Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Цели:
1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
Тип урока, его место в системе уроков:
Урок усвоения новых знаний, 1-й урок в теме.
Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация по теме урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.86 КБ | |
| 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» города Котовска
Открытый урок
Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим»
(5 класс)
Разработала: Минаева О.С., учитель русского языка и литературы,
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Цели:
1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
Тип урока, его место в системе уроков:
Урок усвоения новых знаний, 1-й урок в теме.
Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация по теме урока.
Ход урока
I. Организационный этап.
( Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. )
1 слайд
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Желаю всем хорошего настроения, а вам ребята, активной работы на нашем уроке.
2 слайд
-Откроем тетради, запишем число, классная работа и начнем урок с орфографической разминки.
II. Постановка цели и задач урока.
3 слайд
Орфографическая разминка
Футбол, хоккей, баскетбол, стадион, матч, велосипед, гимнастика, жюри, велогонки, соревнование.
1. Актуализация знаний.
-Какие орфограммы объединяет эти слова? (это словарные слова)
- В какую тематическую группу можно объединить записанные слова?
- Ребята, а вы любите спорт?
-Как вы думаете, зачем надо заниматься спортом?
- Объясните лексическое значение этого слова? -Какие источники информации могут вам в этом помочь? (толковый словарь)
4 слайд
-Примеры толковых словарей представлены на сладе.
-Давайте воспользуемся толковым словарем и узнаем лексическое значение слова. А в этом нам поможет Дима. Он дома заранее подготовил словарную статью со словом СПОРТ.
СПОРТ Мужской род 1. Физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры. "Лыжный с." |
-Давайте, пользуясь словарной статьей, запишем лексическое значение слова, оформляя запись одним предложением.
Спорт ( -) физические упражнения для укрепления организма.
- Какую синтаксическую конструкцию мы записали? (предложение)
-Назовите главный отличительный признак предложения. (наличие грамматической основы)
- Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).
- Выпишем, грамматическую основу. (подлежащее спорт, сказуемое упражнения)
-Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. (именем существительным, в им. п.)
-Прочитайте предложение выразительно.
-В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким?
Информационная справка
-В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой.
Формулировка темы урока
-А теперь пришло время сформулировать тему урока. Посмотрите на запись. Как вы думаете, что будет предметом нашего разговора на уроке? (Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим»)
Целеполагание
-Ребята, перед вами лежат таблички: знаю- хочу узнать.
Знаю | Хочу узнать |
Подлежащее Сказуемое Грамматическая основа Существительное Именит. падеж | какой знак ставится между подлежащим и сказуемым и при каких условиях |
-Сформулируйте и запишите, какие начальные знания у вас имеются, чтобы понять тему. Здесь будут те термины, о которых мы с вами говорили на уроке.
(подлежащее, сказуемое - грамматическая основа, именительный падеж)
- А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате изучения темы? (какой знак ставится между подлежащим и сказуемым и при каких условиях)
III. Первичное усвоение новых знаний.
- Запишем предложение, которое представлено на слайде. Пользуясь графической записью, попробуем составить алгоритм наших действий.
- Ребята, есть начало предложений, ваша задача их продолжить.
Составление алгоритма деятельности (методика незаконченных предложений)
Алгоритм
| Составление алгоритма 1. Запиши предложение. 2. Найди грамматическую основу. 3. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого. 4. Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. |
-Сверимся с учебником
Работа с учебником
-Ребята, откройте учебник на стр. 79. Прочитайте правило.
-упр. 172 (работа с учебником по образцу)
Работа с микротекстом: записать текста слайда, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания
Нет на з_мле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хру_кий и др…гоценный дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!
IV. Закрепление материала.
Задание: Ребята, на столах лежат карточки с предложениями. В отдельной колонке напротив предложений поставьте (есть тире - ставим плюс, нет тире - минус)
1.Мой брат…шахматист. | |
2. Ребята …весело играют в футбол. | |
3.Папа …болельщик ЦСКА. | |
4.Мой брат …смотрит матч. | |
5.Моя сестра…тренер по плаванию. | |
Взаимопроверка. Дана инструкция по выставлению оценок
V. Рефлексия.
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:
VI. Выставление и комментирование отметок
Ребята, мне хочется вам сказать большое спасибо за урок. Вы все МОЛОДЦЫ! Хорошо работали. Каждый из вас получит оценку за урок. Я еще раз просмотрю ваши предложения на карточках и выставлю отметки в дневник.ру
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
В учебнике стр.79 выучим правило
Упражнение 172.
Полностью выполненное упражнение на оценку «4»,
на оценку «5» допишите два подобных предложения.
Приложение ФИ_______________________________
1)Таблица: знаю- хочу узнать.
Знаю | Хочу узнать |
2)Составление алгоритма
Алгоритм
_______________________________________________________________
|
3)Работа с микротекстом: вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания
Нет на з_мле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хру_кий и драгоценный дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!
4) Карточки с предложениями. В отдельной колонке напротив предложений поставьте следующие знаки (есть тире – ставим «+», нет тире - « - »)
1.Мой брат…шахматист. | |
2. Ребята …весело играют в футбол. | |
3.Папа …болельщик ЦСКА. | |
4.Мой брат …смотрит матч. | |
5.Моя сестра…тренер по плаванию. |
Оценка:_____________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девятнадцатое октября Классная работа
Орфографическая разминка Фу_бол , хок_ей , баске_бол , ст_дион , ма_ч , вел_сипед , г_мнастика , ж_ри , вел_гонки , сор_внование . Вопрос: В какую тематическую группу можно объединить записанные слова?
Толковые словари
СПОРТ Мужской род 1.Физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры. "Лыжный с."
Спорт – физические упражнения для укрепления организма. Спорт упражнения Сущ. И. п. Сущ. И. п.
Информационная справка В 17 веке русский языковед А.А. Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой. Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)
Формулировка темы урока Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Работа с таблицей ЗНАЮ Подлежащее Сказуемое Граммати-ческая основа Сушествительное Имен. падеж ХОЧУ УЗНАТЬ Какой знак ставится между подлежащим и сказуемым? Какие условия постановки знака?
Спорт – физические упражнения для укрепления организма . Составление алгоритма Запиши предложение. Найди____________ Определи_________ Поставь___________ Алгоритм Запиши предложение. Найди грамматическую основу. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого. Поставь тире, если подл. и сказ. в ыражено именем сущ. в И.п .
Байкал - самое глубокое озеро в мире. Байкал озеро
Списать текст. Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Нет на з_мле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п_хучее чудо. Цветы это хру_кий и драгоценный дар пр_роды . Цветы источник вд_хновения и замечательного настр_ения !
Задание: В отдельной колонке напротив предложений поставьте « » или « ». ( есть тире - ставим плюс, нет тире - минус) Мой брат… шахматист. Ребята …весело играют в футбол . Папа … болельщик ЦСКА . Мой брат …смотрит матч . Моя сестра … тренер по плаванию .
Взаимопроверка 1.Мой брат – шахматист. 2. Ребята весело играют в футбол. 3.Папа – болельщик ЦСКА . 4.Мой брат смотрит матч. 5.Моя сестра – тренер по плаванию. Оценочный лист « 5 »-все верно; « 4 »-1 ошибка; « 3 »-2 ошибки: « 2 »-неверно .
Сегодня на уроке мы Писали….. Учили…. Разбирали… Выполняли…
Домашнее задание: Стр. 79 (в учебнике), выучить правило. Упр. 173 «4» – полностью выполненное упражнение; «5» – дописать два подобных предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
Урок в 11 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" (презентация)
В презентации содержится разнообразный дидактический материал к уроку по теме "Знаки препинания между подлежащим и сказуемым"...

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе
Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
План урока:№ЭтапЦель и содержание этапаВремя1.Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.1 мин.2.Актуализация опорных знанийРабота с целью актуализации опорных знани...
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....






