Технология мастерских творческого письма при подготовке к описанию картины
план-конспект урока по русскому языку

Ковтун Римма Ивановна

Конспект педагогической мастерской (урока по развитию речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmasterkaya_r.i.kovtun.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Титульный слайд

Мастерская творческого письма

Тема: «Подготовка к описанию
картины И. И. Шишкина "Корабельная роща".

Слайд  2

Первый этап. Индуктор.  
Чтение в сопровождении музыки стихотворения И. Бунина «Детство». Используется одновременно презентация, иллюстрирующая картины И. И Шишкина, среди которых знакомая детям репродукция "Утро в Сосновом бору", а также "Корабельная роща". Данный индуктор позволяет задействовать
сразу зрительное, слуховое, чувственное и художественно-образное восприятие.        

Слайды 3,4,5,6

Детство.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк!.. Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

                                                                 И.А. Бунин

Слайд 7

Вопросы участникам мастерской:

- Какую картину мы будем описывать?

- Какая картина на слайде лишняя? Какую функцию она выполняет?

Второй этап.           Слайд  8

Перед вами картина "Корабельная роща". Перечислите предметы, изображенные на картине.

Слайд  9 ( 6 щелчков мышью)

А теперь подберите к ним соответствующие прилагательные. Самоконструкция. Каждый "собирает" свои слова. (Сосны высокие, могучие, стройные. Ветви изогнутые, пушистые, раскидистые. Ручей чистый, прохладный. Изгородь деревянная, тонкая. Поляна мшистая, светлая, солнечная. Камни светлые, теплые).

Социоконструкция. Участники мастерской делятся друг с другом в группе собранными словами и дописывают в свой столбик то, что показалось им красивым, уместным для описания соснового бора.

Представьте, что вы стоите где-то среди сосен, у ручья, на поляне. Опишите, что вы чувствуете. Опишите, что вы слышите. Опишите, что вы видите вокруг и вдали. Создайте небольшой связный текст. Социоконструкция. Прочитайте друг другу в группе получившиеся тексты.

Выберите автора лучшей работы в группе. Социализация. Чтение работ от каждой группы. 

Слайд 10
Третий этап. 
Работа с культурным аналогом. Встреча с другим "Я", переживание разрыва (открытия, связанного с новым видением объекта). Обогащение словаря и жизненного опыта.

Предлагаю участникам мастерской 3 текста: стихотворение И.Бунина «Детство», отрывок из повести К. Г. Паустовского "Мещёрская сторона" и отрывок из книги Владимира Порудоминского "Счастливые встречи". Выпишите в правый столбик ключевые слова, которые помогут вам при написании будущего сочинения –  работа в парах.

Слайд 11

Четвёртый этап. 

Перед вами начало фразы из описания данной картины. "Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой…". Создайте гипотезу, для чего художник изобразил на картине "Корабельная роща" бабочек? Продолжите незаконченную фразу. Социализация. Озвучивание гипотез от каждой группы.

Слайд 12

Вывод: Картина «Корабельная роща»  - контраст могучего и хрупкого, большого и маленького.

Слайд 13

Пятый этап. 

Предлагаю вам написать небольшую творческую работу, используя тот материал, который вы собрали. Напишите даймонд:  2 существительных (первая и последняя строка) выражают противоположные понятия. 2-я строка - 2 прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного. 3-я строка - 3 глагола/деепричастия, которые выражают действие. 4-я строка - 4 слова, причем 2 из них характеризуют первое существительное, 2 - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. 5-я строка, 6-я строка - зеркальное отражение 3-ей и 2-й строки, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. (Сосны  высокие, стройные, восхищают, исцеляют, манят. Рядом с ними два пятнышка- порхают, играют, зовут маленькие, легкие бабочки).

Слайд 14

Шестой этап.  – Афиширование

Чтение полученных творческих продуктов.

Вывод:

Слайд 15

Седьмой этап – Рефлексия.

Знаете ли вы, что такое хокку (хайку)?

- Абсолютно верно. Рефлексию я предлагаю вам провести в виде японского трёхстишия.

Строчка 1: « Сегодня я узнала»  что-то

Строчка 2:  Какое?  (прилагательные или причастия) 

Строчка 3:  Как?      (наречие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

урок поможет качественно подготовиться к написанию сочинения по известной картине Т.Н.Яблонской "Утро"...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Технология мастерских творческого письма при подготовке к описанию картины

Педагогическая мастерская на конкурс "Учитель года", материалы которой можно использовать на уроках развития речи....