"Творительный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Дать понятие о творительном падеже. Способствовать формированию умения определять падеж имён существительных и правильно употреблять в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Урок русского языка
Творительный падеж имён существительных-кем? чем?
Учитель I квалификационной категории
Резяпова Гульфира Нуриахметовна
17.01.2024г.
Класс: 6б
Количество учащихся: 12(8)человек
Диагноз детей: лёгкая умственная отсталость
Тема: «Творительный падеж имён существительных –кем? чем?».
Цель: познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие о творительном падеже имён существительных (определение, значения);
- способствовать формированию умения определять падеж имён существительных и правильно употреблять их в речи, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коррекционно-развивающие:
- работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся;
- формирование проблемного мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие устной диалогической речи;
- обогащать их словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова;
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- воспитывать самостоятельность, критическое отношения к себе; сотрудничество в работе.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ. объяснение), наглядные методы, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методическое оснащение и оборудование урока:
- использование ИКТ: мультимедийная презентация к уроку русского языка;
- набор карточек с индивидуальными заданиями по теме;
- ТСО (файл с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер);
- рабочие тетради по русскому языку;
- иллюстрации: зимний лес, Снеговик, таблица падежи с вопросами ,
Технологии:
- Технология уровневой дифференциации. (Н.П.Гузик, В.В.Воронкова).
- Коррекционные технологии. (Л.С.Выготский, Е.Д. Худенко)
- Компьютерные технологии (В.П. Беспалько).
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендовано Министерством просвещения РФ – М.: «Просвещение», 2021., стр.130
Время реализации урока – 40 минут.
План комбинированного урока по ФГОС:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
- Организационный этап.
Приветствие учеников, настрой на работу.
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным
- Строчка чистописания и запись даты.
У нас сегодня гости. Кто?
В шубке белой он стоит,
На морозе не дрожит,
Угольки есть вместо глаз —
Смотрят пристально на нас.
Во дворе он жить привык,
Славный парень...
Снеговик приглашает вас в путешествие. Ответьте Снеговику:
- Какое сейчас время года? - Назови признаки зимы. Какие зимние месяцы вы знаете? Приглашает в путешествие по зимнему лесу.
- Словарная работа.(записать слова, предложение)
Бо-, те- , произнесите по слогам
3 слога (хо-зя-ин, календарь, конфета, мужчина, женщина)
2 слога (сейчас, теперь)
Слогов больше 3 (телеграмма, соревнование, растение)
Составить предложение: Мама угостила детей конфетами.
Назвать главные члены предложения
Прекрасный по составу
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях. Стр.130
- Тема урока «Творительный падеж имён существительных». Сегодня мы с вами закрепим умение изменять имена существительные по падежам, более подробно Т.п. Запись темы.
- Актуализация знаний
Давайте вспомним, расскажем Снеговику, шагая по лесной тропинке
Что знаем про имя существительное?
–самостоятельная часть речи
-обозначает название предмета
-отвечает на вопросы кто? что?
-в предложении является подлежащим
-подчёркивается одной чертой
-бывает одушевлённая, неодушевлённая
-бывает нарицательное, собственное
- м.р., ж.р., ср.р.
-изменяется по падежам, числам
- Отдыхаем на опушке леса (музыка вьюги, метели, пурга, буран, позёмка, метелица, пороша, ненастье, буря) синоним к вьюга
- Первичное усвоение новых знаний.
- На доске снежинка, снеговик
Просклонять. (Упражнение выполняется устно) правильно произнести падеж, вопросы (по плакату), назвать окончание /наглядность/
2. Вышли на поляну. 1.Назвать по картине существительные: дерево, куст, сосна, снегирь, синичка, кормушка. 2.поставить в Т.п. 3. Составить словосочетание в Т.п.
3. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц)
- Серый злой, зимой голодный
Весь замёрзший и холодный
Он зубами «щелк-щелк-щелк»
Кто же это? Это … (Волк)
- Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса)
- Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка
------ Поставить слова в Т.п.: медведем, зайцем, волком, лисой, белкой
4. Первичная проверка понимания.
- Назвать падеж и вопрос? (Без плаката)
- Поставить в Т.п. снег, зима, лес, снежинка
5. Физкультминутка. Холодно в лесу
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнём.
Назвать сущ. в Т.п.
6. Индивидуальное задание для учеников на карточке: Шарф- /шапка- ветка- /
- Поставить в Т.п. данное сущ. в словосочетании /укутать шарфом/
Вывод: Т.п отвечает на вопросы кем?чем?.
7. Физкультминутка. Тропинкой, снега, о следе, снежинкой, животного, зайцу, льдом, лесом, сосну
- Я буду называть слова. Если прозвучит слово, которое обозначает стоит в Т.п, вам надо руки вытянуть вперёд Если услышите слова, в другом падеже, надо руку поднять.
- Закрепление
- Упр.175 по вариантам по предложению после разбора записать словосочетание
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Определите падеж выделенных имен существительных:упр.176 записать словосочетание,
- Ребята наблюдают за зимой. Деревья качает сердитым ветром. Снежинка кружат над лесом. Укрылись муравьи под листком. Спрятался ёжик в норе. В лесу смолкли голоса птиц. Ребята повесили кормушки для синиц.
- Под корнями дерева медведь устроил берлогу. Гл.члены предложения, падеж сущ.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание
Просклонять 2 слова: имена сущ. одуш. и неодуш.
IХ. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Ребята, чему вы учились на уроке?
- На какой вопрос отвечает Т.п.?
- Приведите примеры.
Выставление и комментирование отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25436.jpg)
урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"
Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в творительном падеже....
Тартымлы исемнәрнең юнәлеш килеш формасы.(Направительный падеж имён существительных).
Разработка урока по татарскому языку в русских классах для 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-100607-1508578553.jpg)
степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных
сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/19/picture-274875-1374232512.jpg)
Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс
Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-562041-1420961822.jpg)
Комбинированный урок русского языка "Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода"
Урок по теме: "Цветы" (межпредметная связь с уроками биологии и музыки). Цель урока - формировать умение правильно писать имена прилагательные женского рода в В.п. и Т.п., активно употребля...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/17/picture-1243035-1692243176.jpg)
Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»
Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/02/picture-1107516-1677750223.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"
Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....