Работа с текстом
рабочие листы по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
(1)В сугробе тепло. (2)Снег — один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.
(5)Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. (6)Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. (7)Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта (8)Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. (9)Всю долгую зиму проводит под снегом и житель тундры лемминг. (10)Он копает длинными острыми коготками твёрдый снег, прокапывает во все стороны ходы-туннели (11)Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зелёные листики, почки, семена, ягоды: вот тебе и обед, свежий и вкусный. (12)Там же, под снегом, лемминг строит просторное гнёздышко, выводит детёнышей, и малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.
(13)Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмёрзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. (14)Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Составьте и запишите план текста из 3-х пунктов.
- Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.
- В предложениях 2−4 найдите слово со значением «сильная метель, снежная буря». Выпишите это слово.
- В предложениях 12−14 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.
- Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что боровые птицы хотят поглубже зарыться в сугроб? Запишите ответ.
- В предложении № 4 над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
- Выполните фонетический разбор слова рябчик из предложения № 5.
- Выполните морфемный разбор слова подмёрзли из предложения № 13.
- Выполните морфологический разбор слова твёрдый из предложения № 10.
- Выполните синтаксический разбор предложения № 10
- Выпишите из текста 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните почему.
- Подберите синонимы к словам: вкусный, умный, сохраняет.
- Выпишите из третьего абзаца все имена существительные.
- Выпишите из первого абзаца имя прилагательное в форме превосходной степени.
- Выпишите из текста по 1 словосочетанию ПРИЛ.+сущ., ГЛ.+сущ., СУЩ.+сущ. (главное слово выделено прописными буквами).
- Выпишите из текста 5 слов с безударной проверяемой гласной в корне
слова. Приведите проверочные слова.
- Выпишите грамматическую основу из предложения № 3.
Поставьте ударение в следующих словах:
Торты, облегчить, цемент, квартал, ворота, алфавит, выздоровею, создал, документ, цемент, руководить, каучук, начали, повторим, углубить, столяр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...











