Конспект урока русский язык 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Русский язык 5 класс  "Вспомним части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урокаВспомним части речи.

Форма урока: создание мини-проекта, исследование, инсценировка.

Цели урока:

  1. Повторение морфологических признаков изученных ранее частей речи, знакомство с междометием, введение понятия «самостоятельные и служебные части речи».
  2. Создание мини-проектов.
  3. Исследование искусственно созданного текста, по результатам исследования введение понятия грамматического значения частей речи.
  4. Развитие творческих умений, исследовательских навыков обучающихся.
  5. Воспитание самостоятельности учащихся.

Используемые технологии: технология проектной деятельности, проблемно-диалогическая технология.

Ход урока.

  1. Ведение в тему.

Однажды знакомая вам девочка пришла туда, где было сумрачно и прохладно…

(инсценировка)

- По крайней мере,- подумала Алиса, ступив под деревья,- приятно немножко освежиться в этом… как его? Как же он называется? Она с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова.- Когда спрячешься под … ну, как же их?.. под этими…- Она погладила дерево по стволу.- Интересно, как они называются? А может никак? Да, конечно, никак не называются!

С минуту она стояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала:

- Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало, должна!

-Узнали девочку?

-Алиса.

- С Алисой случилась беда: она перезабыла все существующие слова и даже своё имя. Так случается со сказочными героями. А с нами?

(Ответы учеников)

Эта неприятность с Алисой обнаруживает важность каждого слова в нашей речи.

- Вспомните, как называются группы слов в нашей речи, изучаемые морфологией?

- Части речи.

Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.

(Запись числа и темы урока в тетрадь)

  1. Коллективный проект.

Нам с вами сегодня предстоит непростое задание – создание коллективного проекта. Тема проекта: Части речи. Для этого необходимо будет вспомнить отличительные черты каждой части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает). А одной из групп придётся совершить открытие (с моими подсказками, разумеется).

(Учащимся раздаются листочки с кораблями (если работают над самостоятельной частью речи) и лодками (если работают над служебной частью речи). Причём, название корабля или лодки соответствует части речи, т.е. корабль «Имя существительное», лодка «Предлог» и т.д.)

Вы разделены на пять групп, в зависимости от того, какие части речи (корабли, лодки) вы будете готовить в плавание.

  1. Имя существительное, частица.
  2. Имя прилагательное, междометие.
  3. Имя числительное, союз.
  4. Местоимение, предлог.
  5. Глагол, наречие.

Каждая группа получает листочки с опознавательными признаками частей речи. Задачи группам: выбрать опознавательные признаки, соответствующие определённой части речи, записать на кораблях, лодках.

Опознавательные признаки частей речи.

  1. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  2. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
  3. Эта часть речи обозначает число, количество предметов или лиц; порядок предметов или лиц при счёте.
  4. Эта часть речи включает слова, которые не называют предметы, признаки, количества, а только указывают на них.
  5. Эта часть речи обозначает действие, движение. Начальная форма (неопределённая) отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  6. Это неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы где? куда? как? и др. Обозначает признак действия или состояния.
  7. Эта часть речи употребляется в словосочетаниях с существительными, числительными, местоимениями. Служит для связи слов в словосочетании.
  8. Эта часть речи служит для связи простых предложений в составе сложного или для связи однородных членов предложения.
  9. Эта часть речи придаёт различные смысловые оттенки предложениям и словам. Не выражают связей и отношений между словами. (Подсказка: самые известные представители этой части речи НЕ и НИ)
  10. Эти слова выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их, нне отвечают ни на какой вопрос. Подсказка: Ух! Ах!

Подумайте, сколько групп у нас вами получится?

(Выполнив работу, каждая группа по просьбе учителя рассказывает о своей части речи, потом прикрепляет корабли (самостоятельные части речи) на одну сторону доски, а лодки (служебные части речи) на другую сторону доски; отдельно прикрепляется парусник Междометие.)

- 3 группы.

- Какие?

В одной группе ИС, ИП, ИЧ, глагол, местоимение. В другой – предлог, союз, частица. В третьей – междометие.

На столе у каждого из вас лежат рисунки-схемы (цветок с пятью лепестками, вертушка детская с тремя лопостями и мяч) запишите названия частей речи на лепестках, лопостях и мяче.

- Как мы можем назвать каждую группу?

Самостоятельные части речи, служебные части речи и междометия.

Озаглавьте ваши схемы.

  1. Работа над текстом с орфограммами.

«Корабли» мы определили, а теперь заполним их. Чем мы их должны заполнить?

Мы не привели примеры.

Найдём примеры в тексте (текст распечатан и на слайде).

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите части речи.

 - Эй, Мэри-Энн! Ты что тут околачиваеш_ся? - крикнул он.- Сию м_нуту б_ги домой и прин_си мне веер и бальные перч_тки! 

 И он повелительно м_хнул лапкой, показывая напр_вление. 
      Алиса удивилась, но опрометью кинулась исполнять приказание, она (не) стала об_яснять Кролику, что он об_знался. 

(Примеры, соответствующие той или иной части речи ребята записывают на спасательные круги и обозначают над словами в тетради, потом магнитами прикрепляют к своим кораблям и лодкам.)

Оценочный лист 1

  1. Работа над частями речи (корабли, лодки, спасательные круги).

Мне было интересно

Мне было сложно, но интересно

Работа не вызвала особых затруднений, но понравилась

Мне было скучно

Этот вид работы не для меня


Корабли мы собрали в путь. По каким признакам мы их распределили по группам?

  1. Понятие грамматической категории.

Самостоятельное исследование искусственно созданного текста (с последующей проверкой).

Давайте проведём исследование грамматического текста. Сможем ли мы определить части речи

Проводится работа со стихотворением Шалтая Болтая («Алиса в Зазеркалье»):

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Ребята, оказывается, при определении частей речи не обязательно знать лексическое значение. По каким признакам мы определили принадлежность к той или иной части речи?

Мы определили принадлежностьк какой-либо части речи по грамматическим признакам.

Это значит, что помимо лексического значения слово имеет и грамматическое значение.

Оценочный лист 2

Работа со стихотворением Шалтая Болтая

Сначала было непонятно, но потом разобрался (лась)

Неожиданно, интересно

Работа вызвала некоторые трудности, которые я преодолел(а)

Работа показалась сложной, не понравилась

Мне нравятся подобные задания


Итог урока. (Создание текста на лингвистическую тему).

Ребята, вы уже многое знаете о частях речи, поэтому я предлагаю стать вам моими соавторами по составлению текста на лингвистическую тему. Тема: Части речи. Текст я почти составила, но остаются «западающие» места, которые с вашей помощью надеюсь заполнить. Каждая группа работает со своею частью текста, когда справитесь с заполнением пропусков, вы прочтёте, что у вас получилось, поочерёдно, номер на кораблике указан.

  1. Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают различные предметы, например, доска, парта, цветок, стенд, книга… И слова, называющие эти предметы, являются существительными.

Педметы обладают признаками по цвету, форме, величине, назначению, принадлежности, и признаки эти передаются с помощью прилагательных. Дерево может быть высоким, низким, красивым, стройным…

  1. Деревья в лесу можно сосчитать, и для этого употребляются особые слова со значением числа – числительные. Люди, животные, предметы производят действия, которые обозначаются глаголами.
  2. Но каждое действие может иметь при себе признак: смеяться (как?) весело, заразительно – и называются эти неизменяемые слова наречиями. А ещё есть слова, которые не называют предметы, признаки, количество, а указывают на них: вместо человек – он, вместо высокий – такой, - и называют эту часть речи местоимением.
  3. Все перечисленные части речи входят в одну большую группу – самостоятельные части речи. Помимо самостоятельных частей речи выделяют группу - служебные части речи. Сюда мы отнесём предлоги, союзы, частицы. Для связи слов в словосочетании служат предлоги. Союзы служат для связи однородных членов и частей сложного предложения.
  4. Вносит в предложение дополнительное значение, например, отрицание – частица. Особую группу слов, выражающих чувства, эмоции, но не называющих их, образуют междометия.

Оценочный лист 3

Итог урока. Работа над созданием текста

Подобная работа вызывает у меня сложности

Работа понравилась, потому что в создании текста приняли участие все группы

Интересно было, что получится в итоге

Я боялся (лась) ошибиться, поэтому не предлагал(а) свои ответы

Интересно, но мало


Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет найти и записать в тетрадь 3-4 предложения из «Алисы в стране чудес» или «Алисы в Зазеркалье», обозначить в них известные вам части речи. Желательно, чтобы в этих предложениях встретились все части речи, которые мы рассматривали на уроке.

Второе задание повышенной сложности – творческое – придумать предложение (четверостишие), подобное тому, какое создал Шалтай – Болтай.

Благодарю за урок!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...