Особенности изучения темы «Правописание гласных после шипящих и ц» в курсе русского языка в школе.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

Статья поднимает важную  проблему повышения практической грамотности обучающихся на уроках русского языка при изучении  темы «Правописание гласных после шипящих и ц».  Приводятся конкретные примеры использования методов, развивающих в детях желание глубже понять одну из сложных тем  курса русского языка в школе, стремление  изучать предмет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности изучения темы «Правописание гласных после шипящих и ц»  в курсе русского языка в школе.

 Логачёва Т.В.,

учитель русского    языка и литературы

МКОУ «Поселковая СОШ»   Поворинского муниципального  района

Воронежской области.

Аннотация. Статья поднимает важную  проблему повышения практической грамотности обучающихся на уроках русского языка при изучении  темы «Правописание гласных после шипящих и ц».  Приводятся конкретные примеры использования методов, развивающих в детях желание глубже понять одну из сложных тем  курса русского языка в школе, стремление  изучать предмет.

Ключевые слова: гласные в корнях, гласные в суффиксах, гласные в окончаниях, пояснительные  слова.

 Features of studying the topic "Spelling of vowels after sibilant and c" in the Russian language course at school.

 Logacheva T.V., teacher of Russian language and literature MKOU "Settlement school" of the Povorinsky municipal district Voronezh region.

 Annotation. The article raises an important problem of improving the practical literacy of students in Russian language lessons when studying the topic "Spelling of vowels after sibilants and ts". Specific examples of the use of methods that develop in children the desire to understand one of the difficult topics of the Russian language course at school, the desire to study the subject, are given.

 Keywords: vowels in roots, vowels in suffixes, vowels in endings, explanatory words.

«Правописание гласных после шипящих и ц» - сложная тема в курсе изучения  русского языка в средней школе. Нередко обучающиеся  знают, кажется,  все правила, а пишут с ошибками. Для получения оптимального результата на уроке при обучении орфографии необходим выбор такой методики его проведения, которая позволит получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителя и обучающихся.  Хочу рассказать, как следовало бы организовать изучение этой темы, какой необходимо привлечь словарный материал.

Обозначение ударного звука [о] после шипящих (шёпот, но шорох; толчок, но толчём) вызывает естественные затруднения у обучающихся. Из-за этих трудностей сложилась методика поэтапного формирования навыков правописания гласных сначала в корне, а затем в окончаниях и суффиксах разных частей речи, причём каждому этапу соответствует изучение особого правила, которых насчитывается примерно десяток.

Гласные в корнях.

Правило о написании в корнях после шипящих под ударением буквы ё, за исключением нескольких слов, коротко и просто, но обучающимся даётся нелегко, если в ходе тренировочных упражнений оперировать небольшим количеством примеров. За исключением редко встречающихся, корней с буквой ё около тридцати:

жёлуд-, жёлоб-, жёрнов-, жёлт-, жён-, жёрд-, жёстк-, щёголь-, щёк-, щёл-, щёлк-, щётк-, шёпот-, шёлк-, решёт-, решётк-, шёрст-, дешёв-, пшён-, чёрств-, пчёл-, чёлк-, печён-, чёрн-, чёс-, чёрк-, чёрт-, кочёв-, корчёв-, бечёв-.

Некоторые корни встречаются в основном в существительных (жёлуд-, жёрнов- ), другие- в прилагательных (жёлт-, жёстк-), третьи - в глаголах (щёлк-, чёс-). Научить за один урок каждого обучающегося писать правильно все корни невозможно, поэтому учителю необходимо определить для себя последовательность введения их в тренировочные упражнения. Количество и состав слов-исключений с буквой о нуждаются в уточнении. Почему, например, в учебниках рядом со словом  «капюшон» нет слова «шорты? А вот слово шов здесь вообще лишнее, поскольку оно с проверяемой беглой гласной (шов — шва). Облегчим задачу запоминания слов с беглым о в корне, включив их в шутливую фразу: «Попали сверчок через шов в мешок, стручок - в горшок, а волчок - в порошок». Покажем и особенность написания корней шё-, жёв-, чёт-, где беглый звук [о] обозначается буквой ё, поскольку здесь так же, как и в других корнях с ё, имеет место чередование ё/е (шла - шёл - шедший, жвачка - жёваный - сжевать, зачту - зачёт - зачесть). Отдельной работы требует корень жёг-/жог-, где беглый звук [о] обозначается по-разному, в зависимости от принадлежности слова к глаголам или существительным (ожёг C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml1800\wps1.pngруку - ожог руки). Итак, слова-исключения с о в корне группируем в фразу: «Кто-то C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml1800\wps2.pngв шортах и в плаще с  капюшоном по трущобе без шороха нёс крыжовник».

Гласные в окончаниях.

Изучаемые правила об окончаниях существительных и прилагательных однотипны, в них одинаково сопоставляются О (чижом, чужой -под ударением) и Е (рощей, блестящей -в безударном положении). Методика же обучения правописанию этих окончаний существенно различается, Ведь прилагательных с ударным О всего два - чужой, большой, а существительных - несколько десятков. С другой стороны, Е в безударном положении встречается во многих падежных формах прилагательных (пригожего, колючему, о зловещем, кипучею) в отличие от существительных. Достаточно просклонять прилагательное чужой и большой, чтобы обратить внимание на ударный  О и запомнить их написание. Количество существительных и прилагательных с основой на  шипящий велико. Пополняя от урока к уроку словарь упражнений при изучении их окончаний, вовсе нет C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml1800\wps7.pngнеобходимости перебирать их все, но основная группа должна быть выделена. Так, для прилагательных это может быть группа слов, которые представляют собой словарный минимум для изучения краткой формы на шипящие (свеж, колюч, блестящ), образования и написания наречий на о, е (свежо, общо, певуче, блестяще).      C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml1800\wps3.png

Ударные личные окончания глаголов I спряжения после шипящих по аналогии с безударными пишем с Ё(Е), а не с О (печём, лжёшь, влечёте,  толчёт). Это единообраC:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml1800\wps18.pngзие  прослеживается и в суффиксах (растушёвывать, заночёвывать). С этой закономерностью полезно ознакомить обучающихся  с помощью таблицы, где собраны C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml1800\wps19.pngразнокорневые глаголы с основой на шипящие в личных формах и I группа отглагольных прилагательных с -ён.

После шипящих под ударением

*У глаголов Ḭ спр. -ём, -ёшь, -ёте, -ёт: сберечь, подстеречь, изречь, привлечь, запрячь, разжечь, истолочь, подстричь, солгать, рассечь.

Задание: Образуй указанные формы этих глаголов и однокоренных с другими приставками.

*В суффиксах глаголов и производных - ё: оттушёвывать, размежёвывать, ночёвка, тушёнка, сгущёнка.

Задание: Допиши строчки: печь - печём – печёный;

 жечь –

 толочь –

беречь -

У местоимений  мало падежных форм с ударным ё после шипящей (чьё, о чьём, в чём, ни о чём), но при изучении местоимений в 6 классе это дополнительная возможность ещё раз вернуться к изученным видам орфограмм. У местоимений глагольное свойство: передавать своим немногим производным написание ё в ударных суффиксах после шипящих (почём, нипочём, никчёмный).

Гласные в суффиксах

Однотипны с правилами об окончаниях существительных и прилагательных правила об их суффиксах. Но эти правила применимы лишь к одному суффиксу существительных -ок/-ек и к одному суффиксу отыменных прилагательных -ов/-ев, поскольку два других суффикса существительных -онк и -онок после шипящих в безударном положении не стоят, а второй суффикс прилагательных с иной передачей ударного звука -ён/-ен говорит о глагольном, а не именном происхождении (мостить- мощёный, косить - кошеный). Другие безударные суффиксы обоих частей речи (как и их окончания) пишутся с буквами Е и И (Доченька, рученька, хорошенький, рыженький, ёжик, ключик, находчивый, обманчивый) и распространять рассматриваемые правила на них не стоит. Написание их определяется особыми правилами, например, о суффиксах -ек/-ик, -чик/-щик, в написании которых ударность/безударность - ничего не определяющий признак.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных можно отразить в двух таблицах:

                                 После шипящих под ударением

-Ок            -         придаёт уменьшительное значение (паук — паучок)

-Онок      -           обозначает детей и детёнышей (бельчонок, лягушонок)

-Онк             -     придаёт пренебрежительно - уменьшительное значение (книжонка)

Производящие слова: пирог, башмак, флаг, знак, старик, лук, луг, паук, снег, друг, круг, жук, светляк, петух, крюк, сук, лопух, слух, запах, берег, червяк, кулак, корень, каблук, пятак, сапог, рычаг, пастух, воротник, гребень, ремень, пиджак, колпак, боровик, скакать, щёлкать, прыгать, барин, татарин, китаец, верблюд, медведь, кукушка, мышь, белка, заяц, галка, волк, грач, скворец, лягушка, ёж, барсук, кролик, индюк, кепка, душа, книга, одежда, девочка, рука, собака, шапка, лодка.

2 суффикса прилагательных, образованных от существительных –ов (морж-моржовый), -ев (плечо-плечевой); от глаголов -ён  (тушить-тушёный), -ен (гладить-глаженый).

                                 После Ц под ударением только О

1. 3 корня               цоколь, цокот, пунцовый

2. окончание           яйцо, птенцом.

3. суффикс               песцовый, пританцовывать. 

Что касается гласных после ц в безударном положении, то, как и после шипящих, они могут быть разными, что не обязательно связано с их безударностью (о бледнолицем - с бледнолицым, куцего - куцыми).

В 7 классе изучается написание ударного Ё и безударного Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий  и отглагольных прилагательных. При этом одновременно усваивается правописание -нн  в причастиях и - н в суффиксах прилагательных.

Ударный -ён  (-ённ) и безударный -ен (-енн)

У прилагательных, образ. от  бесприставочных глаголов несов. вида (не просить - непрошеный).

У причастий :

1.От тех же глаголов, что и прилаг., но с пояснительными словами (глаженная утюгом);

2.От 8 глаголов сов. вида (решить, лишить, простить, обидеть, бросить, встретить, пустить, кончить);

3.От множества пристав. глаголов (смутить - смущённый).

Анализ всех видов орфограмм «Гласные после шипящих» выявляет орфографические закономерности в ударном их положении, и десяток правил может быть заменён  одним, обобщающим: после шипящих под ударением в корнях различных частей речи , а также в окончаниях и суффиксах глаголов, местоимений и их производных пишется Ё, в окончаниях и суффиксах других частей речи -О. Усвоению обобщающего правила поможет таблица.

После шипящих под ударением

1.Ё - в корне (шёпот,  жёлудь, чёрствый).

2.Ё - в суффиксе, в окончании глаголов, местоимений, их  производных (печёный, ночёвка, заночёвывать, о чём, нипочём, никчёмный).

3.О - в суффиксе, в окончании других частей речи (чужой, кумачом, плащом, мышонок, свежо).

 Библиография

1. Баранов М Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4 – 8 кл.: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк.. - 1987.

2. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку //Рус. яз. в школах и средних уч. заведениях Украины. – 1989.

3. Быкова Л.М. А я делаю так… // Рус. яз. в школе. – 1990.

4. Габитова В.Ф. Схемы при обучении орфографии // Рус. яз. в школе. – 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий тест по теме " Правописание гласных после шипящих и ц"

Данная работа предполагает комплексное повторение по теме: " Правописание гласных после шипящих и ц ", что очень часто вызывает трудности написания у  учащихся. При помощи теста учащимся предоста...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфогра...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I.         Обучающие цели.      1.   Систематизировать знания о правописани...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах".

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах". Учитель Хадаева Алина Ахаровна...