Конспект урока русский язык 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Вспомним части речи.
Форма урока: создание мини-проекта, исследование, инсценировка.
Цели урока:
- Повторение морфологических признаков изученных ранее частей речи, знакомство с междометием, введение понятия «самостоятельные и служебные части речи».
- Создание мини-проектов.
- Исследование искусственно созданного текста, по результатам исследования введение понятия грамматического значения частей речи.
- Развитие творческих умений, исследовательских навыков обучающихся.
- Воспитание самостоятельности учащихся.
Используемые технологии: технология проектной деятельности, проблемно-диалогическая технология.
Ход урока.
- Ведение в тему.
Однажды знакомая вам девочка пришла туда, где было сумрачно и прохладно…
(инсценировка)
- По крайней мере,- подумала Алиса, ступив под деревья,- приятно немножко освежиться в этом… как его? Как же он называется? Она с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова.- Когда спрячешься под … ну, как же их?.. под этими…- Она погладила дерево по стволу.- Интересно, как они называются? А может никак? Да, конечно, никак не называются!
С минуту она стояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала:
- Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало, должна!
-Узнали девочку?
-Алиса.
- С Алисой случилась беда: она перезабыла все существующие слова и даже своё имя. Так случается со сказочными героями. А с нами?
(Ответы учеников)
Эта неприятность с Алисой обнаруживает важность каждого слова в нашей речи.
- Вспомните, как называются группы слов в нашей речи, изучаемые морфологией?
- Части речи.
Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.
(Запись числа и темы урока в тетрадь)
- Коллективный проект.
Нам с вами сегодня предстоит непростое задание – создание коллективного проекта. Тема проекта: Части речи. Для этого необходимо будет вспомнить отличительные черты каждой части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает). А одной из групп придётся совершить открытие (с моими подсказками, разумеется).
(Учащимся раздаются листочки с кораблями (если работают над самостоятельной частью речи) и лодками (если работают над служебной частью речи). Причём, название корабля или лодки соответствует части речи, т.е. корабль «Имя существительное», лодка «Предлог» и т.д.)
Вы разделены на пять групп, в зависимости от того, какие части речи (корабли, лодки) вы будете готовить в плавание.
- Имя существительное, частица.
- Имя прилагательное, междометие.
- Имя числительное, союз.
- Местоимение, предлог.
- Глагол, наречие.
Каждая группа получает листочки с опознавательными признаками частей речи. Задачи группам: выбрать опознавательные признаки, соответствующие определённой части речи, записать на кораблях, лодках.
Опознавательные признаки частей речи.
- Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
- Эта часть речи обозначает число, количество предметов или лиц; порядок предметов или лиц при счёте.
- Эта часть речи включает слова, которые не называют предметы, признаки, количества, а только указывают на них.
- Эта часть речи обозначает действие, движение. Начальная форма (неопределённая) отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Это неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы где? куда? как? и др. Обозначает признак действия или состояния.
- Эта часть речи употребляется в словосочетаниях с существительными, числительными, местоимениями. Служит для связи слов в словосочетании.
- Эта часть речи служит для связи простых предложений в составе сложного или для связи однородных членов предложения.
- Эта часть речи придаёт различные смысловые оттенки предложениям и словам. Не выражают связей и отношений между словами. (Подсказка: самые известные представители этой части речи НЕ и НИ)
- Эти слова выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их, нне отвечают ни на какой вопрос. Подсказка: Ух! Ах!
Подумайте, сколько групп у нас вами получится?
(Выполнив работу, каждая группа по просьбе учителя рассказывает о своей части речи, потом прикрепляет корабли (самостоятельные части речи) на одну сторону доски, а лодки (служебные части речи) на другую сторону доски; отдельно прикрепляется парусник Междометие.)
- 3 группы.
- Какие?
В одной группе ИС, ИП, ИЧ, глагол, местоимение. В другой – предлог, союз, частица. В третьей – междометие.
На столе у каждого из вас лежат рисунки-схемы (цветок с пятью лепестками, вертушка детская с тремя лопостями и мяч) запишите названия частей речи на лепестках, лопостях и мяче.
- Как мы можем назвать каждую группу?
Самостоятельные части речи, служебные части речи и междометия.
Озаглавьте ваши схемы.
- Работа над текстом с орфограммами.
«Корабли» мы определили, а теперь заполним их. Чем мы их должны заполнить?
Мы не привели примеры.
Найдём примеры в тексте (текст распечатан и на слайде).
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите части речи.
- Эй, Мэри-Энн! Ты что тут околачиваеш_ся? - крикнул он.- Сию м_нуту б_ги домой и прин_си мне веер и бальные перч_тки!
И он повелительно м_хнул лапкой, показывая напр_вление.
Алиса удивилась, но опрометью кинулась исполнять приказание, она (не) стала об_яснять Кролику, что он об_знался.
(Примеры, соответствующие той или иной части речи ребята записывают на спасательные круги и обозначают над словами в тетради, потом магнитами прикрепляют к своим кораблям и лодкам.)
Оценочный лист 1
- Работа над частями речи (корабли, лодки, спасательные круги).
Мне было интересно | |
Мне было сложно, но интересно | |
Работа не вызвала особых затруднений, но понравилась | |
Мне было скучно | |
Этот вид работы не для меня |
Корабли мы собрали в путь. По каким признакам мы их распределили по группам?
- Понятие грамматической категории.
Самостоятельное исследование искусственно созданного текста (с последующей проверкой).
Давайте проведём исследование грамматического текста. Сможем ли мы определить части речи
Проводится работа со стихотворением Шалтая Болтая («Алиса в Зазеркалье»):
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Ребята, оказывается, при определении частей речи не обязательно знать лексическое значение. По каким признакам мы определили принадлежность к той или иной части речи?
Мы определили принадлежностьк какой-либо части речи по грамматическим признакам.
Это значит, что помимо лексического значения слово имеет и грамматическое значение.
Оценочный лист 2
Работа со стихотворением Шалтая Болтая
Сначала было непонятно, но потом разобрался (лась) | |
Неожиданно, интересно | |
Работа вызвала некоторые трудности, которые я преодолел(а) | |
Работа показалась сложной, не понравилась | |
Мне нравятся подобные задания |
Итог урока. (Создание текста на лингвистическую тему).
Ребята, вы уже многое знаете о частях речи, поэтому я предлагаю стать вам моими соавторами по составлению текста на лингвистическую тему. Тема: Части речи. Текст я почти составила, но остаются «западающие» места, которые с вашей помощью надеюсь заполнить. Каждая группа работает со своею частью текста, когда справитесь с заполнением пропусков, вы прочтёте, что у вас получилось, поочерёдно, номер на кораблике указан.
- Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают различные предметы, например, доска, парта, цветок, стенд, книга… И слова, называющие эти предметы, являются существительными.
Педметы обладают признаками по цвету, форме, величине, назначению, принадлежности, и признаки эти передаются с помощью прилагательных. Дерево может быть высоким, низким, красивым, стройным…
- Деревья в лесу можно сосчитать, и для этого употребляются особые слова со значением числа – числительные. Люди, животные, предметы производят действия, которые обозначаются глаголами.
- Но каждое действие может иметь при себе признак: смеяться (как?) весело, заразительно – и называются эти неизменяемые слова наречиями. А ещё есть слова, которые не называют предметы, признаки, количество, а указывают на них: вместо человек – он, вместо высокий – такой, - и называют эту часть речи местоимением.
- Все перечисленные части речи входят в одну большую группу – самостоятельные части речи. Помимо самостоятельных частей речи выделяют группу - служебные части речи. Сюда мы отнесём предлоги, союзы, частицы. Для связи слов в словосочетании служат предлоги. Союзы служат для связи однородных членов и частей сложного предложения.
- Вносит в предложение дополнительное значение, например, отрицание – частица. Особую группу слов, выражающих чувства, эмоции, но не называющих их, образуют междометия.
Оценочный лист 3
Итог урока. Работа над созданием текста
Подобная работа вызывает у меня сложности | |
Работа понравилась, потому что в создании текста приняли участие все группы | |
Интересно было, что получится в итоге | |
Я боялся (лась) ошибиться, поэтому не предлагал(а) свои ответы | |
Интересно, но мало |
Домашнее задание.
Вашим домашним заданием будет найти и записать в тетрадь 3-4 предложения из «Алисы в стране чудес» или «Алисы в Зазеркалье», обозначить в них известные вам части речи. Желательно, чтобы в этих предложениях встретились все части речи, которые мы рассматривали на уроке.
Второе задание повышенной сложности – творческое – придумать предложение (четверостишие), подобное тому, какое создал Шалтай – Болтай.
Благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...