Буквы ы и и после приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_y_i_i_posle_pristavok.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

                 Технологическая карта урока русского языка

Класс

6

Тема урока

Буквы ы и и после приставок.

Тип урока

«Открытие» новых знаний.

Цели урока

1) образовательная: ознакомление с правилом правописания букв ы и и после приставок; формирование умения
применять данное правило на практике.

2) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку, формирование гражданской идентичности.

3) развивающие: развитие памяти и внимания, устной и письменной речи.

Основные термины и понятия

Приставка.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» для 6 класса под ред. Н.М Шанского, I ч.

Планируемые результаты

Предметные результаты

- «открытие» новых знаний о правописании гласных после приставок

- совершенствование умения анализировать слова по составу

- овладение орфографическими нормами

- совершенствование устной и письменной речи

Личностные результаты

- воспитания любви и уважения к русскому языку

- формирование гражданской идентичности

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели и учебные задачи по теме урока

- умение находить пути решения и оценивать правильность выполнения учебных задач

- умение открывать научные знания и применять их на практике

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образовательные ресурсы

ФОУД

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности-5 мин.

-Здравствуйте!

-Сегодня на уроке мы будем изучать тему: «Буквы ы и и после приставок».
-Попробуйте сформулировать цель урока.

-А теперь определите учебные задачи.

-----

Беседа

-Вывести правило «Буквы ы и и после приставок» и уметь использовать его на практике.

-Узнать, какие буквы(ы или и) пишутся после приставок; выяснить от чего зависит это написание.

П.: умение аргументировано отвечать на вопросы.

Р.: умение формулировать цели и задачи.

Этап 2. «Открытие» нового материала- 10 мин.

1. Расширение теоретических знаний о правописании гласных после приставок.

2.Выведение правила.

2. Овладение орфографическими нормами.

1. -Рассмотрите три колонки.

Безынтересный, подыграть, разыскать.

Поискать, переиграть, неизвестный.

Сверхинтересный, межинститутский, сверхизвестный, межигровой.

-В чём сходство?

-Обозначьте приставки.

-В чём различие?

-Подчеркните эти буквы одной чертой.

-Почему же в словах первой колонки пишется ы, а во второй и третьей колонке и?

-Давайте обратим внимание, на что оканчиваются приставки.

-Подчеркните эти буквы двумя чертами.

-Обратите внимание на третью колонку. Чем она отличается?

2.-Обратимся к учебнику, прочитаем правило, чтобы удостовериться в правильности выбора, уточнить формулировку и обратить внимание на графическое оформление языковых явлений.

Учебник

Беседа

-Есть приставка, корень начинается со звука [и].

-После приставок пишется либо и, либо ы.

-Если приставка оканчивается на согласную, то пишется ы, если на гласную, то пишется и.

-После приставок меж- и  сверх-, оканчивающихся на согласную, тоже пишется и.

-После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

П.: умение осуществлять поиск языкового материала, осмыслять информацию, устанавливать аналогии.

Р.: планирование действий в соответствии с поставленной целью и задачами.

К.: умение строить диалог.

Л.: формирование уважительного отношения к русскому языку.

Этап 3. Закрепление изученного - 20 мин.

1.Формирование умений и навыков применения правил на практике.

2.Совершенствование письменной речи.

1.Упражнение 197.

Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы ( см. образец в правиле). Составьте предложение с выделенным словом.  
Подытожить, сверхизысканный,
безымянный, розыск.

2.Упражнение 198.

Запишите однокоренные слова с данными приставками, объясните графически орфограмму. Какое из записанных слов отрицательно характеризует человека?

Без-, сверх- (инициативный, интересный, искусственный, известный).

3.Упражнение 200.

Спишите, обозначая изучаемую орфограмму.

1. Искать-под..скать, по..скать, под..скивать.

2. Интересный- сверх..нтересный, небез..нтересный.

3. Искусный- без..скусный, сверх..скусный.

4.Известный- не..звестный, сверх..звестный.

Учебник

Ф., И.

Упражнение 197.

Подытожить- в этом слове есть приставка на согласную, однокоренное слово без приставки- итожить начинается с буквы и, следовательно после приставки под- надо писать ы.

Сверхизвестный- в этом слове есть приставка на согласную, но эта приставка является исключением, поэтому после приставки сверх- надо писать и.

Безымянный- в этом слове есть приставка на согласную, однокоренное слово без приставки- имя начинается с буквы и, следовательно после приставки без- надо писать ы.

Розыск- в этом слове есть приставка на согласную, однокоренное слово без приставки- иск начинается с буквы и, следовательно после приставки раз- надо писать ы.

Мы с классом ухаживаем за могилой безымянного солдата.

Упражнение 198. Безынициативный, сверхинициативный, безынтересный, сверхинтересный, безыскусственный, сверхискусственный, безызвестный, сверхизвестный.

Отрицательно человека характеризует слово безынициативный.

Упражнение 200.

1.Искать- подыскать, поискать, подыскивать.

2.Интересный- сверхинтересный, небезынтересный.

3.Искусный- безыскусный, сверхискусный.

4.Известный- неизвестный, сверхизвестный.

Р.: умение планировать свое действие при выполнении задания; оценивать правильность выполнения действия.

П.: искать различные способы выполнения заданий.

Этап 4. Задание на дом- 5 мин.

1.Формирование умений и навыков применения правила на практике.

2.Совершенствование письменной речи.

Упражнение 199.

Ы или и? Письменно объясните условия выбора этих букв. Назовите способы образования данных слов. В каком значении употреблено слово искусственный при образовании выделенного слова?

Раз..скивать, без..дейный, с..грать, сверх..нициативный, без..сходный, пред..дущий, под..тожить, сверх..нтересный, небез..нтересный, без..скусный, без..скусственный, небез..зветсный, под..грать.

Учебник

И.

Этап 5. Итоги, рефлексия- 5 мин.

-Давайте оценим свою деятельность на уроке.

-Чего вы сегодня добились, а что не получилось?

-Понятный ли был материал или затрудненный?

-Оценки за урок.

Р.: оценивать правильность выполнения заданий; адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Буквы Ы и И после приставок. Гласные в приставках пре- и при-.

Тест. Буквы Ы и И после приставок.Гласные в приставках пре- и при-....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Урок по русскому языку "Буквы Ы и И после приставок" 6 класс

Урок составлен с учётом ФГОС, в процессе которого обучающиеся учатся воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить расс...

Урок русского языка в 6 классе: Буквы Ы и И после приставок.

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему: Буквы Ы и И после приставок....

Буквы Ы и И после приставок.

Презентация к уроку как наглядный инстумент....

Дидактический материал. Буквы Ы и И после приставок.

Дидактический материал. Буквы Ы и И после приставок....

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы Ы и И после приставок».

Тип урока: открытия новых знанийЦели урока:  Образовательные: Повторить теоретические сведения по теме «Словообразование»; правописание гласных в корнях с чередованием.Познакомиться с...