Открытый урок-игра "Язык - душа народа"
план-конспект урока по русскому языку

ммКонспект открытого урока по русскому языку

Урок – игра «Язык – душа народа» (по разделу «Лексика», 5 класс)

 

Учитель: Учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна

Школа: МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок - игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Обогащение  словарного  запаса учащихся. Формирование  умения  использовать  в речи  слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание  потребности  пользоваться  словарём.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.м

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_yazyk_-_dusha_naroda.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

Урок – игра «Язык – душа народа» (по разделу «Лексика», 5 класс)

 

Учитель: Учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна

Школа: МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок - игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Обогащение  словарного  запаса учащихся. Формирование  умения  использовать  в речи  слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание  потребности  пользоваться  словарём.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение   и  систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
  • работа с  толковыми словарями разных авторов.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,
  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Закрепление  опорных знаний      
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Слайд 1.

Приветствие

Приветственное слово учителя .

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Сегодня у нас открытый урок «Язык – душа народа». Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня много узнаем, покажем свои знания и навыки.

Приветствие учащихся.

Знакомство.

Приветствие гостей.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной задачи.

(1минута)

4. Закрепление опорных знаний

(10минут)

Слайд 2.

Рисунок: стога сена с английскими, русскими и якутскими словами.

«Словарный запас языка»

                

                                

Слайд 3.

 Цель урока

Слайд 4.

Вопросы

Слайд 5.

Высказывания о слове

Слайд 6.

Лексика изучает

Слайд 7. Лексический  диктант

Задание 1. Урок начнем с задачи. Что вы видите на слайде? Как понимаете этот рисунок и объясните что нарисовано.

 А теперь, ребята, ответим на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика».

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

- А  как  произошло  слово «лексика»?

- Что такое «слово»? 

- Для чего служат слова?

- А  какие  высказывания  о  слове,  о языке  вы  знаете?

- Что такое «Лексическое значение слова»?

- Где мы можем узнать значение незнакомого слова?

- Какие бывают слова?

- Что еще изучаем в разделе «Лексика»?

- Как  вы  думаете, изменяется  ли  словарный  запас  языка,  то  есть  его  лексика,  или  остаётся  неизменным, постоянным?

- С  чем  это  связано?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы  в тексте,  уметь  использовать  их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

- Следующее задание выполняется письменно:

Лексический  диктант

( по   толкованию, т.е. лексическому  значению, определить  нужно  понятие  и  записать  одним  словом)

А) Плавучая  гора,  отколовшаяся  от  прибрежного  ледника

Б) Аппарат  для  чистки  от  пыли  помещения  или  вещей  

В) В  иголках  бугорок  мышку  поволок

Г) Запас  слов  и  выражений  человека

Предполагаемый ответ: «словарный состав английского языка», «словарный состав русского языка», «Лексика».

Запись учащимися числа,  темы урока.

- Цель урока – повторить изученное  по теме «Лексика».

Лексика от   греческого  лексис  - слово, выражение,  оборот.

Слово – это строительный материал языка. Называют предметы, действия, признаки предметов и действий.

ТО, что обозначает слово, есть его лекс значение.

Лекс значения слов разъясняются в толковых словарях.

Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы…

Словарный запас языка изменяется, т.к. появляются новые понятия, новые слова.

Написать в тетради:

Лексический  диктант

А) айсберг

Б) пылесос

В) ежик

Г) лексикон

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Слайд 8.

Закончите предложения.

Закончите предложения:

1. Словарный состав языка называется ….

2. Лексическое значение слова объясняют ….

3. Однозначные слова- это слова, имеющие одно … ….

4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются….

5. Слова в переносном значении в литературном тексте мы называем ……

6. Слова  одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ….

7.  … - это слова  одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

8.  … - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Устные ответы учащихся:

1. лексика

2. толковые словари

3. лексическое значение

4. многозначными

5. метафорой

6. омонимами

7. синонимы

8. антонимы

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

5.Физминутка  (3 минуты)

6.Закрепление знаний.

(15 минут)

      7.Рефлексия     деятельности

( 5 минут)

Домашнее задание

(2 минуты)

Слайд 9. Физкультминутка.

Слайд 10.

Слова в прямом и переносном значении слов

Слайд 11.

Однозначные и многозначные слова

Слайд 12. Омонимы

Слайд 13.

Антонимы.

Слайд 14.

Словари

Слайд 15.

Метафора

Слайд 16.

Сколько слов в русском языке?

Слайд 17.

Возвращение к эпиграфу

Слайд 18.

Рефлексия

Слайд 19.

Домашнее задание

Слайд 20.

Завершение урока

 Лексика

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Определить, какое словосочетание дано -  в прямом значении или в переносном?

Золотой человек – золотое украшение

Свежая новость – свежий хлеб

Тихое пение – тихая радость

Высокий мальчик – высокий голос

Теплое море – море радости

Луч надежды – луч солнца

Выпишите в две колонки однозначные и многозначные слова:

Карандаш, земля, велосипед, бегут, суффикс, идет, голос.

Объясните, покажите несколько значений слов:

Лук

Клуб

Коса

Ключ

Наряд

Мир

овсянка

свет

Антонимы - это слова…(закончи предложение)

 Грязный -…              Широкий - … ..                                                                  

 Искусственный - … Твердый - … ..                                                        

Трусливый - …          Старый - … ..                                                                

 Мягкий - …              Скучный - … ..                                                                      

 Грубый - …             Бесполезный - … ..                                                                        

 Замкнутый - …       Неряшливый - … ..                                                                

 Слабый - … .          

 Светлый - … .  

                     +ь                  

               Подберите к данным выше словам антонимы.  Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать, составят еще два добрых слова.

1. В. И. Даль    «Толковый словарь живого  великорусского языка» – более 200 000 сл.

2. Д. Н. Ушаков. «Толковый словарь русского языка» - свыше 85 000 слов

3. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – 80 000 слов.

4. М.С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова  

«Школьный толковый словарь

русского языка»  –

Что такое метафора?

Составить текст из 5-6 предложений, используя метафоры.

Сколько слов в русском языке?

В современном русском языке около 200 000 слов.
Иностранные слова (30 000),
новые слова (5000),
научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000),
имена собственные и прозвища (25000),
слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова  (около20 000).

Подведение итогов

– Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика».  Что узнали, что понравилось?

– Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Справедливо ли высказывание К. Паустовского?

Для чего нужно словарное богатство? 

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным …

Написать сочинение-миниатюру «Скоро весна», используя лексические

возможности языка.

На этом урок заканчивается. Спасибо за урок! Удачи!

Физкультминутка-игра

Устно:

  • Задание:
  • Получить карточку, внимательно прочитать и определить, какое словосочетание дано -  в прямом значении или в переносном?

Письменно:

Карандаш         земля

Велосипед        бегут

Суффикс          идет

                          голос

Устно:

Ученики получают карточку и показывают классу несколько значений многозначных слов мимикой и жестами.

Письменно:

Чистый           Узкий

Естественный  мягкий

Смелый           новый

Твердый        интересный

Нежный         ценный

Открытый     аккуратный

Сильный    

 Темный

Получится – честность

Умница

Обратимся к словарю:

Честность – это …

Метафора – это слова в переносном значении в литературном тексте.

Р/р.

Предположения детей

Ответы детей

Чтение хором

(Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.)

Ответы учащихся

Учащиеся записывают в дневник задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...