Открытый урок русского языка "Обобщение и систематизация знанний по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Собянина Ольга Геннадьевна

Открыитый урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx321.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Класс: 5         Дата:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

образовательная: обобщить знания учащихся по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи", систематизировать знания учащихся по теме.

развивающая: развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость,  отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.

воспитательная: воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитие речи, внимание; умение работать в паре; воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) Осваивать содержание изучаемых  орфограмм  и алгоритм   их использования.

2)  Применять при письме данные орфографические правила.

Метапредметные:

Регулятивные:  - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

- воспроизводить  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом  поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные:

Проявлять познавательный интерес к новым знаниям.

Этапы урока

I. Организационный  момент.

- Какой сегодня день?

- Сегодня. Мой любимый день. 

Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. Разве может быть плохое настроение в такой день?

Так   хочется верить в то, что и на уроке  вы будете работать  дружно и весело, с прекрасным настроением.

II. Актуализация знаний.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- Как называются  части, на которые делятся  слова? (Морфемы)

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)

III. Формулировка темы урока.  Постановка цели урока.

- Какова тема нашего сегодняшего  урока?

- Каковы цели нашего урока?

Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания. 

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Разгадать кроссворд  (листы раздаются).
  2. Работа со «словесным деревом»
  • Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".
  • Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.
  • Оставьте слова только с этого дерева.

(Работа выполняется парами по заданию: 1 пара однокоренные слова;                   2 пара неоднокоренные слова) с последующей проверкой и комментарием.

Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.

Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.

  1. КАРТОЧКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Какие слова являются однокоренными  к слову, обозначающему предмет на картинке. Зачеркните лишние слова.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1516664/e1fae4db-45b2-4546-94cb-66c2fa78bb63/s1200

Слова: хлебопёк, хлебороб, выхлебал, хлебушек, хлебозавод, хлебнуть, хлебный, похлебать, хлебница.

  1. Объясните значение слов, которые не вычеркнули.
  2. Коллективная работа
  1. Отгадайте загадку, запишите отгадку в тетрадь. Выделите в слове морфемы.

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала… (СНЕЖИНКА)

  1. Запишите под диктовку предложение, выполните его синтаксический разбор.

Зимой в лесу стоят заснеженные деревья.

  1. Назовите однокоренное слово к слову СНЕЖИНКА. Выполним морфемный разбор  этого слова. (ЗАСНЕЖЕННЫЕ)
  2. Физминутка. Давайте сделаем короткую остановку в работе и проведем физминутку. Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово будет с корнем САД, вы встаете. Если рядом два однокоренных слова, вы хлопаете в ладоши.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА,  ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

  1. Комментированное письмо
  1. Записать слова, объяснив выбор нужной буквы, обозначив графически условия выбора орфограммы. На доске по два слова.

Бе...шумный, ра…дать, бе…дельник, и…править, бе…брежный, ра…сказ, ра…писание, и…бежать, …дать

  1. Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос.
  • Узнайте слова по их лексическому значению: УСТНО
  • Число, которое складывается с одним или несколькими другими при сложении – слагаемое.
  • Количество лет от рождения – возраст.
  • Письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью – изложение.
  • Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? Какая? Какие? – прилагательное.
  • Отдельная область знаний, производства -  отрасль.
  • Недавно появившийся из семени стебелёк -  росток.

С какими орфограммами записанные слова?

Вспомним правило «Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос». Кто может рассказать?

О чём мы никогда не должны забывать?

  1. Отгадайте, о каком герое идёт речь.

В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя … (Печкин)

 Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование…  Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет.

  1. (Работа в парах) КАРТОЧКА 

Найти ошибки, исправить их.

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! 
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
 

  1.  Орфограмма О-Ё в корне после шипящих.

Замените словосочетание одним словом с орфограммой

Цвет, противоположный белому цвету - чЁрный

Плод дуба - _____________

Цвет одуванчика - _______________________

Разговор тихим голосом - _________________________

Головной убор, присоединенный к куртке (рубашке и т.д.) - _______________

Негромкий шуршащий звук -  _______________

Делящийся на два – чётный

  • Назовите слова с буквой О. (капюшон, шорох)
  1. Орфограмма И-Ы после Ц.
  • Какую ещё орфограмму, изученную в разделе «Морфемика», мы не вспомнили?  
  • Я сейчас назову алгоритм работы с этой орфограммой, а вы слушайте внимательно.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

Ну и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке –цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

  • О чем я ещё забыла сказать. ( Об исключениях) Назовите их.
  1. Поднять сигнальную карточку Ы или И в словах:

Циркуль, циферблат, цирк, циклоп, цыпленок, цитрусовый, цыган, авиация, на цыпочках, птицы, куницын, традиция, пальцы.

  1. Выставление оценок. Рефлексия.

Задание: разгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

  • Какое получилось слово? А это значит, пора оценить себя. Я и наши гости хотим увидеть, как каждый из вас оценивает свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё вспомнили, со всеми заданиями справились, поставьте себе 5 в тетради. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то поставьте 4.
  • А теперь оцените меня. Если вам понравился урок – похлопайте, а если не понравился – потопайте.

7.  Домашнее задание. Выполнить задание по карточке.

Домашнее задание

  1. Перепишите текст, раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания.

Кругом тиш... на. Изд..лека (до)нос..тся песенка. Кто п..ёт в такой хол..(д/т) А вот и сама в..сёлая певун..я. Это синица – самая в..сёлая зимн.. птица. (Во)дв..ре (в)саду (в)л..су звучит её радос..ная песенка.

Синицу ле(г/х)ко узнать (по)жёлтой гру(д/т)к.. (с)чёрн..м галстуч..ком. (У)неё белые щёч..ки. (На)г..ло(в/ф)к.. бархатная шапоч..ка чёрного цвета. З..мой синица подл..та..т (к)жил..ю человека. Ведь (под)снегом трудно найти пищ... (На)к..рмите синицу Птица (по)друж..тся (с)вами и (не)ул..тит. Стан..т стуч..ть остр..м клювом (в)окошко. Будет в..сёлой песенкой вас приветствовать.

  1. Запишите слова, выделите морфемы.

Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная, отъезд, бескрайний 

 (Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.

 «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! 
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
 

(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.

 «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! 
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
 

(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.

 «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! 
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
 

(Работа в парах) Найти ошибки, исправить их.

 «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! 
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
 

Домашнее задание

  1. Перепишите текст, раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания.

Кругом тиш... на. Изд..лека (до)нос..тся песенка. Кто п..ёт в такой хол..(д/т)? А вот и сама в..сёлая певун..я. Это синица – самая в..сёлая зимн.. птица. (Во)дв..ре (в)саду (в)л..су звучит её радос..ная песенка.

Синицу ле(г/х)ко узнать (по)жёлтой гру(д/т)к.. (с)чёрн..м галстуч..ком. (У)неё белые щёч..ки. (На)г..ло(в/ф)к.. бархатная шапоч..ка чёрного цвета. З..мой синица подл..та..т (к)жил..ю человека. Ведь (под)снегом трудно найти пищ... (На)к..рмите синицу Птица (по)друж..тся (с)вами и (не)ул..тит. Стан..т стуч..ть остр..м клювом (в)окошко. Будет в..сёлой песенкой вас приветствовать.

  1. Запишите слова, выделите морфемы.

Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная, отъезд, бескрайний

Домашнее задание

  1. Перепишите текст, раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания.

Кругом тиш... на. Изд..лека (до)нос..тся песенка. Кто п..ёт в такой хол..(д/т)? А вот и сама в..сёлая певун..я. Это синица – самая в..сёлая зимн.. птица. (Во)дв..ре (в)саду (в)л..су звучит её радос..ная песенка.

Синицу ле(г/х)ко узнать (по)жёлтой гру(д/т)к.. (с)чёрн..м галстуч..ком. (У)неё белые щёч..ки. (На)г..ло(в/ф)к.. бархатная шапоч..ка чёрного цвета. З..мой синица подл..та..т (к)жил..ю человека. Ведь (под)снегом трудно найти пищ... (На)к..рмите синицу Птица (по)друж..тся (с)вами и (не)ул..тит. Стан..т стуч..ть остр..м клювом (в)окошко. Будет в..сёлой песенкой вас приветствовать.

  1. Запишите слова, выделите морфемы.

Зернышко, загадка, повар, обед, побегут, осенний, умная, отъезд, бескрайний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 кл. " Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 классе по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии"  направлен на  обобщение и систематизацию знаний ...

Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс

В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...

Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, форми...

Конспект урока химии: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

9 класс Конспект урока химии: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»...

Интегрированное открытое внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ). «Заимствования в английском и русском языках».

Интегрированное открытое внеклассное мероприятие  обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ).«Заимствования в английском и русском языках»....