конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды имён числительных по строению: простые, сложные и составные».
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Лебедева Марина Сергеевна

Место урока: Третий  урок по теме «Имя числительное».                      

Тип урока: урок открытия новых знаний..

Цель урока: сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема:

Выполнила учитель МБОУ «СОШ Ст. Старица»

2025 г

Цель: сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных.

Задачи: 1.  Обучающие:  

  1. углублять и расширять представление об имени числительном;
  2. формировать умение определять простые, сложные и составные числительные, правильно писать и произносить их;

 2. Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы, самостоятельно оценивать результат своих действий; развитие  критического мышления.

3. Воспитательные: 

1) содействие воспитанию трудолюбия, высокой  работоспособности через использование информационных технологий;

2)  привить учащимся уважение и интерес к русскому языку.

 4. Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно образовывать, записывать и употреблять в речи простые, сложные и составные числительные .

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные: (УУД):

Регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества усвоения материала.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: владение приёмами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Карточки для индивидуальной работы и для работы в парах.

Ход урока.

                     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- Ребята, на сегодняшнем уроке у нас присутствуют гости. Мы покажем им, как умеем добывать новые знания. Улыбнитесь друг другу, и пожелаете успеха.

Произнесите волшебную фразу: «Я хочу много знать».. и теперь в путь, друзья.

Настраиваются на работу

(СЛАЙД     )

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

IΙ.Актуализация знаний.

Цель: 1) воспроизвести и скорректировать знания  о числительном, их признаках и роли в предложении; умение разбирать слова по составу;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

  1. Работа с пословицей – девизом урока

Прочтите пословицу, она станет девизом нашего урока.

Объясните, как вы понимаете её смысл.

-  Что нужно делать, если хочешь получить прочные знания?

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и получить новые знания.

 - Наша пословица содержит в себе части речи, которые мы изучаем уже несколько уроков. Какие это части речи?

- Назовите числительные в пословице, поставьте к ним вопросы.

 - К какому разряду по значению вы их отнесёте?

2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Тест)

Чтобы получить новый опыт, нужно опираться на полученные знания.

 - На ваших партах карточки с тестом. За две минуты вам нужно ответить на тестовые вопросы, затем мы их проверим и оценим.

ТЕСТ «Да или нет»

  1. Числительное обозначает количество предметов и их порядок при счёте.

  1. Имя числительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО?

  1. В предложении числительные могут быть только главными членами.

  1. Числительные всегда можно заменить цифрами.

  1. Это числительные: утроить, пятёрочка.

САМООЦЕНКА

 2. Работа в парах

 На доске карточки с числительными.

(Пять, сто, пятьдесят, пятьсот, пятьсот пятьдесят пять, пятьдесят пять, пятнадцать.

 - Что общего в этих словах?

 - Спишите числительные. Разберите их по составу, произведите морфемный разбор.

- Какое слово вызвало затруднение?

 - Когда -то слово пятнадцать состояло из трёх слов пять на дцать. Дцать, так называли десяток. Со временем нормы языка поменялись и ДЦАТЬ и НАДЦАТЬ стали суффиксами.

САМООЦЕНКА

 - Распределите эти слова по группам в зависимости от количества корней и слов.

 - Сколько групп получилось?

 - Какие слова входят в каждую группу?

САМООЦЕНКА

(СЛАЙД     )

  Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений.

 Учиться непросто, тяжело, но тот, кто старается, достигнет в жизни многого.

С повторения необходимых знаний

 

- Это имя числительное.

 Один, семи.

Количественные

 Работа с тестом.

Проверка по эталону (СЛАЙД     )

 - Это всё имена числительные

Работают в парах. Один ученик у доски.

15.

Три

  1. Пять, сто, пятнадцать.
  2. Пятьдесят, пятьсот.
  3. Пятьсот пятьдесят пять, пятьдесят пять.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

определять тему и цель урока с помощью учителя, 

формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели

 - Итак, мы видим, что в зависимости от количества корней и слов  получились три группы имён числительных.

- Попробуем разобраться, как они называются ?

 - Мы уже встречались со словами, состоящими из двух корней, как они назывались?

 - Слова, состоящие из одного корня – это….

 - Числительные, состоящие из нескольких слов – это..

(при необходимости, помогаю)

 - Наверное, вы уже догадались, какая будет тема нашего урока.

- Чему мы хотим научиться на этом уроке?

Сложные

Простые слова

 Составные числительные

 Разряды имён числительных по строению: простые, сложные и составные. (СЛАЙД     )

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

определять тему и цель урока с помощью учителя, 

формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

IV. Открытие новых знаний.  

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

1.Работа с правилом.

Где мы можем проверить свои выводы?

Учебник, с. 52 – 53., знакомство с правилом.

- Прочитайте про себя, вслух.

 - Верные ли выводы мы сделали?

 - Что нового узнали из правила?

  - Итак, как нам понять, к какой группе относится числительное ?

Сравнение вывода с авторским.

Мы разберём его по составу: если один корень – простое, если два – сложное. Если состоит из нескольких слов - составное

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

  1. Работа в парах со взаимопроверкой

Цель: зафиксировать во внешней речи умение применять правила определения разряда числительных.

  1. Самостоятельная работа

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять правило

определения разряда числительных и правописания в них Ь.

  • Для чего мы вывели этот алгоритм?  

- Сейчас мы потренируемся применять его на практике.

Работа на карточках в парах.

- Прочитайте текст.

 - Все ли слова понятны?

 - Определите стиль текста.

 - Тема текста?

Старицкий муниципа́льный о́круг расположен в южной части Тверской области к юго-западу от областного центра. Площадь округа — три тысячи пять  квадратных километров.

Включает        девять муниципальных образований, в том числе и Се́льское поселе́ние «станция Старица», где мы с вами проживаем.

В Старицком районе четыреста семнадцать населённых пунктов.

Район образован в тысяча девятьсот двадцать девятом году.

Пятого  мая две тысячи двадцать второго года Старицкий район был преобразован в муниципальный округ (МО). Через округ в  пятнадцати километрах западнее г. Старицы проходит железная дорога «Санкт-Петербург — Ржев».

 

-  Подчеркните  числительные, выделите в них корень и укажите их разряд по строению. Слова сокращайте.( П., сл, с.)

Выполните по заданию

ПРОВЕРКА по цепочке по 1 предложению.

 - Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кто из вас ошибся?

 - В каком случае?

 - Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод.

САМООЦЕНКА

  1. Работа с учебником, с. 54, № 506.

(по одному человеку к доске)

  1. Сделайте по заданию.
  2. Выделите корень в им.числительных.
  3. Определите разряд по строению.

Проверка

 - Ребята, обращаем внимание на орфограммы в числительных.

2. Составление памятки

Сейчас, пользуясь материалом упражнения, составим Памятку о правописании Ь в числительных

При написании простых, а особенно сложных и составных числительных важно помнить о мягком знаке (слайд)

Ь пишется:

 На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30;

В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.

Ь не пишется: в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.

3.Включение новой информации в систему знаний

Применяя правило о правописании Ь в числительных, запишите цифры словами:

51, 19, 777, 15, 932, 20, 60, 89.

САМООЦЕНКА: проверка по эталону. (Слайд     )

Чтобы грамотно писать числительные

Научиться применять новые знания.

Научный .

Старицкий МО.

Взаимопроверка.

Нужно ещё потренироваться.

Выполните по заданию

Проговаривают, где ошибка.

Повторяют правило.

(СЛАЙД     )

Делают выводы и вкладывают памятки в справочники.

(СЛАЙД     )

Регулятивные УУД

Принимать и удерживать учебную задачу.

Контролировать свои действия и действия другого;

Осуществлять контроль в применении способа действия

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VΙ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать  содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

- Итак, вспомним тему нашего урока и задачи, которые мы перед собой ставили. Слайд что в начале урока.

 - Удалось ли нам выполнить то, что хотели в начале урока?

Тогда обобщим наш опыт. На слайде вы видите предложения. Дополните их:

 Имена числительные, имеющие один корень, называются _______.

Имена числительные, имеющие два корня, называются ___________.

Имена числительные, состоящие из двух или нескольких слов, называются _

Кто смог «открыть» новое знание ?

 

Кто встретил трудности? Почему?

Оцените свою работу на уроке?

Теперь вернёмся к девизу урока. Прочитаем его хором.

Пришлось ли нам сегодня на уроке потрудиться?

 - Просто и легко ли нам было?

 - Кто себя считает опытным в определении разрядов числительных по составу?

 - Кто считает, что всё получилось, всё понятно и умеет применять правила на пять, тот подойдёт к доске и возьмёт из конверта «пятёрку», кто в основном всё понял, но остались вопросы, возьмёт «четвёрку»; кому много что непонятно, возьмите «три».

 - А теперь сядьте за парты и поднимите вверх свои отметки.

 Молодцы, я вижу, что все поработали добросовестно.

Завтра мы продолжим эту тему, а пока запишем домашнее задание.

(СЛАЙД     )

Дети проговаривают задачи урока.

(СЛАЙД     )

Самооценка.

  Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

 Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные  УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

V. Домашнее задание.

Цели:

1) закрепить полученные знания,

2) предоставить возможность выбора задания посильного уровня индивидуально для каждого учащегося.

 - Что будем делать дома для закрепления знаний?

1) Кто поставил себе «пять», тот получает задание на карточке; 

Заполни пропуски именами числительными. Укажи их разряд по строению.

Моя любимая шоколадка стоит  -------------------------------------------- рублей.

Попросил(а) маму, чтобы она купила мне  -------------------------------  штук(и).

Мама ответила, что купила  -------------------------------    пачек макарон по              

рублей и _____________пачки сосисок по ____________рублей. И в кошельке у неё осталось всего  ------------------- ----------- рублей.  Вот придём домой, поедим, уроки сделаю, и можно будет сходить за шоколадкой! Спасибо, мамочка! Целую тебя _____________раз!

2) Кто четыре, тот сделает №507, с. 54.

3) Повторить правила написания числительных по схеме в справочнике.

- Все вы молодцы, спасибо за урок!

Урок окончен!

- Повторим умение определять простые, сложные и составные числительные, правильно писать и произносить их.

Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе по теме «Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные» Выполнила учитель русского языка и литературы Лебедева Марина Сергеевна МБОУ «СОШ ст. Старица» 2025 г.

Слайд 2

Настроимся на урок Я хочу много знать!

Слайд 3

Девиз урока Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений

Слайд 4

Сверимся с эталоном ТЕСТ «Да или нет» Имя числительное обозначает количество предметов и их порядок при счёте. Да 2. Имя числительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Нет 3. В предложении числительные могут быть только главными членами. Нет 4. Числительные всегда можно заменить цифрами. Да 5. Это числительные: утроить, пятёрочка. Нет

Слайд 5

Тема урока « Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные»

Слайд 6

Сверимся с эталоном Ь пишется: На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 ; В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900. Ь не пишется: в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.

Слайд 7

Запишите словами 51,19, 777,15, 932, 20,60, 89

Слайд 8

Сверимся с эталоном Пят ь десят один, девя тн адцать, сем ь сот сем ь десят сем ь , пя тн адцать, девят ь сот тридцат ь два, двадцат ь , шест ь десят, восем ь десят девят ь .

Слайд 9

Тема урока « Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные»

Слайд 10

Обобщим наши знания Имена числительные, имеющие один корень, называются … Имена числительные, имеющие два корня, называются … Имена числительные, состоящие из двух или нескольких слов, называются ….. На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 Ь….. В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 Ь……. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь……..

Слайд 11

Девиз урока Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений

Слайд 12

Домашнее задание Задание на карточке. С. 54, № 507. Повторить правила написания числительных по схеме в справочнике.

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока русского языка 7 класс по теме "Разряды союзов по значению"

Цель урока: знакомство с разрядами союзов, формирование умений  различать союзы и применять в речи.Задачи:- расширить знания  о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о фу...