9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задания по пунктуации на материале отрывков из повести В. Катаева «Сын полка».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Андреева Ольга Евгеньевна

Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задания 2, 4, 5) на примере пунктуационного анализа предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОГЭ русский язык. Задания 2,4,518.33 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задания по пунктуации на материале отрывков из повести В. Катаева «Сын полка».

Карточка 1. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните графически постановку запятых в приведённом ниже тексте.

1. Была самая середина глухой осенней ночи.

2. В лесу было очень сыро и холодно.

3.Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.

4. Луна светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман.

5. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.

6. То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем.

7. То вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз.

8. То на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.

9. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

10. Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.

Карточка 2. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните графически постановку запятых в приведённом ниже тексте.

1. Командир батареи капитан Енакиев сидел на небольшой дощатой площадке, устроенной на верхушке сосны, между крепкими суками.

2. С трёх сторон площадка была открыта, а с четвёртой стороны на неё было положено несколько толстых шпал, защищавших от пуль.

3. Для того чтобы попасть на площадку, надо было подняться по двум очень длинным и узким лестницам.

4. На площадке находились и два телефониста, и начальник боевого участка капитан Ахунбаев.

5.Так как на площадке больше четырёх человек не помещалось, то остальные два артиллериста стояли на лестнице.

6. Лейтенант Седых стоял на верхних ступеньках, положив локти на доски площадки, а сержант Егоров стоял ниже, и его шлем касался сапог лейтенанта.

7. Командир батареи капитан Енакиев и командир батальона капитан Ахунбаев были заняты очень срочным, очень важным и очень кропотливым делом.

8. Они ориентировали на местности свои карты, уточняя данные, доставленные артиллерийской разведкой.

9. Карты эти, размеченные разноцветными карандашами, лежали рядом, на досках.

10. Капитан Ахунбаев, сдвинув на затылок зелёный шлем и наклонив хмурый, почти коричневый широкий лоб, резкими, нетерпеливыми движениями толстых пальцев передвигал по своей карте прозрачную линейку.

Карточка 3. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните графически постановку запятых в приведённом ниже тексте.

1. Утро было серое, холодное.

2. Иней, выпавший на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.

3. Он медленно испарялся в сыром синем воздухе, мутном, как мыльная вода.

4. Деревья на опушке, казалось, не шевелились.

5. Но это впечатление было обманчиво.

6.Верхушка сосны раскачивалась по кругу, а вместе с ней раскачивалась и площадка, словно это был плот, который плавно носит вокруг широкого медленного водоворота.

7. Воздух всё время вздрагивал от пушечных выстрелов и разрывов.

8. Это постоянное и неравномерное состояние воздуха можно было не только чувствовать, но и как бы увидеть.

 9. При каждом ударе в лесу встряхивались деревья, и жёлтые листья начинали сыпаться гуще, крутясь и колыхаясь.

Карточка 4. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните графически постановку запятых в приведённом ниже тексте.

1. Позавчера в сумерках Биденко и Горбунов вышли в разведку, взяв с собой Ваню.

2. Они взяли его впервые, не доложив по команде, что берут с собой мальчика.

3. У них было задание как можно дальше проникнуть в расположение противника и разведать дороги, по которым можно было бы наилучшим образом провести свою батарею через болота вперёд.

4. Разведчики должны были подыскать хорошие позиции для огневых взводов, отметить наиболее выгодное место будущих наблюдательных пунктов, разведать оборонительные сооружения.

5. Было бы, разумеется, не худо на обратном пути захватить и привести с собою хорошего «языка» — штабного или артиллерийского офицера.

6. Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность.

7. Если бы Ваню к этому времени успели помыть в баньке, остричь и обмундировать, его бы вряд ли взяли в разведку.

8. Но неожиданно, как это всегда бывает на фронте, батарея была брошена из резерва прямо в бой.

9. И Ваня передвигался со взводом управления в своём натуральном виде — заросший, нечёсаный, босой, с холщовой торбой, — настоящий деревенский пастушок.

10. Какому немцу, встретившему мальчика у себя в тылу, могло прийти в голову, что это неприятельский разведчик?

11. В таком виде Ваня мог пройти куда угодно, не возбуждая никаких подозрений. Лучшего проводника и не придумаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по отрывку из повести В. Катаева "Сын полка". 7 класс.

Тест, предполагающий работу с текстом, составлен для учащихся 7 класса в качестве обобщающего. Включает задания по морфологии, есть задания по синтаксису. Здесь есть текст, тестовые задания в большом ...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к выполнению задания С1"

Конспект урока русского языка в 11 классе посвящен работе с текстом "О милосердии" с целью подготовки к написанию сочинения-рассуждения по критериям выполнения задания С1 на ЕГЭ...

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ (задание 25) по тексту миниатюры А.И.Солженицына «Колокольня» из цикла «Крохотки».

Конспект урока- практикума по русскому языку. Класс 11. Тема: Подготовка к ЕГЭ (задание 25) по тексту миниатюры А.И. Солженицына "Колокольня" из цикла "Крохотки". Тип урока- практикума: комбинированны...

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс

Работа направлена на проверку  знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...

Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс

Работа направлена на проверку  знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...