Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском,якутском и корейском языках
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Мария Егоровна Шестакова

Данный урок призван создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, принятые в культуре русского, якутского, корейского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

       Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском,                      

                               якутском и  корейском  языках                    

Название  раздела, темы урока: Культура речи. Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском,  якутском и  корейском  языках" 

Тип урока: Урок обретения новых знаний

Вид урока: смешанный

Форма урока: интегрированный

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, принятые в культуре русского, якутского, корейского народа.

Задачи:

Обучающие: 

Познакомить с терминами этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Ознакомить  учащихся с формулами обращения в русском, якутском, корейском языках;

Создать условия для активизации употребления формул речевого этикета в речи учащихся;

Развивающие: продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова.

Воспитательные: 

Способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и экологической культуры личности;

Приобщать учащихся к культуре, традициям и реалиям стран родного и иностранного языков в рамках конкретной ситуации общения, отвечающей опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 класса;

Создать условия для формирования толерантности к представителям различных языковых культур, уважительного отношения к языку как средству межкультурного общения;

Учить сопоставлять, анализировать и сравнивать формулы речевого этикета в русском, якутском и корейском  языках;

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с терминами этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Личностные результаты: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

  Личностные результаты: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста,

осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, компьютер, учебник, раздаточный материал. Учебник: УМК Русский язык. 5 класс в 3 Ч. : учебн. для общеобразоват. учреждений. С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина. 2012 год.

Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «История возникновения этикета  и некоторых этикетных слов» (индивидуальное задание)

Технологии, методы и приемы обучения. Интерактивные методы: проблемный, эвристический  (анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, игровые формы)

                                          ХОД УРОКА

                                                                                                     Я не хочу обносить стенами свой дом или  

                                                                                            заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух

                                                                                          культуры различных стран как можно свободнее

                                                                                         веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног.

                                                                                                                                                                   Тагор Р.

                                                                                                 "Изучение иностранного языка  должно стать    

                                                                                                приобретением   (формированием) новой

                                                                                                 точки зрения на фоне уже существующего

                                                                                                 мировоззрения, мировосприятия, […] так как  

                                                                                            каждый язык содержит целостный пласт понятий

                                                                                                и способ представления определенной части

                                                                                                человечества"

                                                                                                                                  Вильгельм фон Гумбольдт

I.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения обучающегося в

пространство учебной деятельности на уроке.

Этап вызывания исходной мотивации.  На начальном этапе урока нужно учитывать несколько видов побуждений учащихся:

- Актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"): рассуждали о  стилях русского литературного языка, знаем о понятии «речевая ситуация», при каких условиях она возникает.

- Вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"): достаточны ли вам знания, для того чтобы начать общение с вашим собеседником.( Знаете ли вы, какими  именно словами  нужно обращаться к вашему собеседнику в зависимости от его возраста, профессии, даже родства? А если ваш собеседник представитель другого народа или государства?)

- Усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"): раскрыть  важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.( В нашей республике официально приняты 2 государственных языка: русский и якутский языки. Для вашей работы, жизни важно владеть двумя языками. А также владеть и

иностранными, в частности корейским языком. Так вы постигаете культуру других стран и глубже понимаете язык и культуру своего народа. Работа с эпиграфом).  

Сообщение темы и целей урока.

    Посмотрите на экран. (Слайд ) Эти люди не общаются. Почему?   А с чего начинается общение? (с обращения к собеседнику)

Тема нашего урока: « Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском,  якутском и  корейском  языках».

Посмотрите на тему и постарайтесь догадаться, чему мы научимся сегодня?

Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цели урока.

Цели  урока:

1. познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами; особенностями якутского и корейского речевого этикета и формами обращений

2.учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях, углублять  знания о традициях обращения к знакомым и незнакомым собеседникам, детям и взрослым

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Целеполагание: Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.

Словарная работа:

 В нашей теме прозвучали несколько терминов.

- Что такое речевой этикет?

- Этикетные слова?

- Что такое обращение? (Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос).

(Проверяем по слайду).

 -  Какие формулы речевого этикета вам знакомы? (приветствие, прощание, просьба, отказ) Приведите примеры этих формул в русском языке.

- Назовите  несловесные этикетные средства: кивок, улыбка, взгляд и т.д. В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнить такими несловесными этикетными средствами?  ( ответы детей)

  III.   Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Совместное исследование проблемы.

Цель этапа: поиск решения учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативн.

Регулятивная

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Проблемный вопрос: Каким, на ваш взгляд, должно быть обращение к собеседнику, чтобы общение состоялось? (Вежливым, корректным, уместным).

Беседа о «вежливых словах».

Приятно ли вам  слышать этикетные слова? Почему? (Ответы детей: произнося эти слова, мы желаем людям хорошего настроения, чтобы  день у них был радостным, позитивным, добрым).

Какие этикетные слова русского языка вы знаете?  (ответы детей: добрый день, будьте добры)

Какие из названных вами этикетных слов являются самыми употребительными в русском языке? (здравствуйте, спасибо, пожалуйста).

      Давайте послушаем выступления ваших одноклассников, подготовивших небольшие сообщения об истории возникновения и значения некоторых этикетных слов (сообщения подготовленных учеников).

 Спасибо, ребята!

Проблемный вопрос:  Умеем ли мы обратиться к собеседнику на другом  языке с учетом традиций, возраста, в зависимости от ситуаций?

Например, «Мир вам!» - говорит еврей. «Ел ли ты?» - произносит китаец. «Будь весел»- приветствует перс. «Я тебя вижу» - говорит зулус.  

 А Как обращаются к собеседнику на якутском языке? Какие вы знаете исконно якутские приветствия?  ( ответы детей: дорообо, ийэ, эбэ, эдьиий)

Слово учителя.

Лексическое значение якутских приветствий отличается от  русского  «здравствуй», т.е. пожелание здоровья собеседнику, потому что у каждого народа  складываются свои стереотипы речевого поведения. На него влияют  особенности уклада  жизни, традиции  и верование народа. Например, кэпсиэ рассказывай, сэиэргээ – повествуй. Это объясняется

тем, что якуты жили изолированно (аласный тип расселения). (показ слайда) Появление гостя воспринималось как праздник, источник новостей, как связь с миром.

-Как обращаются к к собеседнику на корейском языке? ( ответы детей: аньон хасейо, аньон, аньон хасимника).

-Вы перечислили разные по значению обращения. Что они означают? Каково их   лексическое значение и с чем это связано?  Когда, где и в каких ситуациях нужно употреблять те или иные слова?

IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Моделирование.

Цель этапа: Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативн.

Регулятивная

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения

Воспринимают ответы

обучающихся

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

В ходе беседы учащиеся указывают на  различия в словах-обращениях в разных языках,

что они означают.

В частности, в корейском языке.

Стандартное приветствие в корейском языке – «аньон хасейо».

В кругу друзей -«аньон» , означает   «привет».

«Аньон хасимника», если нужно выразить уважение.

«Йеобосейо».- приветствие по телефону

«Жоун ачим» - приветствие по утрам, близко по значению «доброе утро»

«Маннасео бангапсеумнида» -при встрече с кем-либо, который старше вас или более опытнее в профессиональном плане.. Дословно означает « я так рад, что встретил вас».

Постановка проблемной задачи.

Разделите слова-обращения (в русском, якутском, корейском языках)  на группы  по: а) по родству, б) эмоционально-образным обращениям, в) обращению к незнакомому, г) к другу, д) пожилому человеку, старшему по возрасту. (Ученики должны  выполнить  работу в виде таблицы, схемы,  рисунка.  Форма работы групповая).

                                                   

V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап        

урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Конструирование нового способа действия.

Цель: Построение ориентированной основы нового способа действия 

   

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативн.

Регулятивная

Организует учебное исследование для выделения понятия

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

     Учитель:

 -Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении, формах обращения в различных ситуациях. Обсудите в группе.

- Структурируйте свои сведения, оформив их в виде таблицы, схемы.  (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). Проиллюстрируйте примерами.                        

    Отчёт групп о результатах работы.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы (выступление по одному ученику от группы: представление и защита работы, приведение примеров, иллюстрирующих различные ситуации использования обращений).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу работы?  

- Какие трудности встретились вам при его составлении?  (Рефлексия)

VI.   Первичное закрепление нового знания.Переход к этапу решения частных задач.

Цель: Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативн.

Регулятивная

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции (действия)

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществляют самоконтроль.

 

Учащимся предлагается разыграть различные ситуации (сценки), в которых они должны

грамотно использовать слова-обращения (по группам).

                                                     

VII. Самостоятельная работа и проверка по эталону.Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель: Коррекция отработки способа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативн.

Регулятивная

Организует коррекционную

работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Самопроверка.

Отрабатывают способ в целом.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

 Составление  небольших диалогов на 3-х языках (письменно, индивидуально).

 Чтение диалогов. Корректирование.

 Выполнение тестов-тренажёров «Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения». Самопроверка по эталону (каждое задание проверяется сразу же по ответам в презентации).

Выполнение теста+самооценка.

VIII. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.Контроль на этапе окончания учебной деятельности.

Цель этапа: Контроль.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативн.

Регулятивная

Диагностическая работа ( на выходе):

-организация дифференцированной  коррекционной работы.

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

 Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

 Рефлексия

В заключение нашего занятия   еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? ( историю возникновения этикетных слов,  формы приветствий на разных языках в соответствии с традиционным укладом жизни, обычаями и верованиями народов).

-Как прошёл урок? Что было интересно?

 Какие были затруднения?

 Запишите в форме таблицы:

 1.Знаю.  Перечислите информацию, которая вам знакома

 2.Новое.  Какую новую информацию вы получили? Перечислите .

 3.Вызывает сомнение.  Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто  

    сможет это подтвердить или опровергнуть?

  4. Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения (Остались ли вопросы по теме. Какие вопросы вы хотите задать? )

 Домашнее   задание.

    Напишите начало письма маме, бабушке, дедушке, используя различные  обращения как средства выражения своего отношения к самому близкому или любимому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

Интегрированный урок "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"

Интегрированный урок "Речевой зтикет. Традиции употребления обращений в русском и английском языке"...

Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке".

Интегрированный урок "Речевой этикет.Традиции употребления обращений в русском и английском языке"....

Урок в 5 классе по родному русскому языку по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"

Конспект урока по родному русскому языку в 5 классе по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"...

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...

Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...

"Традиции русского речевого этикета"

Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе поможет провести урок познавательно и интересно....