Запятая и точка с запятой в БСП
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в БСП
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Бессоюзные сложные предложения.
Запятая и точка с запятой в БСП
Урок в 9 классе
Цель урока: создать условия для формирования умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
- Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
- Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к художественному слову на примере материала урока.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления.
Ход урока
- Орг.момент
2. Актуализация знаний
(Таблица на доске, после самостоятельного выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
- Распределите номера предложений в 2 столбика таблицы, обратите внимание с помощью чего связаны части сложного предложения.
ССП | СПП |
- Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомом месте.
- Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
- Вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
- С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
- Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
- Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
ССП | СПП |
2, 4 | 1 (прид.врем.), 5 (прид.цели) |
Общие вопросы классу:
- Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП?
- Расскажите, по какому принципу вы выделили СПП?
- Почему никуда не отнесли 3 и 6 предложения? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- Чем же отличаются БСП от ССП и СПП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).
-В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.
В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, чем в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых предложений.
- Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного? (Запятые и точка с запятой)
3.Целеполагание.
- Как вы думаете, о каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? С какими знаками препинания сегодня будем работать подробнее?
- (О БСП. Запись темы урока в тетради «Бессоюзное сложное предложении». Запятая и точка с запятой в БСП)
Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока.
Для этого вспомним что же такое БСП?
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Тогда на что мы с вами должны обратить внимание?
(Да. Мы должны научиться устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
- Объяснение нового материала.
Запишите предложения и проанализируйте их с точки зрения постановки знаков препинания. Обратите внимание на интонацию в каждом предложении, паузы, голос, темп.
- Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
- Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
3) Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
4) Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Прочитаем предложения и подумаем, что их объединяет? (Все БСП)
Как можно сгруппировать данные предложения нужно ?
Что является средством связи между простыми предложениями? (Интонация)
А интонация какая? (перечислительная)
Что это нам напоминает?
С чего начнём анализ предложений? ( с нахождения грам. основы и разделения на ПП, составления схемы)
- Кто выйдет к доске и составит схемы 2 первых предложений?
=-, =-, =-
-= и =; -=; -=
Обратите внимание на длительность паузы. Какая?
(Вывод: точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)
В бессоюзном сложном предложении простые предложения соединяются только по смыслу и интонации, без участия специальных слов, поэтому смысловые отношения между его частями не так отчетливы, как в союзном предложении. Чтобы прояснить их, можно заменить бессоюзное сложное предложение синонимичным союзом.
Такие взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения называются синтаксическими синонимами, т.е. одна мысль может быть выражена разными синтаксическими способами.
- Попробуйте преобразовать данные вам бессоюзные предложения в синонимичные союзные.
-Какие знаки препинания могут стоять между простыми предложениями?
- Сопоставьте их и определите, какие смысловые отношения существуют между частями сложных предложений.
- Что обозначают части Сложных предложений?
(части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений, событий)
-Теперь подумайте почему тогда пункт. знаки у них разные?
(части не связаны друг с другом во 2 предложении)
-Теперь запишем оставшиеся 2 предложения
Сравните с предложением, в котором ставится ,
Выявите различие, на основании которого ставится ; , а не ,
Смысловое отношение ( связаны друг с другом)
НО ( В них есть осложнение ДО, ОЧП, сравн.оборотом)
Проверка схем на экране
-Верно. Давайте обобщим сказанное.
Вывод о постановке запятой в БСП
На основе наблюдения над языковым материалом нарисовать схему.
Проверка схемы, корректировка.
Давайте проверим ваши наблюдения
ВЫВОД
Запятая ставится в БСП, если между частями отношения перечисления или одновременности
Точка с запятой в БСП ставится, если между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части не связаны друг с другом.
Отразим наши выводы в виде схемы
Напишем алгоритм применения пунктограммы
Алгоритм применения пунктограммы
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, нужно:
1) выделить грамматические основы и разбить данное сложное предложение на простые;
2)определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного, вставив подходящий союз (синт. синонимия)
3)проверить наличие осложнения или связаны ли по смыслу
4) выбрать подходящий пункт.знак
5.Закрепление материала. Анализ текста.
1.Тренировочные упражнения.
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
- Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
- В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (самопроверка)
- По каким признакам вы нашли бессоюзные предложения?
- Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
1. Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить тип предложения, начертить схемы предложений, объяснить постановку запятой и точки с запятой в БСП.
1) Между тем луна начала одеваться тучами, на море поднялся туман, сквозь него едва светился фонарь на корме ближнего корабля.
(БСП со значением перечисления, т.е. перечисляются факты действительности, можно между простыми предложениями поставить союз и)
[ - = ], [ = - ], [ = - ].
2) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.
( БСП со значением перечисления, т.е. перечисляются факты действительности, второе предложение распространено ОЧП)
[ - = ] ; [ - , , = ].
- Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Поэтому перечислительная интонация в этом предложении обозначается точкой с запятой).
Внимание! Части бессоюзного сложного предложения, разделяемые точкой с запятой, произносятся с понижением голоса к концу части (почти как при точке) и значительными паузами между частями. Темп речи в таких предложениях обычно замедленный.
Учитывая эти сведения, подготовьте выразительное чтение текста И.Тургенева. Постарайтесь почувствовать настроение, которое передает автор.
2.Конструирование предложений
Задание 3. (Формирование речевых умений и пунктуационных навыков.) Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.
1) Небо на востоке начало темнеть...
2) На вечерних улицах зажглись огни...
3) Молния блистала почти беспрерывно...
4) Река в половодье сильно разлилась...
5) За селом прогремел гром...
6) Вся природа дышит свежестью...
7) Воздух чист и прозрачен...
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А.Пушкин)
Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.Тургенев)
6.Информация о домашнем задании:
Упр.258
7.Рефлексия (Подведение итогов урока)
Фронтальная беседа
• Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются , и ; ?
• Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?
• С какой интонацией произносятся бессоюзные сложные предложения, если в них стоит , и ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Урок изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Запятая и точка с запятой в БСП"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Запятая и точка с запятой в БСП
Данная презентация содержит материал по теме "Запятая и точка с запятой в БСП"...
урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

