Конспект урока, презентация по теме: "Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий" 8 класс
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Яковлева Ольга Николаевна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx656.12 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: имеют представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения, связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы и др.), выразить своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приёмами отбора и систематизацией материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объёмный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные ресурсы: русский язык 8 класс, технологические карты уроков, библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97f9c, презентация, сигнальные карточки (красного и зелёного цвета), ресурсный материал.

Ключевые слова: прилагательное, причастие, наречие, суффикс, словообразование

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1.Организация начала урока

     Мне очень приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок

Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места.

2.Актуализация опорных знаний

Лингвистическая разминка

Беседа

Работа с сигнальными карточками

Слайд 1. На доске слова: алычовый-грушевый

- К какой части речи относятся эти слова?

- Как вы это определили?

- Вспомните правило написания о/ё после шипящих в суффиксах прилагательных. Прочитайте эти слова вслух.

- Объясните, почему в слове грушевый пишется е, а в слове алычовый – о.

- От каких слов образованы прилагательные, написанные на доске? К какой части речи они относятся? Сделайте вывод: от какой части речи могут образовываться прилагательные.

- Не все прилагательные образуются от существительных. Некоторые из них образуются и от глаголов, например: мощёная дорога, жареная картошка, вареная рыба.

- А какая часть речи образуется от глагола и отвечает на вопрос какой?

- Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?

Слайд 2.

- У вас на столах лежат зелёные и красные карточки. Покажите зелёную карточку, если в словосочетании встретиться причастие; красную – если встретиться отглагольное прилагательное:

сваренный суп, приготовленный суп, мощёная дорога, вымощенная дорога, вязаный свитер, вывязанный крючком, груженая машина, груженная кирпичом

Отвечают на вопрос учителя.

Называют признаки прилагательного: обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?

Принимают активное участие в беседе.

Выполняют задание

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Делают выводы и умозаключения. Умеют слушать.

Владеют навыками контроля учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Умеют слушать

3.Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы будем изучать правописание Н и НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.

Рассмотрите таблицу на слайде 3 и скажите, почему важно уметь определять часть речи, чтобы правильно написать суффикс?

Слайд 3

Изучают таблицу и отмечают, что правописание Н и НН в суффиксах зависит от части речи.

Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить часть речи, а потом применить соответствующее правило.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Ориентируются на страницах в учебнике. Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач.

4.Работа по теме урока

Работа с алгоритмом

Работа с упражнениями

Творческая работа

- Чтобы не ошибиться на письме, нужно усвоить алгоритм (слайд 4,5)

Слайд 6.

Упражнение 1.

Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок.

Физминутка. Сделай зарядку для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и сидеть спокойно, медленно считая до 5.

2.Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, считать до 5.

3.Вытянуть правую руку вперёд, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Повторить 2 раза.  

Слайд 7.

Упражнение 2.

Перепишите данные словосочетания.

Работа с первой группой слов. Докажите, что перед вами краткое причастие. Для каждого примера составьте словосочетание, так чтобы краткое причастие стало полным. Сочинение написано – написанное сочинение

Работа со второй группой слов. Докажите, что перед вами краткое прилагательное. Для каждого примера составьте словосочетание, так чтобы краткое прилагательное стало полным. Формулировки туманны – туманные формулировки.  

Анализируют алгоритм

Работают с упражнением

Выполняют творческое задание в тетрадях

Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать. Принимают и сохраняют учебные задачи.

5.Итог урока. Рефлексии учебной деятельности

- Опираясь на алгоритм, расскажите о правописании Н и НН в причастиях, прилагательных  наречиях.

Доволен ли ты как прошёл урок?

-было ли тебе интересно?

-сумел ли ты закрепить свои знания?

- сумел ли ты показать свои знания?

Домашнее задание: (слайд 8)

Выучить алгоритм правописания Н и НН в причастиях, прилагательных, наречиях.

Упражнение 3.

Делают выводы и обобщения.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи.

Ресурсный материал

Н и НН в прилагательных

Н

НН

1.В непроизводных прилагательных

(зелёный, багряный, румяный)

1.Прилагательное образовано от существительного с основой, которая оканчивается на Н: сон – сонный

2.В суффиксах –ИН-, -АН-, -ЯН-

(гусиный, кожаный, серебряный)

2.Прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов –ОНН-, -ЕНН-. Акция – акционный, письмо – письменный

(иск: ветреный, но безветренный)

3.Отглагольных прилагательных (квашеная капуста, солёный огурец)

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных.

Даль темна (тёмная), ночь туманна (туманная)

Н и НН в причастиях

НН

Н

1.Если есть приставка, кроме НЕ- (поношенный костюм, подержанные книги)

1.В отглагольных прилагательных образованных от бесприставочных глаголов (правленый текст, солёная сельдь)

2.Если при причастии есть зависимые слова (крашенная (чем?) лаком скамейка)

2.В кратких причастиях (назван в честь, задача решена)

3.В отглагольных прилагательных, которые оканчиваются на

–ованный, -ёванный  (балованный ребёнок, корчёванный пень)

4.Если причастие образованно от глагола совершенного вида. (лишённый, купленный)

Н и НН в наречиях

В наречиях пишется столько Н, сколько их в прилагательном, от которого наречие образовано.

Серьёзный – серьёзно, нерешительно – нерешительный, бессмысленный – бессмысленно, легкомысленный - легкомысленно

Урока русского языка в 8 классе по теме:  «Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий». Аспектный анализ

Аспект: Формирование метапредметных умений и навыков

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует метапредметные умения и навыки учащихся на каждом этапе урока.

Ф.И.О. учителя: Яковлева Ольга Николаевна

Класс: 8

УМК: Русский язык 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, «Просвещение», 2022.  

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения, связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы и др.), выразить своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приёмами отбора и систематизацией материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объёмный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 

Образовательные ресурсы: русский язык 8 класс, технологические карты уроков, библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97f9c, презентация, сигнальные карточки (красного и зелёного цвета), ресурсный материал.

Введение в анализ:

1.Урок дан в соответствии с тематическим планированием.

2. Использование компьютерной презентации оправдано.

Роль компьютера на уроке:

1.Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, иллюстрирует проблему, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т.к. ПК является для детей типичным носителем информации.

2. Учителю компьютер – подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения  материала , использовать наглядность, и как результат, повышение уровня усвоения материала учащимися.

3. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения: наличие или отсутствие на данном уроке названных в схеме анализа признаков активизации мыслительной деятельности учащихся.

Этапы урока

1. Организационный момент.

     Использование организационного момента организовало учащихся, способствовало развитию внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, развитию познавательного интереса к учебному материалу, дало положительный настрой на урок. Происходит развитие внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к школе, развитие познавательного интереса к учебному материалу – формирование личностных УУД

Целеполагание,

мотивация к учебной деятельности

   Определяя поставленную орфографическую задачу, возможность её решения, учащиеся формулируют тему урока, цель, выявляют необходимые знания и умения, для решения данной задачи. Тем самым учитель формирует регулятивные УУД (умение формулировать цель на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, строить высказывания в устной форме) и познавательные УУД (умения извлекать информацию из схем, текстов) ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация) ,личностные (формирование мотивации к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности)

Планирование деятельности

     Учащиеся, работали с алгоритмом, выполняли творческое задание,  под руководством учителя определяют последовательность действий для достижения цели урока. Тем самым происходит формирование регулятивных УУД: (установление взаимосвязи между элементами и определение последовательности этапов урока для достижения поставленной цели)

Актуализация опорных знаний

    В ходе беседы, лингвистической разминки, работы с сигнальными карточками учащиеся учатся формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия своих товарищей, тем самым происходит формирование коммуникативных УУД. Проверяя свою работу и работу учащихся у доски, осуществляют контроль и самоконтроль своей учебной деятельности, осознают что усвоено, а что ещё подлежит усвоению, развивая регулятивные УУД.

Совершенствование системы знаний.

Работа по этапам урока.

     Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка). Происходит формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

     Самостоятельна работа с взаимопроверкой по эталону предусматривает работу в паре. Ребята обмениваются информацией, контролируют друг друга, проверяют результаты своей деятельности, выполняют самопроверку и самооценку своей деятельности. Наблюдается формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

5.Рефлексия урока:

     В конце урока учителем  организован анализ и  самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке . Учащиеся соотнесли цель и результаты своей деятельности, зафиксировав их соответствие, поставлены задачи на следующий урок, тем самым происходит формирование личностных (самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи), регулятивных (осуществление адекватной полученному результату самооценки деятельности )УУД.

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

Да - 90%

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛЫЧОВЫЙ - ГРУШЕВЫЙ

Слайд 4

Алгоритм С лово отвечает на вопрос какой? и образованно от существительного от глагола нн н нн н 1.Основа сущ. с конечным Н + суффикс –н- (луна-лунный) 1. Основа сущ.+суффикс –ин- (гусь-гусиный) ЕСЛИ ЕСТЬ ЕСЛИ ЕСТЬ 2. Основа сущ.+суффикс – енн -/- онн (качественный, авиационный ) 2. Основа сущ.+суффикс –ан-(- ян -) (кожа-кожаный, глина-глиняный) 1.На конце – ованный /- ёванный 2.Совершенный вид 3.Приставка, кроме НЕ- 4.Пояснительное слово В краткой форме прилагательных Причастий Как в полной форме ценная вещь-вещь ценна румяная девочка-девочка румяна Н выкрашенный – выкрашены воспитанный - воспитаны

Слайд 5

Исключения ЗАПОМНИТЕ: Синий, зелёный, багряный, румяный, свиной, юный, рдяный, пряный, приданое, названый (брат), смышлёный, посажёный (отец) Деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный (но безветренный), медленный, желанный, нечаянный, негаданный, неслыханный, нежданный, невиданный, священный

Слайд 6

Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок.

Слайд 7

Задание 2. Перепишите данные словосочетания. Работа с первой группой слов . Докажите, что перед вами краткое причастие . Для каждого примера составьте словосочетание, так чтобы краткое причастие стало полным. Сочинение написано – написанное сочинение Работа со второй группой слов . Докажите, что перед вами краткое прилагательное . Для каждого примера составьте словосочетание, так чтобы краткое прилагательное стало полным. Формулировки туманны – туманные формулировки.

Слайд 8

Домашнее задание Выучить алгоритм правописания Н и НН в причастиях, прилагательных, наречиях. Задание 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.

Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...

ЭОР Тест "Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречиях", 7 класс

Данный ресурс содержит тестовые задания в EXCEL: тренировочное задание с теоретическими подсказками о правописании проверяемой орфограммы и контрольное задание с выводом оценки по окончании выполнения...

Конспект урока по теме"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных", 6 класс.

Конспект урока составлен с учётом регионального компонента, работа велась по учебнику Ладыженской и др.( под ред. Шанского)...