.) СтремЯН, семЯН Запоминалка Десять слов с концовкой –мя Будем мы запоминать: Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя, Бремя, время, темя, знамя, стремя. Всякий раз, когда склоняешь, Суффикс –ен- ты прибавляешь. |
7. Закрепляем материал
Карточка №1
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.
К..снуться знамен…, постареть от времен…, в пламен… костра, зовем по имен…, пр..к..саться к стремен….
Карточка №2
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.
Зовем по имен…, дорожить времен…м, пр..к..саться к стремен…, к..снуться знамен…, боль в темен….
Карточка №3
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.
Боль в темен…, не знаю имен…, не хватает времен…, зовем по имен…, дорожить времен…м.
8. Выполните тест
1. Укажите разносклоняемое существительное.
А) сарай
Б) стремя
В) лошадь
2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-.
А) во врем…ни, в плам…ни
Б) стрем…н, знам..нем
3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и.
А) на темен…, пламен…м
Б) в пут…, в пламен…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"
Презентация рекомендована для индивидуального обучения....
Презентация к уроку русского языка по теме"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация сделает увлекательным урок по русскому языку....
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.
Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....
Конспект урока по русскому языку по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
Откератый урок в 5 классе...