Русский язык. Презентации
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7 класс)

 Хисматуллина Эльмира Фаритовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс

Слайд 2

Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

Слайд 3

Отгадайте, что это? Спелое, сочное, наливное…

Слайд 4

Отгадайте, что это? Вкусная, сочная, синяя…

Слайд 5

Отгадайте, кто это? Хитрая, рыжая, пушистая…

Слайд 6

Отгадайте, кто это? Бурый, мохнатый, косолапый…

Слайд 7

Отгадайте, кто это? Маленький, жёлтый, пушистый…

Слайд 8

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... ) отвечает на вопросы К акой? Каков? Чей? Задание: Дайте определение имени прилагательного как части речи

Слайд 9

Задание: Вставьте прилагательные к выделенным существительным.-устно Было _____, _____ утро … Помню ____, ____ сад , помню _____ аллеи , тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести . Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.

Слайд 10

Вопрос: Какова роль имени прилагательного в речи? Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс

Слайд 2

Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

Слайд 3

Отгадайте, что это? Спелое, сочное, наливное…

Слайд 4

Отгадайте, что это? Вкусная, сочная, синяя…

Слайд 5

Отгадайте, кто это? Хитрая, рыжая, пушистая…

Слайд 6

Отгадайте, кто это? Бурый, мохнатый, косолапый…

Слайд 7

Отгадайте, кто это? Маленький, жёлтый, пушистый…

Слайд 8

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... ) отвечает на вопросы К акой? Каков? Чей? Задание: Дайте определение имени прилагательного как части речи

Слайд 9

Задание: Вставьте прилагательные к выделенным существительным.-устно Было _____, _____ утро … Помню ____, ____ сад , помню _____ аллеи , тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести . Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.

Слайд 10

Вопрос: Какова роль имени прилагательного в речи? Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 5 класс Повторение и закрепление изученных орфограмм.

Слайд 2

Найдите ошибки « Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Слайд 3

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выросли помидоры. Надо собирать. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водоросли . Яблоки выросли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни нам предлагает слагать . И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить . Усложняют они мне работу…Пропадает выращенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Слайд 4

Виды орфограмм в корне Проверяемые произношение гласные и согласные Непроверяемые произношением гласные и согласные Чередующиеся гласные Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши) Тропинка, находился, луг, овраг, лесная, сторожка. Дорогу, осокой, овраг, поляна, здесь, чувствуйте, себя, почти. Заросла, зарастающий, расположилась, устраиваться, загореть, загар, коснулся, касался Широкий, чудесная, почувствовали.

Слайд 5

К-л-сок, пр-грамма, нело-кий, п-здний, вкус-ный, площ-дь,об-яснить, сем-я, (над) школой, (над)писать, доч-, много задач-, мощ-ный, воз-му, п-д-звал, -делать, -доровье, ра-писание, ра-будить, ж-лтый, крыж-вник, ц-фры, ц-ган. Орфограммы в приставках и в корнях слов

Слайд 6

Распол…жился у костра, пол…гаться на друга, предл…жить помощь, жители Р…стова -на Дону, пишешь изл…жение, изучаешь прил…гательное, трудное пол…жение, Петров Р…стислав, богатая р…стительность, деревья быстро выр…ли, маленький р…сток, подр…стающее поколение.

Слайд 7

Буквы е и и в корнях с чередованием Расст-лать - расст-лить соб- рать – соб- ру зам -реть - зам –рать ????? Зал-зал раны – зал-зал на крышу Пол- скал собаку – пол- скал белье Отв-рил картошку –отв-рил дверь прим-рял братьев – прим-рял костюм

Слайд 8

Объяснялки в газете « П равда» , пели в парк е , гордился врач о м, в красив о м дворе, дрему ч , не доумевал, береч ь , учиш ь ся, улыбат ь ся

Слайд 9

Спряжение глагола

Слайд 10

Определите спряжение Пыла- т, гон-шься, стел-тся , улыба-тся, бре-т, держ-т, ед-т, дыш-шь, уч-шься, загон-т, завис-ть, завис-т, смотр-ть, увид-л

Слайд 11

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 6 класс Повторение и закрепление изученных орфограмм.

Слайд 2

Виды орфограмм в корне Проверяемые произношение гласные и согласные Непроверяемые произношением гласные и согласные Чередующиеся гласные Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши) Тропинка, находился, луг, овраг, лесная, сторожка. Дорогу, осокой, овраг, поляна, здесь, чувствуйте, себя, почти. Заросла, зарастающий, расположилась, устраиваться, загореть, загар, коснулся, касался Широкий, чудесная, почувствовали.

Слайд 3

К-л-сок, пр-грамма, нело-кий, п-здний, вкус-ный, площ-дь,об-яснить, сем-я, (над) школой, (над)писать, доч-, много задач-, мощ-ный, воз-му, п-д-звал, -делать, -доровье, ра-писание, ра-будить, ж-лтый, крыж-вник, ц-фры, ц-ган. Орфограммы в приставках и в корнях слов

Слайд 4

Буквы е и и в корнях с чередованием Расст-лать - расст-лить соб- рать – соб- ру зам -реть - зам –рать ????? Зал-зал раны – зал-зал на крышу Пол- скал собаку – пол- скал белье Отв-рил картошку –отв-рил дверь прим-рял братьев – прим-рял костюм

Слайд 5

Объясните! к-сание- к-снулся г-релый-заг-р пред-стория - сверх-интересный пр-ехал - пр- скучный пеш-ход- мусор-провод смаз-ик-камен-ик песоч- к – ключ- к друж- к – горош- к еж- вый – лиц-вой

Слайд 7

Проверь себя! (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Слайд 8

Н НН в суффиксе – ИН: ут ин ый, пчелиный в суффиксах – АН – ЯН: песчаный, шерст ян ой запомнить: ЮНЫЙ Запомнить:ВЕТРЕНЫЙ 1. в суффиксах АН – ЯН в словах исключениях: стекл янн ый, дерев янн ый, олов янн ый если слово образовано с помощью суффикса – Н от основы на – Н: длина –дли нн ый 3. в суффиксах – ОНН – ЕНН: эволюци онн ый, торжеств енн ый В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных. Например: бесшум н а, тума нн а

Слайд 10

Проверь себя! Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн . Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Слайд 11

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс

Слайд 2

Вопросы для повторения: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Какое место в предложении могут занимать слова автора и прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПЕРЕД словами автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора?

Слайд 3

« Русский язык – великий дар великому народу,» – сказал Иван Сергеевич Тургенев. И.С. Тургенев сказал, что русский язык – великий дар великому народу .

Слайд 4

Словарная работа ЗАПИШЕМ В СЛОВАРЬ: Диалог – « диа » - два, логос – «слово» (разговор двух или более лиц) Реплика

Слайд 5

Знаки препинания при диалоге 1 . А: «П.» А: - П. 2. «П,» – а. - П,- а.

Слайд 6

Вежливость… Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке. - Как твои иголки ? - Ёж спросил у ёлки. - Все целы. А как твой нос? - Целый! – ёжик произнёс. - Извини! – промолвил ёж, Еле сдерживая дрожь. - Извини и ты, сосед,- Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

Слайд 7

Чему я научился сегодня на уроке? Как можно определить вторую тему сегодняшнего занятия?

Слайд 8

СЛОВАРЬ «ВОЛШЕБНЫХ» слов Пожалуйста Извините Будьте добры Спасибо До свидания Здравствуйте

Слайд 9

БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спряжение глаголов Учитель русского языка и литературы школы №531 г.Москвы МАКСИМОВА А.Н.

Слайд 2

Спряжение глаголов - это изменение глаголов по числам и лицам

Слайд 3

СПАСТИ Я Ты Он Мы Вы Они спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут

Слайд 4

ЛЕТЕТЬ Я Ты Он Мы Вы Они лечу летишь летит летим летите летят

Слайд 5

I спряжение II спряжение ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ -У -ЕШЬ -ЕТ ЕМ ЕТЕ УТ -У -ИШЬ -ИТ ИМ ИТЕ ЯТ

Слайд 6

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ Т М ТЕ -УТ (-ЮТ) ШЬ Т М ТЕ -АТ (-ЯТ)

Слайд 12

ОТДОХНЁМ!

Слайд 13

1 спряжение 2 спряжение качает пишет клюют ругаются кричит молчат читаешь ворчит балуется говорим поёт грустите верят

Слайд 14

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. 2) Разбери глаголы по составу. 3) Определи тип спряжения.

Слайд 15

Спасибо за урок!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ АНТОНИМЫ ВИДЫ АНТОНИМОВ

Слайд 2

Антонимы - греч . « anti » - против - греч . « onyma » - имя Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Слайд 3

Аркти ка Антонимы Ант аркти да

Слайд 4

Виды антонимов Различают разнокоренные и однокоренные антонимы. Пара разнокоренных антонимов включает слова с разными корнями, например: день - ночь , короткий - длинный . Пара однокоренных антонимов включает слова с одним корнем, различающиеся лишь противоположными по значению приставками, например: недо лет - пере лет , в воз - вы воз .

Слайд 5

Закончите пословицу, подобрав антоним: Ученье свет, а неученье - … Кто хочет много знать, тому надо … спать. Корень учения горек, да плод его … Полный колос к земле клонится - … к небу тянется. … говори - больше делай. … слава лежит, а худая бежит.

Слайд 6

Закончите пословицу, подобрав антоним: Глупый осудит, а … рассудит. Волос длинный, да ум … У горькой беды нет … еды. Худой мир лучше … ссоры.

Слайд 7

Подберите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»: Свежий хлеб - …

Слайд 8

Свежая рубашка - …

Слайд 9

Свежая газета - …

Слайд 10

Свежий ветер - …

Слайд 11

Свежая новость - …

Слайд 12

Свежая рыба - …

Слайд 13

Свежее яйцо - …

Слайд 14

Подберите антонимы к слову «сырой»: Сырая свёкла - …

Слайд 15

Сырое бельё - …

Слайд 16

Сырой день - …

Слайд 17

Подберите антонимы к значениям многозначного слова «зелёный»: Ещё зелёная смородина - …

Слайд 18

Такие антонимы называются контекстуальными , они противопоставлены только в определенном контексте: Пой лучше щеглом , чем соловьём

Слайд 19

Антонимы используются в образной речи для того, чтобы она звучала ярче


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЕПРИЧАСТИЕ – с амостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Отвечает на вопросы что делая? ( н.в .), что сделав? ( с.в .). Мы читаем книги и приобщаемся к культуре. Читая книги, мы приобщаемся к культуре. Приобщаясь к культуре, мы читаем книги.

Слайд 3

Образуйте деепричастия от глаголов по образцу : глядеть – глядя, сложить – сложив, сложивши. Отнять, баловаться, просмотреть, чувствовать, замереть, выкрасить, узнать, заметить. Стремиться , запереть, любить, удивляться, замирать, устроиться, знать, плакать.

Слайд 4

Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от данных глаголов : Решить, писать, читать, входить, сесть, встать, выйти, дышать, сердиться, думать, слушать, сделать.

Слайд 5

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения. 1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился. 2)Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг. 3)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. 4)Из дома вышел человек и направился к машине. 5)Выйдя из дома человек направился к машине. 6)Человек вышедший из дома направился к машине.

Слайд 6

Раскройте скобки. (Не) прекращая, (не) завидуя, ( не) навидя , (не) разговаривая. ( Не) годуя , (не) зная, (не) увлекаясь, (не) досыпая.

Слайд 7

Расставить знаки препинания . 1) Подъезжая к лесной караулке Денисов остановился вглядываясь в лес. 2) Солдат постояв секунды две удалился. 3) Он завтракал не обращая ни на кого внимания. 4) Пугачев увидев меня в толпе кивнул мне головою и подозвал к себе. 5) Солнце послав на землю последний луч скрылось за горизонтом. 6) Оставшись один я погрузился в размышления. 7) Капитан перегнувшись через перила смотрел вниз. 8) Люди шли полем недоверчиво оглядываясь.

Слайд 8

Самостоятельная работа (по вариантам) 1. Спишите текст. 2. Образуйте от глаголов в скобках деепричастия. 3. Расставьте знаки препинания, вставив пропущенные буквы.

Слайд 9

1 вариант. По ясному небу н.. слись (не закрыть) со.. нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черёмуха пригласила всех знакомых на ча ..питие. (Думать) о звёздах мы думаем и о земном. 2 вариант. Если прищ .. рить глаза то ярко (мерцать) звёздоч .. ки пр .. близят .. ся . (Разогнать) обл ..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче ( н,нн ) ый мес ..ц. Обл ..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес .. ца сд .. рают с неё позолоту и плывут дальше уже ( окраситься).

Слайд 10

1 вариант. По ясному небу н е слись, не закрывая солнца , низкие дымчатые тучи. Запыхавшись , мчится вдоль дороги мартовский ветерок. Извиняясь за майскую погоду , черёмуха пригласила всех знакомых на ча е питие . Думая о звёздах , мы думаем и о земном. 2 вариант. Если прищ у рить глаза, то, ярко мерцая , звёздо чк и пр и близятся . Разогнав облака , прокатился по небу тонким колесом позолоч енн ый мес я ц . Обл а ка, задевая за рыжую бороду молодого месяца , сд и рают с неё позолоту и плывут дальше, уже окрасившись .

Слайд 11

1.Выберите грамматически правильно построенное предложение. Прочитав этот рассказ,… а)…меня, как живые, окружали его герои; б)…я много думал о событиях, описанных в нём; в)…мне стало грустно; г)…он мне понравился.

Слайд 12

2.Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки: а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой . б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась. в) Я осторожно спустился к ручью, и набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся.

Слайд 13

Игра « Третий лишний » 1) сбегая, провожая, трепещущий; 2) весело, обдумав, решая; 3) желая, хотеть, любя; 4) зная, действуя, земная.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОВЕРИМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 2

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА Произведите синтаксический разбор предложения На самой вершине старой ели Васютка увидел кедровку.

Слайд 3

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Слайд 4

ЧАСТИ РЕЧИ . ПОВТОРЕНИЕ. Урок русского языка в 6 классе

Слайд 5

ЦЕЛЬ Закрепить части речи, их классификацию Отработать навыки морфологического разбора слова

Слайд 6

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ Какие части речи вам известны? На какие группы можно разделить все эти части речи? В чем разница между самостоятельными и служебными частями речи?

Слайд 7

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в 5 веке до н.э. Части речи русского языка были выделены в Индии в 5 в. до н.э., в Греции в 4 в.до н.э. Части речи русского языка впервые описаны М.В.Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году.

Слайд 8

ЧАСТИ РЕЧИ – ЭТО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ СЛОВ. Слова одной части речи обладают: одинаковым общим грамматическим значением; одинаковым набором морфологических признаков.

Слайд 9

ТИПЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Самостоятельные Служебные Междометия

Слайд 10

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ служат для обозначения предметов, признаков, процессов и др. явлений окружающей действительности; обычно являются самостоятельными членами предложения. не называют явлений действительности, а указывают на отношения, существующие между этими явлениями; не являются самостоятельными членами предложения.

Слайд 11

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Наречие Категория состояния Глагол Причастие Деепричастие

Слайд 12

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлоги Союзы Частицы

Слайд 13

МЕЖДОМЕТИЕ выделяется в некоторых научных описаниях русского языка как неизменяемая часть речи, выражающая (но не называющая!) чувства: напр., о! как выражение восторга; ах! как выражение страха; не связано синтаксически с другими словами в предложении; интонационно и пунктуационно обособляется.

Слайд 14

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ Запишите словосочетания и определите, какими частями речи являются слова, входящие в них. Отличные успехи, добиться успехов, солнечный день, гулять по улице, пойти в парк. Как вы определили, какими частями речи являются данные слова.

Слайд 15

Задание 1. Выборочный диктант. Выписать из текста: 1 вариант - имена существительные, 2 вариант – глаголы. Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел неизвестные места. Я остановился в недоумении. Меня охватила неприятная сырость, точно я вошел в погреб. Я добрался до угла леса. Невысокие кусты широко расстилались передо мной. Мне попалась тропинка. Я вышел на опушку и побрел по полю .

Слайд 16

Ключ к заданию: шагами холм места недоумение сырость погреб угла леса кусты тропинка опушку полю взобрался увидел остановился охватила вошел добрался расстилались попалась вышел побрел

Слайд 17

Теоретический материал учебника С. 19-20 (порядок морфологического разбора)

Слайд 18

Задание 2. Выполните морфологический разбор имен существительных, прилагательных. Вариант 1. Белочка при всех золотой грызет орех. Вариант 2. Тонкие стволы пригнулись к земле.

Слайд 19

ЗАДАНИЕ В РАМКАХ ГИА Какое словосочетание содержит существительное мужского рода? Шампунь на травах Домашние тапки Сварить фасоль Повидло из яблок

Слайд 20

ЗАДАНИЕ В РАМКАХ ГИА Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Играться с котенком Надень шапку Будьте здоровы Пара сапог

Слайд 21

ЗАДАНИЕ В РАМКАХ ГИА Из данного предложения выпишите прилагательное (прилагательные), выполняющее роль эпитета (эпитетов). Васютка с довольной улыбкой гладил глухаря, любуясь черными с голубоватым отливом перьями.

Слайд 22

Обобщение материала Верны ли тезисы? Прилагательное обозначает предмет. Глагол обозначает действие. К самостоятельным частям речи относятся существительное, глагол, союз. Прилагательные и существительные имеют род, число, падеж. Глагол изменяется по падежам.

Слайд 23

Домашнее задание Упражнение 32


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь народа красная, Будто ткань атласная. Слово золотом расшито, Жемчугом покрыто .

Слайд 2

Тема урока: «Диалектизмы»

Слайд 3

Диалект - местное наречие, говор; устная разговорно-бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) местности Диалектные словари ( словари русских диалектных говоров ) фиксируют диалектные слова . Диалектология - это раздел языкознания, изучающий диалектные слова.

Слайд 4

Типы диалектизмов Лексические – слова, и по форме, и по значению отличающиеся от слов общеупотребительной лексики. Намедни - на днях Гутарить - говорить Инда - даже С усалы - скулы Семантические -диалектизмы, отличающиеся от общеупотребительных слов не формой, а значением. Верх – овраг Зевать – кричать, звать Жалеть - любить

Слайд 5

Применение диалектизмов – часто используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы (для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обозначения некоторых вещей и понятий)

Слайд 6

Диалектизмы в художественной литературе П.П.Бажов «Тараканье мыло» Долдонить . Твердить, повторять одно и то же, бубнить. «Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает» П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» Фырчать . Ворчать, ругаться, браниться. «Бежит, как ошпаренный, фырчит про себя: «Разве это девка?»

Слайд 7

Сибирские диалектизмы Гоношиться - хлопотливо заниматься каким-либо хозяйственным делом Клямка – железный запор у двери Жмот - богатый крестьянин-собственник, кулак Гостевать – гостить Допрежь – раньше Удобица – пахотная земля Узвар – компот Дробный – мелкий, худой, тонкий

Слайд 8

Домашнее задание : выяснить, какие диалектные слова употребляют в вашей семье, записать их.

Слайд 9

Урок окончен. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпитет Метафора Сравнение

Слайд 2

Градация

Слайд 3

Подберите «опущенные слова»: ………… .. ветер гонит Стаю туч на край небес Ель надломленная стонет, Глухо шепчет …….. лес. Н.А.Некрасов

Слайд 4

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес.

Слайд 5

К.Г.Паустовскмий « Горсть крымской земли» К.Г.Паустовский В.Луговской

Слайд 6

Сравнение Как Будто Как будто Словно Точно Сравнительный оборот выделяется запятыми

Слайд 8

Метафора В метафоре сравнение скрыто, словно «огонь, мерцающий» внутри слова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка» 6 класс

Слайд 2

Заботливая канарейка Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, который выпал из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол. Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика. Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось только одно средство: удары клювом… К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями

Слайд 3

Обсудим Какова основная мысль текста? Какого типа речи текст? Какого стиля?

Слайд 4

Птицы из текста Щегол Канарейка

Слайд 5

Заполнение таблицы Кто герой? Ключевые слова, словосочетания Мальчики Птенец Канарейка Щегол Нашли в саду, отнесли домой, боялся щегла, помощь сородича, канарейка долбила, живо отъелся

Слайд 6

Заботливая канарейка Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, который выпал из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол. Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика. Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось только одно средство: удары клювом… К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями

Слайд 7

План Нашли щеглёнка Отношение щегла и канарейки Идея канарейки План сработал

Слайд 8

Словарно-орфографическая работа Дер..во П.. щать Прин ..сила Гн.. здо Д..мой Бр .. салась К.. рмушка Л.. нивый

Слайд 9

Словарно-орфографическая работа Дер Е во П И щать Прин О сила Гн Е здо Д О мой Бр О салась К О рмушка Л Е нивый

Слайд 10

Словарно-орфографическая работа ПОЛ…ЖИЛ ПРИЛ…ГАТЬ О А

Слайд 11

Словарно-орфографическая работа ПОДР…С ВЫР…СТИ О А

Слайд 12

Синтаксический и пунктуационный анализ Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Схема: [-=], [ - = и = ] .

Слайд 13

Заботливая канарейка Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, который выпал из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол. Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика. Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось только одно средство: удары клювом… К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дробные числительные.

Слайд 2

Продолжи: Имя числительное – это ….. Имена числительные делятся на… Все числительные по своему строению делятся на три группы: ….. Количественные числительные делятся на …. В предложении числительные могут быть….

Слайд 4

Распределите и запишите числительные в две группы: количественные порядковые. тринадцать, восьмой, пятая, две восьмых, один, второй, ноль целых три десятых, пятимиллионный, трое, двухтысячный, * Устно определите разряд количественного числительного

Слайд 5

Дробные числительные- особая группа количественных числительных: Часть от целого числа: Одна третья часть участка; 2. Целое число и его часть: Одна целая три десятых урожая;

Слайд 6

3 - числитель 4 - знаменатель

Слайд 12

Просклоняйте дробное числительное: Три целых восемь десятых

Слайд 14

Пол По лч аса, по лп ути, по лм андарина Пол- л имона, пол- л итра, Пол- а рбуза, пол- М осквы

Слайд 15

Полтора Р.п. пол у тор а Д.п. пол у тор а Т.п. пол у тор а П.п. пол у тор а

Слайд 16

Полтораста Р.п. пол у тор а ст а Д.п. пол у тор а ст а Т.п. пол у тор а ст а П.п. пол у тор а ст а

Слайд 17

Домашнее задание : Параграф 73, у пр . 419, стр. 56.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ» Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Фонетика»; воспитать интерес к предмету; повторить порядок фонетического разбора.

Слайд 2

Получи право сесть за парту, правильно ответив на вопрос: Что изучает фонетика? С помощью чего мы звуки отображаем на письме? На какие 2 группы делятся все звуки речи? Из чего состоят гласные звуки? Назовите гласные звуки. Чем отличаются звонкие согласные от глухих? Назовите согласные, которые всегда звонкие.

Слайд 3

Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости? Какие звуки всегда твёрдые? Какие звуки всегда мягкие? Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука? Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я? Назовите сочетания букв, в которых Ь не пишется.

Слайд 4

Устная синтаксическая пятимитутка Весело сияет Месяц над селом, Белый снег сверкает Синим огоньком. И. С. Никитин Найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Слайд 5

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Весело си яе т Месяц над селом, Белый снег сверка е т Синим огоньком. И. С. Никитин

Слайд 6

Угадай слово по транскрипции: г о р а т

Слайд 7

Сколько раз в предложении повторяется звук З ? Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Звук З в данном предложении повторяется 3 раза. З ина, про с ьбой, Ли з е.

Слайд 9

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ. По России морозы Распушили деревья И рисуют на стёклах Лебединые перья. (А. Чепуров)

Слайд 10

Проверь себя По России морозы Распушили деревья И рисуют на стёклах Лебединые перья (А. Чепуров) М о р о з ы, д е р е в ья [ й ]

Слайд 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать

Слайд 12

Рисуночное письмо

Слайд 13

Египетские иероглифы

Слайд 14

Кирилл и Мефодий

Слайд 15

Кириллица

Слайд 16

БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА. в б ё е й з л а г д ж и к м н п т х ч о р с у ф ц ш щ ъ ы ь э ю я

Слайд 17

Расположи по алфавиту 1 вариант Печник Вечный Речка Каменщик Барабанщик Мачта 2 вариант Кость Трость Весть Песнь Лошадь Ель

Слайд 18

Проверь себя! 1 вариант Барабанщик Вечный Каменщик Мачта Печник Речка 2 вариант Весть Ель Кость Лошадь Песнь Трость

Слайд 19

Произнесите правильно слова Вечный – скучно Сердечный – пустячный Почта – чтобы Фанера – кашне Тема – теннис Мечта – яичница Что – свитер

Слайд 20

ШАРАДА Слог первый – звук испорченного крана, Для поцелуя нет второго слаще. А целое найдёшь ты в ресторане, Что для крольчат открыт в зелёной чаще. ( кап+уста )

Слайд 21

Порядок фонетического разбора 1. Произнести слово, выделить слоги, определить ударный слог. 2. Охарактеризовать каждый звук: а) гласные ( ударный или безударный) б) согласные ( звонкий или глухой; мягкий или твердый) 3. Указать количество звуков и букв.

Слайд 22

Письменный разбор Ёжик - ё-жик – 2 слога Ё [ й ] - согл ., зв ., мягк .; [ о ] – гласн ., уд.; ж [ ж ] - согл ., зв.,твёрд .; и [ ы ] – гласн ., безуд .; к [ к ] – согл ., глух., твёрд. 4 буквы, 5 звуков

Слайд 24

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь.

Слайд 25

Домашнее задание ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОМУ ДИКТАНТУ

Слайд 26

СПАСИБО ЗА УРОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Словарная работа Запишите слова. Подчеркните в каждом слове только пропущенную букву: … утбол сп … ртсмен до свида … ия баск… тбол парашю … г… мнастика хо… кей м… тч Ф О Н Е Т И К А

Слайд 4

Тема урока Фонетика. Гласные звуки.

Слайд 5

Цели: знать, что изучает фонетика; уметь различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;

Слайд 6

(от греческого слова phone `- звук)

Слайд 8

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук” Теле фон магнито фон мега фон микро фон дикто фон таксо фон фон отека фон ограмма граммо фон

Слайд 9

Видео урок

Слайд 10

Буквы условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме

Слайд 11

ЗВУКИ РЕЧИ наименьшие звуковые единицы, которые мы произносим и слышим

Слайд 12

ЗВУКИ РЕЧИ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Воздух свободно идёт через рот Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовёт, Звук получается гласный. А согласные…согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

Слайд 13

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды

Слайд 14

Игра «Четвертый лишний» - т, к, м, а - н,з,х,о - с,и,м,р - л, й , ы , ф - г, м,э,ж - у, д , х,ч -я, н , з,т -ё, к,ж,с - е,м,щ,й - ю,в,ч,ц . Что изображено в этих двух столбиках? Буквы. Что изменится, если я начну их произносить? Это уже будут звуки. А какая наука изучает звуки речи? Фонетика .

Слайд 15

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ А О И Ы Э У Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака «дыхание свободно в каждой гласной». Гласных звуков 6 А О И Ы Э У Е Ё Ю Я(10) - буквы

Слайд 16

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ А О И Ы Э У Е Ё Ю Я А О И Ы Э У Гласных букв – 10 (Буквы Е,Ё,Ю,Я звуками не являются !) Гласных звуков – 6 ударные безударные

Слайд 17

17 ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПРИМЕРЫ (ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА) Односложные слова – это слова , состоящие из одного слога и имеющие всего одну гласную . Например: взгл я д, л у к, д о чь, с о р

Слайд 18

18 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПРИМЕРЫ (ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА) п а р д а р д о м к о л с у к л у к с ы р т ы л т и р п и р с э р м э р а о у ы и э Проверь:

Слайд 19

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ ударные безударные Какой звук произносится? Какую букву надо писать? Почему? Б.. льшой , т.. жёлый , поб ..лить, зап .. х , уд.. вляться , г… мнастика

Слайд 20

Самостоятельная работа. Диктант если звук А в слове ударный + если звук А в слове безударный -

Слайд 21

Самопроверка 1. – 2. + 3. – 4. – 5. – 6. – 7. + 8. – 9. + 10. – Критерии: «5» - 1 ошибка «4» - 2-3 ошибки «3» - 4-5 ошибок

Слайд 22

«Кому живется лучше?» ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Слайд 23

1. В лс рдлсь лчк , В лс н рсл 2. ИО И ЕО ОАЯ ЕЁАЯ ЫА ( Отгадайте песню

Слайд 24

Игра «Микрофон» Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? На какие две группы делятся звуки речи ? Сколько гласных букв? Сколько гласных звуков? Гласные звуки бывают…

Слайд 25

5 4 3

Слайд 26

Домашнее задание. Параграф 50,51 , упр. 265

Слайд 27

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Слайд 3

Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять. Развивающие : активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности обучающихся . Воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, обогащать словарный запас школьников.

Слайд 5

Лексический диктант 1.Лексика 2.Омонимы 3.Общеупотребительные 4.Заимствованные 5.Диалектные 6.Профессиональные 7.Неологизмы 8.Толковый 9.Значение 10.Антоним 11.Многозначным 12.Переносное 13. Синонимы Критерии оценки : 12 -13 - «5» 9 -11 - «4» 7 – 8 - «3»

Слайд 6

Сравним предложения Бежать быстро должен тот спортсмен, который рассчитывает на победу. Дождь полил такой сильный, что ребята бросились бежать со всех ног .

Слайд 7

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний Словосочетания Фразеологизмы 1.Любое из слов можно заменить другими словами. 1.В их составе нельзя заменять одно слово другим. 2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность . 3.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 3.Не создаются в речи, а используются готовыми , требуют запоминания.

Слайд 8

Фразеологизм – это неделимое сочетание слов, в котором: значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом; слова употребляются в переносном смысле ; подчеркивается как один член предложения .

Слайд 9

Фразеология ( от греч.) фразис – «выражение» логос – «учение» Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению .

Слайд 10

Найти фразеологизмы в тексте. Объяснить их значение. Бывает частенько ,что слово одно, Но очень по – разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Слайд 11

Что мы можем сделать за минутку? • Поморгать. • Потянуться и при этом улыбнуться. • Налево повернуться. • Направо повернуться. • Не забудьте улыбнуться! • Покачаться, повертеться! • Три секунды помолчать. • Взявшись за руки , друг другу только мира пожелать!

Слайд 12

Мы исходили городок Буквально вдоль и… Подскажи словечко поперек. И так устали мы в дороге, Что еле … волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … медвежью услугу. Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, … кто по дрова Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … вянут. Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой … не разольешь.

Слайд 13

ПО значению выделяются тертый калач, стреляный воробей (в зачении «опытный человек») фразеологизмы – синонимы фразеологизмы - антонимы непочатый край (в значении «много»), раз – два и обчелся ( в зачении «мало»)

Слайд 14

Подобрать к иллюстрациям фразеологизмы Море по колено Водить за нос

Слайд 15

Плясать под чужую дудку Мухи не обидит

Слайд 16

Сесть на шею Витать в облаках

Слайд 17

… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г.Белинский

Слайд 18

Домашнее задание (на выбор ) Написать об истории возникновения одного из известных вам фразеологизмов. Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму. Упр.100 стр.48

Слайд 19

Рефлексия Беседа с обучающимися: Что нового, интересного узнали на уроке? Что на уроке особенно понравилось? Какие задание вызвали затруднения?

Слайд 20

Список использованной литературы: 1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт- Петербург: «Тригон», 1998. 2. И.В.Шустина.Кроссворды для школьников.Русский язык.– Ярославль: «Академия развития» ,1997. 3. Учебник русского языка для 6 класса. / авторы:М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба / -Москва: «Просвещение»,2011. 4.Школьный фразеологический словарь русского языка. / В.П.Жуков,А.В.Жуков /- Москва: «Просвещение»,1994.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её… А.А.Потебня

Слайд 2

Текст – от лат. textum «ткань», «связь», «соединение»; это произведение речи, в котором предложения связаны в целое темой и основной мыслью и соединены по смыслу и грамматически Текст – несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически

Слайд 3

описание явлений природы, людей (пейзажные, портретные) рассказ о событиях в их последовательности изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли описание повествование рассуждение

Слайд 4

коммуникативная когнитивная кумулятивная эстетическая

Слайд 5

Коммуникативный – от лат. communikare «делать общим», «связывать», «общаться» Когнитивный – от лат. cognoscere «понимать», «осознавать». Кумулятивный – от лат. cumulation «увеличение», «скопление» Эстетический – от греч. aisthetes «чувствующий»

Слайд 6

Разговорная речь Язык художественной литературы Функциональные стили

Слайд 7

Непринужденное общение, обмен мыслями

Слайд 8

Произведения художественной литературы

Слайд 9

Научные труды, тексты учебников, выступления на научные темы

Слайд 10

Договоры, законы, деловые бумаги

Слайд 11

Газеты, журналы, митинги, собрания, радио, телевидение

Слайд 12

Разговорная речь Язык художественной литературы Функциональные стили Научный Официально-деловой Публицистический


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональные стили речи и их особенности

Слайд 2

Литературный язык Общенародный язык Используется в письменной речи Главный признак литературного языка – нормированность Нормы: Орфоэпические(произношение) Лексические Грамматические(а в них морфологические) Стилистические и т.д.

Слайд 3

- наука о стилях речи и об употреблении языковых средств. Она изучает: целесообразность использования лексических, фразеологических средств в том или ином стиле; употребление морфологической нормы языка; своеобразие строя предложений, употребление тех или иных синтаксических конструкций; изобразительно-выразительные средства языка; стилистические фигуры; особенности некоторых жанров. Стилистика

Слайд 4

Функциональный стиль - это подсистема(разновидность) литературного языка, имеющая определенную сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами. Литературный язык 1. Разговорный стиль («общий», просторечия, диалекты, профессионализмы, жаргоны). 2. Книжные стили: научный официально-деловой публицистический 3. Художественный стиль

Слайд 5

Разговорный стиль Служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Сопровождается жестами, мимикой и интонацией. Часто употребляется в художественных произведениях как средство художественной выразительности. Основная форма – устная. В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль , использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность , которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющих оттенок стилевой сниженности. Письменная форма реализуется в эпистолярном жанре.

Слайд 6

Разновидности разговорного языка В «общем» разговорном языке нет чёткой границы между разговорным и литературным языком. Просторечия -грубоватые, окрашенные иронией слова или выражения. Употребляется, следуя ситуации. Используется в художественных произведениях как средство художественной выразительности Диалект - разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Диалект в переводе с греч. «разговор, говор, наречие» Чаще всего выражаются особым произношением, лексикой и грамматическими особенностями. Диалект является полноценной системой речевого общения (устной или знаковой, но не обязательно письменной) со своими собственными словарём и грамматикой.

Слайд 7

Разновидности разговорного языка Профессионализмы - термины, употребляемые людьми одной профессии(сферы деятельности) Жаргоны – социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонные слова или выражения называют « жаргонизмами ». Арго – особый вид жаргона, шифрованный язык, понятный для определённой группы людей

Слайд 8

Стиль речи Научный Цель речи Сфера применения Речевые жанры Языковые средства: лексические морфологические синтаксические Стилевые черты сообщение научных сведений, научное объяснение фактов наука, официальная обстановка реферат, доклад, статья, монография, лекция, аннотация, диссертация, учебник, инструкция и т.д. термины, однозначность слова, частая повторяемость ключевых слов, отсутствие образных (художественных ) средств; отглагольные существительные, глаголы 3 лица, ед. и мн. числа, краткие причастия прямой порядок слов, преобладание односоставных неопределённо-личных и безличных предложений, деепричастные и причастные оборот, сложные предложения логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность

Слайд 9

Стиль речи Официально-деловой Цель речи сообщение, информирование Сфера применения официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности) Речевые жанры законы, приказы, акты, справки, постановления, объявления, инструкции, резолюции, деловые бумаги Языковые средства: лексические морфологичесие синтаксические официально-деловая лексика, устойчивые, стандартизированные обороты речи; глаголы несов. в.(в уставах, законах, кодексах, ); сов.в. (в более конкретных документах), краткие прил., отглаг. сущ., отымённые предлоги и союзы; осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены) Стилистические черты точность, неличный характер, стандартизированность

Слайд 10

Стиль речи Публицистический Цель речи информирование, воздействие на читателя, слушателя, внушение ему идей, взглядов, побуждение его к определённым поступкам, действиям Сфера применения общественно-политическая литература, периодическая печать, политические выступления и т.д. Речевые жанры статья в журнале, газете, очерк, репортаж, интервью, фельетон, выступление по радио, телевидению, доклад Языковые средства: лексические морфологические синтаксические Стилевые черты общественно-политическая лексика, образные средства, понятия морали, лексики, этики, экономики, культуры глаголы в повелительном наклонении, возвратные глаголы разнообразные виды синтаксических конструкций, вводные слова, причастные и деепричастные обороты

Слайд 11

Стиль речи Художественный Цель речи создание художественных поэтических образов, эмоционально-эстетическое воздействие на читателей и слушателей Сфера применения искусство, словесно-художественное творчество Речевые жанры роман, повесть, рассказ, новелла, трагедия, комедия, драма, стихотворение, басня, поэма и др. Языковые средства: лексические морфологические синтаксические средства художественной выразительности (тропы), историзмы, архаизмы, неологизмы, экзотизмы, поэтическая лексика; используются ресурсы всех языковых стилей; фигуры (особые стилистико-синтаксические конструкции), преобладают сложные предложения, используются ряды однородных членов Стилистические черты образность, эмоциональность, эстетичность

Слайд 12

Задания Прочитайте предложения, определите стиль текста и исправьте допущенные ошибки. "На конкурс "Мисс Россия" семь лет назад в качестве претенденток привалили все, кто считался первой красавицей в классе или во дворе… Когда выяснилось, что жюри не остановило свой выбор на ее дочери, мамаша вывела несчастное свое дитя посредь зала и устроила разборку". Подрастающему поколению в каникулы обеспечен отдых на море, увлекательные экскурсии, занятия английским и общение со сверстниками со всего мира. Первый опыт наркопотребления россиян приходится сегодня на 12—15 лет, это почти на шесть лет меньше по сравнению с 1991 годом. Большое влияние приобретают международные университеты и школы, разбросанные по всему миру и предлагающие один и тот же набор образовательных услуг в любой точке света.

Слайд 13

Задания Выделите "книжную" лексику. Оцените уместность ее употребления в предложениях. Сделайте стилистическую правку . Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. Именно тогда, признается дворник Анна Маркина, я и поняла, что для меня неважно, на каком поприще трудиться. Это можно сравнить с тем, как если бы он, такой человек, оделся бы в неподобающий ему бедный костюм или иную неадекватную одежду. В довершение сказанного на заседании правительства из его уст прозвучало пресловутое мнение о том, что финансирование необходимо продолжить. Вы предлагаете клиенту совсем другую ипостась ситуации. Читатель оставил к статье свинский комментарий.

Слайд 14

Задания Найдите разговорные и просторечные слова. Определите их стилистическую функцию и уместность употребления. Оба они люди с юмором: то, что называется в народе "поржать", — это у них завсегда. Главная редакторша утверждала, что кто-то из очень влиятельных людей обещался ей достать по блату эту вещь. Мы всегда ждем чуда и крепко серчаем, если оно не наступает. Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство. После прикрытия передачи он подался на Высшие режиссерские курсы.

Слайд 15

Вопросы для повторения Что изучает стилистика ? Что такое стиль речи? На какие группы делятся стили речи ? Каким стилем речи вы воспользуетесь, подготавливая доклад, реферат, сообщение ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи

Слайд 2

Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида ; - залога ( только у переходных глаголов ) ; - времени ; - лица ; - числа , а в прошедшем времени и сослагательном наклонении категорию рода

Слайд 3

Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 4

Показатели инфинитива: Суффиксы - ть, - ти, - чь, - сти

Слайд 5

Инфинитив - это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим ( Читать – всегда полезно.), определением (Его желание трудиться мне всегда нравилось.), дополнением (Я посоветовал ему обратиться к учителю), входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться ) и т.д.

Слайд 6

Для инфинитива характерны 1) категория вида: что делать? – несовершенный вид что с делать – с овершенный вида 2) переходность/непереходность (сказать (что?) правду – переходный, сказаться больным – непереходный); 3) возвратность/невозвратность (объясниться – объяснить); 4) залог (читать – действительный , читаться – страдательный )

Слайд 7

Категория наклонения глагола Наклонение глагола – это грамматическая категория, которая выражает отношение действия к реальности. Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Сослагательное ( условное ) наклонение

Слайд 8

Категория времени Изменение глагола по временам свойственно изъявительному наклонению: настоящее время; прошедшее время; будущее время.

Слайд 10

Спряжение глагола Спряжение I II Число Лицо Ед.число Мн.число Ед.число Мн.число 1 лицо 2 лицо 3 лицо -у, -ю -ешь - ет -ем -ете -ут, -ют -у, -ю - ишь - ит -им -ите - ат, -ят

Слайд 11

Спряжение глагола 1. Если окончание глагола ударное , то спряжение определяется по окончанию . 2. Если окончание безударное , то спряжение определяется по инфинитиву .

Слайд 12

Ко II спряжению глагола относятся: - все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить ); - 7 глаголов на –еть ( видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ); - 4 глагола на - ать ( гнать, держать, слышать, дышать) Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Слайд 13

Разноспрягаемые глаголы хотеть бежать чтить и производные от них

Слайд 14

Постоянные признаки глагола: - вид глагола; - возвратность; - переходность; - спряжение

Слайд 15

Непостоянные признаки глагола: - наклонение, - время (если есть), - лицо (если есть), - число, - род (если есть)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание суффиксов -чик (-щик)

Слайд 2

докла д чик пулемё т чик гру з чик забойщик пильщик разно с чик перебе ж чик Когда пишется суффикс -чик

Слайд 3

ЧИК Д Т Ж З С в остальных случаях - ЩИК

Слайд 4

Прочитаем правило! В суффиксе существительных –чик(-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Сма з чик (смазать). Каменщик (не на д-т, з-с, ж) Стекольщик , сигнальщик

Слайд 5

Взаимопроверка Бесстрашный обходчик Бесполезный укладчик Удираю от разведчика Здешний каменщик Блистательный рассказчик Не прикасайтесь к водопроводчику Подрастает объездчик Возлагаю над ежду на грузчика

Слайд 6

Барабанчики яростно колотили в барабаны. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. По колеблющимся мосткам сновали грузщики. Рабочие передавали сменчикам станки. Жестянчики работали на глазах всей улицы. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках. Поиграем в корректора. ч ч ч ч щ щ щ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Части речи в русском языке.

Слайд 2

Части речи Самостоятельные Служебные Междометия Имя существительное Предлог Ах Ай Ба О Ох Эх Увы Прочь Брысь Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Союз Глагол Причастие Деепричастие Частица Наречие Категория состояния

Слайд 3

Имя Существительное о бозначает предмет , отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? Морфологические признаки. 1.Постоянные: Одушевлённое/неодушевлённое. Собственное/нарицательное. Род (мужской, женский, средний, общий) Склонение(1, 2, 3, несклоняемые) 2. Непостоянные: Падеж. Число. Синтаксическая роль: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, приложение.

Слайд 4

Имя прилагательное обозначает признак предмета , отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ? Морфологические признаки. 1.Постоянные: Разряды имен прилагательных. Качественные Сочетаются с наречием очень. Образуется краткая форма. Обозначают сравнительную или превосходную степень. Относительные Обозначают материал, признак по времени, месту, количеству. Не сочетается с наречием очень. Не образуется краткая форма и степень сравнения. Притяжательные Обозначают принадлежность к человеку или живому существу. Отвечают на вопрос Чей? Чья? Чьё? Суффикс – ын (сестрицын ). 2.Непостоянные: Род. Число. Падеж. Синтаксическая роль: определение, сказуемое.

Слайд 5

Имя числительное о бозначает отвлечённое число ( пять, тринадцать ), количество предметов ( пять книг ), их порядок при счёте ( первый ученик ), отвечает на вопросы : СКОЛЬКО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Морфологические признаки. 1.Постоянные: Разряд: Количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые числительные по своему строению (составу), делятся на три группы: Простые (из одного корня) : четыре. Сложные (из двух корней) : пятьдесят. Составные (из нескольких слов) : три десятых. 2.Непостоянные: Род. Число. Падеж. Синтаксическая роль: порядковые-определения, количественные-любой член предложения.

Слайд 6

Местоимение о бозначает лицо ( я, ты, мы, вы, он ), а также указывает на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно ( тот, этот, всякий, столько ), отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? СКОЛЬКО? КАКОЙ? ЧЕЙ? Морфологические признаки. 1.Постоянные: Разряд. Лицо(у личных). 2.Непостоянные: Падеж. Род. Число. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, определение.

Слайд 7

Разряды местоимений. Личные Я, ты, мы, вы, он Возвратное Себя Притяжательные Мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их Указательные Этот, тот, такой, таков, этакий, столько Определительные Сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной Вопросительно-относительные Кто, что, какой, каков, который, столько, чей Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, нисколько, некого, нечего Неопределённые Некто, нечто, некий, кто-то, чей-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-что

Слайд 8

Глагол о бозначает действие предмета или состояние предмета, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Морфологические признаки. 1.Постоянные: Вид (совершенный (что сделать?), несовершенный(что делать?)). Переходность (переходный (сочетается с существительным в винительном падеже без предлога), непереходный ). Возвратность (возвратный(постфикс ся , сь ), невозвратный ). Спряжение. 2.Непостоянные: Время. Наклонение (изъявительное, повелительное, условное(сослагательное)). Лицо. Число. Синтаксическая роль: сказуемое.

Слайд 9

Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию , отвечает на вопрос: какой? Морфологические признаки. 1.Постоянные: Разряд(действительное, страдательное). Время. Вид. Возвратность(у действительных). 2.Непостоянные: Форма полная или краткая (у страдательных). Падеж. Число. Род. Синтаксическая роль: определение.

Слайд 10

Деепричастие о бозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом , отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов: -а(-я); -в; -вши; -ши; -учи(- ючи ). Морфологические признаки. Вид. Возвратность. Неизменяемость. Синтаксическая роль: обстоятельство. Деепричастие в предложении всегда относится к глаголу-сказуемому.

Слайд 11

Наречие о бозначает признак действия, признак предмета или другого признак а , отвечает на вопросы: КАК? ГДЕ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? В КАКОЙ МЕРЕ? КАКИМ ОБРАЗОМ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Морфологические признаки . Неизменяемость. Степень сравнения (если есть). Наречия Слова 1.Указательные Здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда 2.Неопределённые Где-то, кое-как, где-нибудь 3.Вопросительные Где, куда, как, почему 4.Отрицательные Нигде, никуда, негде, никогда Синтаксическая роль: обстоятельство.

Слайд 12

Наречие по значению делятся на группы Значение Вопрос Слова 1.Наречия образа действия Как? Каким образом? Быстро, хорошо, внимательно, вдруг 2. Наречия времени Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? Сегодня, утром, накануне, теперь 3.Наречия места Где? Куда? Откуда? Вдали, наверху, позади, вниз 4.Наречия причины Почему? Сгоряча, сослепу, поневоле 5.Наречия цели Зачем? Нарочно, назло 6.Наречие меры и степени Сколько? В какой степени? В какой мере? Очень, совершенно, слишком, вдвоём

Слайд 13

Категория с остояния о бозначают состояние человека, природы, окружающей среды , отвечают на вопросы: КАК? КАКОВО? Слова категории состояния отличаются от наречий: Может употребляться с глаголом связкой (быть, делаться, становиться). Употребляется в безличных предложениях. Утром сегодня холодно (КС). Днём было жарко (КС). Синтаксическая роль: сказуемое.

Слайд 14

Предлог обозначает зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги . Непроизводные (все остальные) Производные, от самостоятельной части речи(наречия, деепричастия, существительного)(мимо, около напротив, благодаря, по поводу) Предлоги. Простые (состоящие из одного слова):к, на, за, под, под и др. Составные (состоящие из 2-3 слов):несмотря на, по поводу и др. Синтаксическая роль: не является членом предложения .

Слайд 15

Союз служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного или однородные члены в составе простого предложения. Синтаксическая роль: не является членом предложения. Союзы Сочинительные Подчинительные Сочинительные союзы Группа союзов Союзы 1.Соединительные И, да, не только… но и, как…так и 2.Противительные А, но, да, однако же, зато 3.Разделительные Или, или…или, либо, то…то, не то…не то

Слайд 16

Подчинительные союзы Группа союзов Союзы 1.Причинные Потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др. 2.Целевые Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. 3.Временные Когда, лишь, лишь только, пока, едва и др. 4.Условные Если, если бы, раз, ли, как скоро и др. 5.Сравнительные Как, будто, словно, как будто, точно и др. 6.Изъяснительные Что, чтобы, как и др. 7.Уступительные Несмотря на то что, хотя, как ни и др.

Слайд 17

Частица в носит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова. Разряды частиц Формообразующие : б ы, б, пусть, пускай, да, давай, давайте. Отрицательные : н е, ни . Модальные: у ж, ну, же, даже, как, вот так, вряд ли, авось, точно, как раз, это, вон, вот, только, лишь. Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Слайд 18

Междометие в ыражает чувства, эмоции, побуждения к действию, но не называет их. Все междометия можно разделить на три группы: Чувств, эмоций (ах, бог с тобой, боже мой, о, ой, фу) Команды, приказа (фас, кис-кис, марш, на(=возьми)) Речевого этикета (привет, пока, спасибо, здравствуйте) Могут быть: 1.Производными(из других частей речи): здравствуйте, думаешь, батюшки, господи, то-то же, довольно, полно 2.Непроизводными:а, о, э, ах, эх, ох, ого, увы. Синтаксическая роль: не является членом предложения. На письме выделяются запятыми, реже восклицательным знаком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пос … дить, чу … ствительный, пор … жать, (в) т … плице, сер … це, вс … гда.

Слайд 2

Первая пара слов – пос а дить – в т е плице. объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова.

Слайд 3

чу в ствительное сер д це . в них имеется непроизносимая согласная в корне слова.

Слайд 4

пор а жать вс е гда. в словах безударная непроверяемая гласная в корне слова.

Слайд 5

Словосочетание

Слайд 6

Цель урока: Повторить все, что … о словосочетании. Развивать умения отличать словосочетания от ...

Слайд 7

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо. Задание 1 . Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Слайд 8

ПРОВЕРЬТЕ! Мой друг Никогда не говорит Не говорит о товарищах Не говорит насмешливо

Слайд 9

Задание 2. Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже. Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Слайд 10

Задание 3. Чем различаются данные словосочетания? Посетить музей – посещение музея. Лунное сияние – сияние луны.

Слайд 11

Задание 4 (а) Одеть или надеть ? …………… .. на малыша; …………… . в плащ; …………… . фуражку на себя; НАДЕТЬ – что на кого? На что? ОДЕТЬ – кого во что? Открытие :

Слайд 12

Задание 4 (б) Оплатить или заплатить ? ……………… покупку ……………… проезд ……………… .за проезд ……………… за билет оплатить что-то заплатить ЗА что-то Открытие :

Слайд 13

Легенды о ландышах

Слайд 14

I . С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

Слайд 15

II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.

Слайд 16

Домашнее задание 1. Выписать из изучаемого произведения русской литературы 3 словосочетания, которые имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие». 2. Упр. 63 § 12 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 12

столя́р - столяры́

Слайд 16

,, и ,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Местоимение как часть речи

Слайд 2

В ходе этого урока вы познакомитесь с основными признаками местоимения как части речи; узнаете, на какие разряды делятся слова этой части речи. План урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ. Притяжательные местоимения. Выводы.

Слайд 3

Местоимение как часть речи Местоимения Местоимения- существитель-ные Местоимения-прилагатель-ные Местоимения-числительные Местоимения-наречия Я ты кто что никто и др. мой твой наш ваш какой этот и др. сколько столько несколько и др. где когда куда там потому и др. Местоимения употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий.

Слайд 4

Разряды местоимений Личные я, ты Возвратные себя Вопросительные кто? чей? Относительные кто, чей Неопределенные некто, кое-кто Отрицательные никто, ничей Притяжательные мой, твой Указательные тот, этот Определительные весь, самый

Слайд 5

Личные местоимения Единственное число Множественное число 1-е лицо Я МЫ 2-е лицо ТЫ ВЫ 3-е лицо ОН ОНА ОНО ОНИ Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.

Слайд 6

Склонение местоимений Им.п. Я Они Род.п. Меня Их, у них Дат. П. Мне Им, к ним Вин. П. Меня Их, за них Тв.п. Мной Ими, за ними Предл.п. Обо мне О них У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

Слайд 7

кого? На старой фотографии он узнал друга. кого? На старой фотографии он узнал себя. Во втором предложении совершаемое действие направлено на само действующее лицо. Возвратное местоимение СЕБЯ

Слайд 8

Склонение возвратного местоимения Им.п. - Род.п. Себя Дат.п. Себе Вин.п. Себя ТВ.п. Собой (-ою) Предл.п. О себе Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа.

Слайд 9

Распределите местоимения по строкам таблицы Личные Притяжательные Возвратные Ваш, она, вы, моя, они, себя, твой, оно, наша, я, мы, он, свой, ты.

Слайд 10

Личные Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Притяжательные Наша, свой, твой, моя, ваш Возвратные Себя Проверьте себя

Слайд 11

Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные. Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово. Возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо. Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные, они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Выводы

Слайд 12

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения. а) у них, обо мне, я, тебя б) за ними, мой, себя, тот в) вам, твой, вас, когда г) к нам, нами, этот, никто 2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте? а) имя существительное б) имя прилагательное в) глагол г) имя числительное Тест

Слайд 13

3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица? а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа г) местоимения 3 лица не склоняются 4. Укажите неверное утверждение. а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

Слайд 14

5. Продолжите фразу. Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают… а) определением б) дополнением в) обстоятельством г) сказуемым

Слайд 15

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)

Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...

Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

"Загадки нашего языка". Игра по русскому языку (презентация)

Для внеклассных занятий, мероприятий декады русского языка и тому подобного - игра по русскому языку "Загадки нашего языка" для учащихся средней школы. Форма напоминает телепередачу "Своя игра", где в...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

Архаизмы и историзмы в русском языке. Презентация к уроку русского языка в 6 классе.

Презентация разработана для урока русского языка в 6 классе по программе Рыбченковой Л.М. ФГОС. Содержит краткий теоретический материал по теме, иллюстративный ряд и практическое  задание....