Урок развития речи в 5 классе. Описание предмета.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок посвящён подготовке к написанию сочинения-описания предмета на примере матрёшки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Описание предмета (матрёшки).
Тип урока: Урок освоения нового материала.
Цель урока: составить план написания сочинения-описания предмета и научиться его применять.
Задачи урока:
образовательные: повторить изученное о таком типе речи, как описание;
развивающие: анализировать, сравнивать и проводить аналогии на основе полученных результатов, излагать своё мнение, аргументируя,
подтверждая фактами; формировать правильную речь; развивать логику, память, мышление, внимание;
воспитательные: Воспитывать любовь к национальной русской культуре, формировать познавательные потребности, самостоятельность, уверенность в своих силах, высокую требовательность к результатам своей работы.
Планируемые результаты:
предметные: получить знания по теме "Описание предмета (матрёшки)"; научиться создавать текст по типу речи описание в художественном стиле;
метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально, в группе, находить общие решения;
личностные: иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: матрёшка.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
- На уроках развития речи мы изучаем типы речи. Знаем, что типы речи различаются в зависимости от содержания текста. Вспомните типы речи и вопросы, на которые они отвечают.
- На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о тексте описании: будем описывать предмет.
2. Целеполагание.
- Скажите, а есть ли у вас навыки подобной работы?
- Что нам нужно для того, чтобы успешно написать сочинение-описание?
- Следовательно, мы ставим перед собой цель: составить план написания сочинения-описания и научиться его применять.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Какой предмет будем описывать, узнаете, отгадав загадку.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)
- А что такое матрёшка? (В результате ответов на вопрос на доске появляется запись).
матрёшка
игрушка
кукла
Выступление ученицы в русском костюме
Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь вплеснул в ее глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
- Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере – творце!
С. Жульков «Русская матрёшка»
4. Рассказ учителя.
- Нашу матрёшку знают и любят во всём мире, и многие думают, что ей уже сотни лет. Ничего подобного! Русская матрёшка – кукла довольно молодая. Она появилась на свет чуть больше ста лет назад. Александра Мамонтова, хозяйка подмосковного имения Абрамцево, в 1890 году привезла из Японии игрушку, у которой внутри удлинённой головы помещались ещё две куклы. Мамонтовой очень захотелось иметь такую же, только в виде крестьянской девушки. Образец новой игрушки выточил на токарном станке мастер Василий Звёздочкин, а ученик известного художника Поленова, Сергей Милютин, расписал её. Увидев новую деревянную куклу, кто-то из друзей Мамонтовых воскликнул: « Хороша! Типичная Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
5. Составление плана сочинения. Подбор материала. (План и материалы к сочинению отображаются на доске в ходе беседы.)
- При описании предмета вступительная часть содержит его общую характеристику, впечатление от него или историю появления.
- О чем узнали из моего рассказа?
План.
I. Как появилась матрёшка в России? | Александра Мамонтова привезла мастер Звёздочкин выточил образец ученик художника Поленова расписал типичная Матрёна |
-Основная часть рассказывает об отдельных признаках, деталях предмета. Давайте рассмотрим матрёшку внимательно (демонстрация куклы)
- Прочитаем, как описывает игрушку К.Г. Паустовский. (Работа по учебнику Русская речь Е.И. Никитиной. Упр. 127.)
-Какие детали матрёшки описывает Паустовский в тексте?
II. Описание куклы. 1.Что представляет собой игрушка? 2.Описание одежды. 3.Описание лица III. Теперь матрёшка является сувениром. | кукла с секретом похожие по форме фигурки разные по размеру вкладывающиеся друг в друга наградил русской красотой создал истинную русскую красу |
- Какова основная мысль описания? (Хороша матрёшка!)
Основная мысль скрепляет все части текста.
В каком стиле будем писать сочинение? Каковы особенности художественного стиля?
6. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
-Перед началом работы повторите памятку «Как работать над черновиком сочинения» (стр. 181).
III. Домашнее задание.
Дописать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".
Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".
Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект логопедического занятия по развитию речи «Сравнение и описание предметов»
Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки. Подбирать синонимы к прилагательным....
