Работа с текстом
рабочие листы по русскому языку (6 класс)

Файнштейн Анна Александровна

Подготовка к ВПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstompodgotovka_k_vpr_1.docx155.26 КБ

Предварительный просмотр:

(1)В сугробе тепло. (2)Снег — один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.

(5)Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. (6)Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. (7)Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта (8)Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. (9)Всю долгую зиму проводит под снегом и житель тундры лемминг. (10)Он копает длинными острыми коготками твёрдый снег, прокапывает во все стороны ходы-туннели (11)Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зелёные листики, почки, семена, ягоды: вот тебе и обед, свежий и вкусный. (12)Там же, под снегом, лемминг строит просторное гнёздышко, выводит детёнышей, и малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.

(13)Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмёрзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. (14)Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Составьте и запишите план текста из 3-х пунктов.
  3.         Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.
  4.         В предложениях 2−4 найдите слово со значением «сильная метель, снежная буря». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 12−14 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.
  6.         Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что боровые птицы хотят поглубже зарыться в сугроб? Запишите ответ.

  1. В предложении № 4 над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
  2. Выполните фонетический разбор слова рябчик из предложения № 5.
  3. Выполните морфемный разбор слова подмёрзли из предложения № 13.
  4. Выполните морфологический разбор слова твёрдый из предложения № 10.
  5. Выполните синтаксический разбор предложения № 10

  1.         Выпишите из текста 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните почему.
  2. Подберите синонимы к словам: вкусный, умный, сохраняет.
  3. Выпишите из третьего абзаца все имена существительные.
  4.         Выпишите из первого абзаца имя прилагательное в форме превосходной степени.
  5.         Выпишите из текста по 1 словосочетанию ПРИЛ.+сущ., ГЛ.+сущ., СУЩ.+сущ. (главное слово выделено прописными буквами).
  6. Выпишите из текста 5 слов с безударной проверяемой гласной в корне

слова. Приведите проверочные слова.

  1. Выпишите грамматическую основу из предложения № 3.

Поставьте ударение в следующих словах:

Торты, облегчить, цемент, квартал, ворота, алфавит, выздоровею, создал, документ, цемент, руководить, каучук, начали, повторим, углубить, столяр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...