конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды имён числительных по строению: простые, сложные и составные».
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Место урока: Третий урок по теме «Имя числительное».
Тип урока: урок открытия новых знаний..
Цель урока: сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101 КБ | |
| 1014.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема:
Выполнила учитель МБОУ «СОШ Ст. Старица»
2025 г
Цель: сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных.
Задачи: 1. Обучающие:
- углублять и расширять представление об имени числительном;
- формировать умение определять простые, сложные и составные числительные, правильно писать и произносить их;
2. Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы, самостоятельно оценивать результат своих действий; развитие критического мышления.
3. Воспитательные:
1) содействие воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности через использование информационных технологий;
2) привить учащимся уважение и интерес к русскому языку.
4. Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Планируемые результаты:
Предметные: умение правильно образовывать, записывать и употреблять в речи простые, сложные и составные числительные .
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные: (УУД):
Регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества усвоения материала.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: владение приёмами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:
- Презентация
- Карточки для индивидуальной работы и для работы в парах.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | ||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | - Ребята, на сегодняшнем уроке у нас присутствуют гости. Мы покажем им, как умеем добывать новые знания. Улыбнитесь друг другу, и пожелаете успеха. Произнесите волшебную фразу: «Я хочу много знать».. и теперь в путь, друзья. | Настраиваются на работу (СЛАЙД ) | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. | ||||||||||||
IΙ.Актуализация знаний. Цель: 1) воспроизвести и скорректировать знания о числительном, их признаках и роли в предложении; умение разбирать слова по составу; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. |
Прочтите пословицу, она станет девизом нашего урока. Объясните, как вы понимаете её смысл. - Что нужно делать, если хочешь получить прочные знания? - Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и получить новые знания. - Наша пословица содержит в себе части речи, которые мы изучаем уже несколько уроков. Какие это части речи? - Назовите числительные в пословице, поставьте к ним вопросы. - К какому разряду по значению вы их отнесёте? 2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Тест) Чтобы получить новый опыт, нужно опираться на полученные знания. - На ваших партах карточки с тестом. За две минуты вам нужно ответить на тестовые вопросы, затем мы их проверим и оценим.
САМООЦЕНКА 2. Работа в парах На доске карточки с числительными. (Пять, сто, пятьдесят, пятьсот, пятьсот пятьдесят пять, пятьдесят пять, пятнадцать. - Что общего в этих словах? - Спишите числительные. Разберите их по составу, произведите морфемный разбор. - Какое слово вызвало затруднение? - Когда -то слово пятнадцать состояло из трёх слов пять на дцать. Дцать, так называли десяток. Со временем нормы языка поменялись и ДЦАТЬ и НАДЦАТЬ стали суффиксами. САМООЦЕНКА - Распределите эти слова по группам в зависимости от количества корней и слов. - Сколько групп получилось? - Какие слова входят в каждую группу? САМООЦЕНКА | (СЛАЙД ) Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений. Учиться непросто, тяжело, но тот, кто старается, достигнет в жизни многого. С повторения необходимых знаний
- Это имя числительное. Один, семи. Количественные Работа с тестом. Проверка по эталону (СЛАЙД ) - Это всё имена числительные Работают в парах. Один ученик у доски. 15. Три
| Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: определять тему и цель урока с помощью учителя, формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||||||||
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели | - Итак, мы видим, что в зависимости от количества корней и слов получились три группы имён числительных. - Попробуем разобраться, как они называются ? - Мы уже встречались со словами, состоящими из двух корней, как они назывались? - Слова, состоящие из одного корня – это…. - Числительные, состоящие из нескольких слов – это.. (при необходимости, помогаю) - Наверное, вы уже догадались, какая будет тема нашего урока. - Чему мы хотим научиться на этом уроке? | Сложные Простые слова Составные числительные Разряды имён числительных по строению: простые, сложные и составные. (СЛАЙД ) | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: определять тему и цель урока с помощью учителя, формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||||||||
IV. Открытие новых знаний. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания. | 1.Работа с правилом. Где мы можем проверить свои выводы? Учебник, с. 52 – 53., знакомство с правилом. - Прочитайте про себя, вслух. - Верные ли выводы мы сделали? - Что нового узнали из правила? - Итак, как нам понять, к какой группе относится числительное ? | Сравнение вывода с авторским. Мы разберём его по составу: если один корень – простое, если два – сложное. Если состоит из нескольких слов - составное | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||||||||
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: зафиксировать во внешней речи умение применять правила определения разряда числительных.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить умение применять правило определения разряда числительных и правописания в них Ь. |
- Сейчас мы потренируемся применять его на практике. Работа на карточках в парах. - Прочитайте текст. - Все ли слова понятны? - Определите стиль текста. - Тема текста? Старицкий муниципа́льный о́круг расположен в южной части Тверской области к юго-западу от областного центра. Площадь округа — три тысячи пять квадратных километров. Включает девять муниципальных образований, в том числе и Се́льское поселе́ние «станция Старица», где мы с вами проживаем. В Старицком районе четыреста семнадцать населённых пунктов. Район образован в тысяча девятьсот двадцать девятом году. Пятого мая две тысячи двадцать второго года Старицкий район был преобразован в муниципальный округ (МО). Через округ в пятнадцати километрах западнее г. Старицы проходит железная дорога «Санкт-Петербург — Ржев». - Подчеркните числительные, выделите в них корень и укажите их разряд по строению. Слова сокращайте.( П., сл, с.) Выполните по заданию ПРОВЕРКА по цепочке по 1 предложению. - Кто не сделал ни одной ошибки? - Кто из вас ошибся? - В каком случае? - Исправьте ошибку. - Сделайте вывод. САМООЦЕНКА
(по одному человеку к доске)
Проверка - Ребята, обращаем внимание на орфограммы в числительных. 2. Составление памятки Сейчас, пользуясь материалом упражнения, составим Памятку о правописании Ь в числительных При написании простых, а особенно сложных и составных числительных важно помнить о мягком знаке (слайд) Ь пишется: На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30; В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900. Ь не пишется: в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать. 3.Включение новой информации в систему знаний Применяя правило о правописании Ь в числительных, запишите цифры словами: 51, 19, 777, 15, 932, 20, 60, 89. САМООЦЕНКА: проверка по эталону. (Слайд ) | Чтобы грамотно писать числительные Научиться применять новые знания. Научный . Старицкий МО. Взаимопроверка. Нужно ещё потренироваться. Выполните по заданию Проговаривают, где ошибка. Повторяют правило. (СЛАЙД ) Делают выводы и вкладывают памятки в справочники. (СЛАЙД ) | Регулятивные УУД Принимать и удерживать учебную задачу. Контролировать свои действия и действия другого; Осуществлять контроль в применении способа действия Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: формировались умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||||||||
VΙ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 3) наметить направления будущей учебной деятельности; | - Итак, вспомним тему нашего урока и задачи, которые мы перед собой ставили. Слайд что в начале урока. - Удалось ли нам выполнить то, что хотели в начале урока? Тогда обобщим наш опыт. На слайде вы видите предложения. Дополните их: Имена числительные, имеющие один корень, называются _______. Имена числительные, имеющие два корня, называются ___________. Имена числительные, состоящие из двух или нескольких слов, называются _ Кто смог «открыть» новое знание ?
Кто встретил трудности? Почему? Оцените свою работу на уроке? Теперь вернёмся к девизу урока. Прочитаем его хором. Пришлось ли нам сегодня на уроке потрудиться? - Просто и легко ли нам было? - Кто себя считает опытным в определении разрядов числительных по составу? - Кто считает, что всё получилось, всё понятно и умеет применять правила на пять, тот подойдёт к доске и возьмёт из конверта «пятёрку», кто в основном всё понял, но остались вопросы, возьмёт «четвёрку»; кому много что непонятно, возьмите «три». - А теперь сядьте за парты и поднимите вверх свои отметки. Молодцы, я вижу, что все поработали добросовестно. Завтра мы продолжим эту тему, а пока запишем домашнее задание. | (СЛАЙД ) Дети проговаривают задачи урока. (СЛАЙД ) Самооценка. Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений. | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||||||||||
V. Домашнее задание. Цели: 1) закрепить полученные знания, 2) предоставить возможность выбора задания посильного уровня индивидуально для каждого учащегося. | - Что будем делать дома для закрепления знаний? 1) Кто поставил себе «пять», тот получает задание на карточке; Заполни пропуски именами числительными. Укажи их разряд по строению. Моя любимая шоколадка стоит -------------------------------------------- рублей. Попросил(а) маму, чтобы она купила мне ------------------------------- штук(и). Мама ответила, что купила ------------------------------- пачек макарон по рублей и _____________пачки сосисок по ____________рублей. И в кошельке у неё осталось всего ------------------- ----------- рублей. Вот придём домой, поедим, уроки сделаю, и можно будет сходить за шоколадкой! Спасибо, мамочка! Целую тебя _____________раз! 2) Кто четыре, тот сделает №507, с. 54. 3) Повторить правила написания числительных по схеме в справочнике. - Все вы молодцы, спасибо за урок! Урок окончен! | - Повторим умение определять простые, сложные и составные числительные, правильно писать и произносить их. | Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Настроимся на урок Я хочу много знать!
Девиз урока Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений
Сверимся с эталоном ТЕСТ «Да или нет» Имя числительное обозначает количество предметов и их порядок при счёте. Да 2. Имя числительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Нет 3. В предложении числительные могут быть только главными членами. Нет 4. Числительные всегда можно заменить цифрами. Да 5. Это числительные: утроить, пятёрочка. Нет
Тема урока « Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные»
Сверимся с эталоном Ь пишется: На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 ; В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900. Ь не пишется: в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
Запишите словами 51,19, 777,15, 932, 20,60, 89
Сверимся с эталоном Пят ь десят один, девя тн адцать, сем ь сот сем ь десят сем ь , пя тн адцать, девят ь сот тридцат ь два, двадцат ь , шест ь десят, восем ь десят девят ь .
Тема урока « Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные»
Обобщим наши знания Имена числительные, имеющие один корень, называются … Имена числительные, имеющие два корня, называются … Имена числительные, состоящие из двух или нескольких слов, называются ….. На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 Ь….. В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 Ь……. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь……..
Девиз урока Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений
Домашнее задание Задание на карточке. С. 54, № 507. Повторить правила написания числительных по схеме в справочнике.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...

Конспект урока русского языка 7 класс по теме "Разряды союзов по значению"
Цель урока: знакомство с разрядами союзов, формирование умений различать союзы и применять в речи.Задачи:- расширить знания о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о фу...
