Конспект урока по теме "Три склонения имен существительных "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Машукова Людмила Петровна
Конспект урока по русскому языку для 5 класса. Поможет повторить,систематизировать и углубить знания по теме "Склонение имён существительных ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Тип занятия: урок

Форма: урок-игра

Вид занятия: урок изучения нового материала

Методы учения: исполнительный, репродуктивный, аналитический, исследовательский

Методы преподавания: объяснительный (эвристический, монологический), побуждающий

 

Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Оборудование: компьютер, проектор, медиа-презентация

Цели урока:

  1. Обобщить изученный ранее материал об имени существительном
  2. Учить детей определять склонение имён существительных на основе

          исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

          существительном в практической деятельности.

  1. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
  2. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

I. Организационный момент.

Ход урока:

I. Организационный момент  

 1. Приветствие

 -Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурная и серая погода, поэтому настроение утром у меня было грустное.  А у вас? Но войдя в класс, увидев вас и ваши заинтересованные лица, оно изменилось. Я рада приветствовать вас и наших гостей на этом уроке. Давайте поприветствуем наших гостей.  Вместе с вами мы сегодня совершим увлекательное путешествие в мир знаний. Поэтому проверьте, все ли у вас готово к уроку: все ли необходимое у вас лежит на столах). Итак, начинаем наш урок.

- Внимательно посмотрите на экран, перед вами план этого урока. Но из-за злых чар волшебника Кляксы произошла путаница,  нам с вами нужно  правильно установить порядок этапов урока.

II. Планирование предстоящей деятельности

  - Определите последовательность этапов урока. (На экране)

                                    План урока.

  • Применяем новые знания.                                                     (3)
  • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.      (1)
  • Подводим итог.                                                                       (4)
  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.         (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

 - Работаем  по плану, начинаем с первого этапа урока.

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

Вопросы первого тура:

  1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

Обратимся к предложению, записанном на листах, лежащих у вас на партах.  Давайте вставим пропущенные буквы в словах.

         Марина нап...сала с…ч…нение о з…ме и ос...ни. 

       

С этим предложением мы будем работать совместно в группах.

         Задание для первой команды        

1. Назови в предложении имена существительные.

       2. Определи, каким членом предложения являются существительные.

       3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить? (одушевлённость, неодушевлённость)

        4. Какой ещё постоянный признак определим? (род)

                Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

         Марина написала сочинение о зиме и осени. 

                  

                         Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                           ж. р.                                                               ср. р.                           ж. р.                        ж. р.

- Задание для второй команды

       1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.

       2. Что значит, изменить существительное по падежам?

       3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении.

                Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

         Марина написала сочинение о  зиме и осени. 

                  

                         Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                           ж. р.                                                               ср. р.                               ж. р.                        ж. р.

   

                       

                           И. п.                                                                В. п.                            П. п.                       П. п.

- Задание для третьей группы

       1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему.

       (Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___    ___  О и О].

       

       2. Однородные второстепенные члены выражены существительными. Что общего между этими существительными?

       (Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)

      3. А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зиме и осени

     4.  А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

      - Можем ответить на этот вопрос? (нет)

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

    Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора, метапредметная связь (кодировка в информатике)

- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

Адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я

А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

. С     к      ло     не    ни     е

[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]

  1. Как назовём нашу таблицу? [Предложения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных]. Слайд 10.

IV. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

-Переходим к следующему этапу урока по плану:

2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

- Вот мы с вами и будем сегодня говорить о склонении.

Слайд 8

-  Какие цели мы поставим на уроке? Чему научимся?

3. Подготовка к восприятию нового.

-Что такое склонение? (Изменение существительного по падежам и числам)

- По какому падежу определяется склонение? Числу? (По им.п., единст. числу).

- Что называется начальной формой?

4.Объяснение нового материала.

Это существительные 1 склонения. Они мужского  и женского рода и имеют окончания -а, -я.

-

Это существительные 2 склонения. Это существительные среднего рода, с окончаниями –о и –е, и мужского рода с нулевым окончанием

- А третье склонение по праву называется женским. К нему относятся существительные женского рода, имеющие на конце…

- Мы с вами должны чётко запомнить. Как распределяются существительные по типам склонения.

-Разминка для ума.

(Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?

1 скл.

Тревога
Надежда
Забота
Отвага
Вера
Скука
Зависть
Обида

2 скл.

испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой

3 скл.

печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть

- Давайте немного поиграем.

Физкультминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на экране (для визуалов), учащихся хлопками обозначают склонение существительных: 1 скл. – 1 оборот вокруг себя, 2 скл. – 2  прыжка, 3 скл. – 3 хлопка ).

 Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль.

Отлично, молодцы. Мы с вами не только закрепили знания по теме имя существительное

- А теперь все дружно переходим к закреплению нового материала. Перед вами лежат листы бумаги с текстом. Внимательно посмотрите на них. Вам следует выписать все имена существительные, определить начальную форму и их склонение.

4.1. Работа с учебником. Чтение правила на странице .

Вывод. Что такое склонение существительных? Как оно определяется?

1 группа

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

 

 

 

ночь

 

 

 

зверь

 

 

 

мышь

 

 

 

дерево

 

 

 

2 группа

Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда (обозначьте это схематически). Напишите вверху склонение имен существительных.

Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.

3 группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.

Солнце
сирень
черемуха
платье
декабрь
пальто
лук
космос

https://urok.1sept.ru/articles/528686/img3.gif

ракета
новость
окно
зонтик
осень
небо
огород

5.Применение новых знаний.

Работа с текстом. Выпишите все имена существительные, укажите начальную форму и склонение.

Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Солнце запуталось в вихрях.

6. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

 - Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    - Как будем действовать, чтобы определить склонение существительных?

                                              Алгоритм

                                  определения склонения

     

              о зиме                об осени

                 нач. ф.- зима                       нач. ф - осень

               

                    род – ж. р.                         род – ж. р.

               окончание – а                    окончание - нулевое

                склонение – 1                     склонение - 3

Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось работать на уроке? Все ли было понятно?

- Давайте «составим» ромашку на доске:

Синий – все понятно

Желтый – есть небольшой вопрос

Оранжевый – возникли затруднения

8. Итоговый вопрос:

- Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

- Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

9. Итог урока.

1. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итоги» по плану, составленному в начале урока:

 - Что нового узнали на уроке?

 - Что такое склонение?

 - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

2. Оценки за урок.  Выставление оценок.

10. Домашнее задание:

Задание на карточках:

Найти в тексте имена существительные и определить склонение существительных и выдели окончания у них. Определить главную мысль текста.

Пруд был маленький. Весь зарос травой и тиной. Жили в нём карасики и улитки. Житьё у них было скучное. Однажды в пруду поселился рак. Все обитатели водоёма собрались на него посмотреть.

Данное задание  - хороший способ отработки алгоритма определения склонений имен существительных, является хорошей тренировкой к ВПР(определение основной мысли текста), а также, хоть это еще у вас впереди, станет замечательной начальной подготовкой к ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"

Урок проведен в классе  для  детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации....

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...