Урок - практикум "Подготовка К ЕГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Урок направлен на закрепление правописания н и нн в разных частях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_n_i_nn_v_raznyh_chastyah_rechi.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА: "ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. ПРАВОПИСАНИЕ Н И  НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ"

Цели урока:

Образовательные:  Закрепить знания учащихся о правописании суффиксов с Н и НН в различных частях речи.

Научить        различать        случаи        употребления        Н        и        НН        в прилагательных, причастиях, наречиях и существительных.

Развивающие:    Развивать навыки морфологического анализа слов. Способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные:   Формировать внимательное отношение к языковым нормам.

Воспитывать        чувство        ответственности        при        подготовке        к экзаменам.

Оборудование:     Доска, маркеры/мел   Проектор        для презентации    Раздаточные материалы с заданиями. Тестовые задания по правописанию Н и НН

Структура урока:

Организационный момент (2 минуты) Приветствие, проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей урока.

Актуализация знаний (5 минут)

Беседа о значении правильного правописания в русском языке.Обсуждение ошибок, часто

Изучение нового материала (15 минут)

Правописание Н и НН в прилагательных:

Однокоренные прилагательные и существительные: деревянный (от существительного "дерево"), серебряный (от существительного "серебро").

Примеры на доске: солёный (одна Н, потому что прилагательное), солёный суп (одна Н, так как это прилагательное, образованное от глагола).

Правописание Н и НН в причастиях:

Различие между полными и краткими формами: прочитанный (две НН в полной форме), прочитан (одна Н в краткой форме).

Примеры: непрочитанное письмо (полная форма), письмо прочитано (краткая форма).

Правописание Н и НН в наречиях:

Наречия, образованные от прилагательных и причастий: задуманно (две НН, образовано от причастия).

Пример: он задумчиво смотрел в окно (наречие от прилагательного).

Особенности правописания Н и НН в существительных:

Примеры: воспитание (одна Н, суффикс -ни-), желание (одна Н, суффикс -анье-).

Закрепление материала (15 минут)

Выполнение заданий на карточках.( приложение 1)

Пример задания: вставьте Н или НН в словах: заморо...ный (ветер), стекля...ый (шар), выглаже...ое (платье).

Разбор типичных ошибок, обсуждение правильных ответов.

Практическая работа (10 минут)

Решение тестовых заданий из вариантов ОГЭ.

Разбор решений, коллективное обсуждение правильных ответов.

Подведение итогов урока (3 минуты) 

Краткое обобщение изученного материала. Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: Подготовить конспект правил по теме "Правописание Н и НН в разных частях речи" и выполнить дополнительные упражнения из учебника.

Домашнее задание:

Повторить правила правописания Н и НН.

Выполнить упражнения из учебника на соответствующую тему.

Заключение:

Учитель благодарит учащихся за активное участие, подчеркивает важность самостоятельной подготовки к ОГЭ.

Ученики задают вопросы по теме, если такие остались.

Приложение 1

Карточка 1

Вставьте Н или НН в словах:

 Рва…ая рубашка, разорва…ая рубашка, вытка…ый рисунок, тка…ая скатерть, варё…ая колбаса, сваре…ый картофель, солё…ые огурцы, пересоле…ый суп, линова…ая бумага, налинова…ая бумага, кипячё…ое молоко, вскипячё…ая вода, белё…ое полотно, выбеле…ые стены, погаше…ый свет, гашё…ая известь, скова…ые руки, кова…ая лошадь, жаре…ое мясо, поджаре…ый картофель, сожжё…ое письмо, жжё…ый кофе, квалифицирова…ый рабочий, переквалифицирова…ый врач.

Карточка 2

Вставьте Н или НН в словах:

Обиж…ый ребёнок, пар…ая репа, перч…ое мясо, печ…ый картофель, печ…ная в золе картошка, пил…ый сахар, пил…ые по мерке стволы деревьев, непо…ый скот, прощ…ый недруг, непрош…ый совет, прош…ые к ужину гости, пущ…ое в срок производство, пущ…ое производство, реш…ая коллективом проблема, рожд…ый в неволе зверь, рубл…ая изба, суш…ые дрова.

Карточка 3

Вставьте Н или НН в словах:

Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, чва…ый вид, бестала…ое существо, багря…ый закат, саза…ий улов, фортепиа…ый класс, полотня…ая куртка, травя…ая смесь, спонта…ое деление, гума…ый закон, хворостя…ой настил, льня…ая ткань, баклажа…ая икра, тума…ые фразы, смоля…ое покрытие.

Карточка 4

Вставьте Н или НН в словах:

Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая свадьба, чека…ая поступь, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, нутря…ое сало, фаза…ий питомник, жема…ые манеры, песча…й карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат.

Карточка 5

Вставьте Н или НН в словах:

Информацио…ая программа, имени…ый пирог, име…ые часы, дровя…ой склад, блоши…ый укус, земля…ой орех, действе…ое решение, доме…ый процесс, конституцио…ые решения, жизне…ые правила, ветре…ая девчонка, безветре…ая погода, бли…ая мука, ветре…ый день, воинстве…ый вид, радиацио…ая угроза, племе…ой скот, макаро…ая фабрика, деревя…ое строение, почве…ая карта, петуши…ый гребень

Приложение2

Карточка 1 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 1857 году Шишкин за выставле(1)ую картину «В окрестностях Петербурга», в которой отраже(2)ы многогра(3)ые особе(4)ости его дарования, и за рисунки, выполне(5)ые в Дубках летом, получает две Малые серебря(6)ые медали.

Карточка 2   Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

3 На разостла(1)ой газете были разложе(2)ы и расставле(3)ы, не без уклона в сторону буржуазности, полдюжины краше(4)ых яиц, жаре(5)ая курица, кулич, увенча(6)ый сахарным розаном.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Стари(1)ый замок XV−XVI веков был расположен высоко на горе, по обеим сторонам дороги, ведущей к нему, были зажже(2)ы факелы; внутре(3)ий двор, обнесё(4)ый колоннадой, был превращён в концертный зал под открытым небом: устрое(5)а небольшая сцена, на посыпа(6)ом то ли мелкой галькой, то ли песком земля(7)ом полу установле(8)ы стулья.

Карточка 3   Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

5. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачка(1)ых сапог, сафьянные красные, с серебря(2)ыми подковами; шаровары с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицепле(3)ы были дли(4)ые ремешки с кистями и прочими побрякушками.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Обойдя дом с другой стороны, я увидел небольшую каме(1)ую пристройку со стекля(2)ой дверью, окружё(3)ую густым боярышником; крыльцо и скамейка у входа были разруше(4)ы.

Карточка 4   Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

7. Лёвушка показал князю дом Густава Бирона, брата герцога, почтовый двор, набережную, укреплё(1)ую деревя(2)ым парапетом, и маленькое двухэтажное каме(3)ое здание под накло(4)ою, голландского образца, крышею — Зимний дворец.

8. На углу Гороховой — единстве(1)ый извозчик, старик, в армяке, подпояса(2)ом обрывками вылинявшей вожжи, в рыжей овчи(3)ой шапке, из которой султаном торчит кусок пакли; пузатая мохнатая лошадёнка его запряже(4)а в низкие лубочные санки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...