Технологическая карта урока "Сочинительные и подчинительные союзы"
план-конспект урока по русскому языку

Данная разработка урока будет полезна учителям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherstenikina_a.v._urok_irkutsk_1.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Сочинительные и подчинительные союзы

Класс

Дата проведения

#1075;.

Учитель

Шерстеникина Алина Вадимовна

Образовательная цель

Формирование языковой культуры личности, развитие понятийного, теоретического мышления семиклассников на основе осмысления отличительных особенностей, функции сочинительных и подчинительных союзов в предложении.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявление интереса к познанию русского языка,
  • ценностное отношение к русскому языку,
  • готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое,
  • овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов,
  • классифицировать языковые единицы по существенному признаку,
  • выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи,
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач,
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах,
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций,
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями),
  • на основе анализа своего знания и незнания формулировать цель и учебные задачи урока,
  • планировать предстоящую деятельность,
  • проводить рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные:

  • характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения,
  • расставлять знаки препинания в предложениях с союзами.

Основные понятия

Союз, сочинение, подчинение, сочинительные и подчинительные союзы, предложение, текст

Пунктограммы

Знаки разделения в сложных предложениях и предложениях с однородными членами, знаки выделения при причастном и деепричастном оборотах

Тип урока

урок изучения нового материала

Оснащение урока

Учебник: Русский язык. 7 класс [М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.], М.: Просвещение, 2015 г.

Мультимедийное средство, доступ к Интернет (РЭШ, уроки 50,51)

Раздаточный материал (текст из открытого банка заданий по ФГ ФИПИ

8B393E&proj_guid=B37230251B44AD1E4D5A616C96945D280)

Домашнее задание

§60, упр. 362/

или выписать из «Легенды о Данко» (от слов «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех...» до слов «А лес все пел свою мрачную песню...»,5 СП с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматич. основы, союзы заключить в овал, над ними подписать п. (подчинительный) или с. (сочинительный)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1. Организационный этап(3 мин.)

Построение, приветствие.

Психологический настрой на урок.

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Подарите друг другу улыбку.

- Запишите число, классная работа

строятся приветствуют учителя, улыбаются

записывают в тетрадях

2. Постановка учебной задачи (10 мин.)

Практическая работа. Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

«Русский язык так сросся с жизнью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося»

Ф.И.Буслаев

Вводная беседа:

  • Известно ли вам что-нибудь об этом человеке? Ответ подготовленного уч-ся о Ф.И.Буслаеве (упр. 361) - Что хотел сказать нам Ф.И.Буслаев?
  • Согласны ли вы с мнением автора, почему?
  • Почему эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Практическая работа. Задание: Письменно ответьте на вопрос: верно ли высказывание (осознание своего знания и незнания)

  1. Союзы делятся на простые и составные, сочинительные и подчинительные.
  2. И сочинительные, и подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложного.
  3. И сочинительные, и подчинительные союзы служат для связи однородных членов предложения.
  4. Перед сочинительными союзами всегда ставится знак препинания.
  5. Перед подчинительными союзами всегда ставится знак препинания.

Самопроверка( по слайду)Самооценка (максимально 5 баллов) Аналитическая беседа

С какими заданиями справились легко? Почему?

Каких знаний нам недостаёт?

  • О чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

Вывод. Мы не знаем, для чего служат сочинительные и подчинительные союзы , когда ставится знак препинания перед союзами.

  • Чему нам необходимо научиться?
  • Как вы объясните, зачем вам знать функции сочинительных и подчинительных союзов и условия постановки знаков перед ними? (Чтобы быть высокообразованными, культурными людьми, соблюдать нормы языка)

Задание. Поставьте перед собой цели предстоящей деятельности на уроке.

(Узнать, как отличить сочинительные и подчинительные союзы в предложении. Научиться отличать соч. и подч. союзы, ставить нужные

Слайд 1

Отвечают на вопросы

1 уч-ся (ИДЗ) сообщение о

Буслаеве

Слайд 2

Самостоятельно отвечают

в тетради (+/-/?)

Слайд 3

Самостоятельно оценивают

Отвечают на вопросы, записывают тему урока Слайд 4

Работа устно

отвечают на вопросы

Определяют цель урока

знаки препинания.)

3. Актуализация имеющихся знаний (5 мин)

-Вспомним, что мы уже знаем о союзе.

  1. Задание 7 (урок 50). Для чего служат союзы в языке?
  2. Задание 3 (урок 50). Какие союзы называются простыми и составными?

выполняют интерактивные задания на

сайте РЭШ

Слайд 5

4. Открытие новых знаний (15 мин.)

  1. Работа с текстом (раздаточный материал, задание на развитие читательской грамотности). Объясняет задание, инициирует работу в парах.

  1. Проверка правильности выполнения задания.

  1. Понятие сочинительные и подчинительные союзы, их функции. Организует поиск нужной информации в учебнике (стр. 149, §60)

- Ответьте на вопросы (стр. 149)

Сообщает о двух видах связи: сочинении и подчинении

Вывод: Узнали назначение соч. и подч. союзов

Предлагает изобразить информацию схематично.

4. Исследовательский метод. Предлагает проанализировать предложения текста (раздаточный материал), выделенные курсивом. - В каком абзаце выделены предложения с сочинительными союзами, а в каком с подчинительными?

- Как вы это определили?

Вывод. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные простые предложения в сложном.

Подчинительные союзы устанавливают связь между предложениями, от главного предложения можно поставить вопрос к зависимому.

Динамическая пауза зажмуриться, открыть глаза; посмотреть в окно;

посмотреть вверх, вниз, вправо, влево; потянуться вверх, право, влево.

Работают с текстом.

Самостоятельно в тетради отвечают на в.1-

4

Слайд 6-7

Ищут информацию в учебнике

Слайд 8

1 человек изображает на доске

Работа в паре, устно с раздаточным материалом

Выполняют движения

5. Применение новых знаний (5-7 мин.)

Практическая работа. Задание: Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. (комментированное письмо по 1 предложению)

  1. Там были болота и тьма, потому что лес был старый.
  2. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
  3. Уже хотели идти к врагу, и уже никто, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...
  4. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум

Слайд 9

Списывают предложения, выделяют гр. основу,

расставляют знаки препинания

1,2 предл. у доски с разбором

был заглушен топотом бегущих людей. 5. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев.

Проверка. Выразительно прочитайте предложения, назовите союзы Определите, какие это союзы.

- Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями руководствовались?

Задание: Составить алгоритм действий, которым необходимо пользоваться при выполнении задания: Проверка:

Шаг 1. Внимательно прочитайте предложение.

Шаг 2. Найдите главные члены предложения.

Шаг 3. Определите, что соединяет союз.

Шаг 4. Определите разряд союза.

Шаг 5. Поставьте знаки препинания.

.

3-5 самостоятельно в тетрадях

Читают предложения выразительно, определяют союзы

Слайд 10

Самостоятельно в тетрадях

6. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)

Рефлексия деятельности:

Перечитаем ещё раз высказывание Ф.И. Буслаева

  • Найдите в предложении союз. Определите его разряд. Почему перед союзом стоит запятая?

  • На какие свои вопросы вы получили на уроке ответы?
  • Что вызвало самую большую трудность, почему? Над чем необходимо особенно поработать дома и на следующем уроке?
  • Удалось ли вам достигнуть поставленных целей?

Домашнее задание

§60, упр. 362/

или выписать из «Легенды о Данко» (от слов «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех...» до слов «А лес все пел свою мрачную песню...» 5 СП с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматич. основы, союзы заключить в овал, над ними подписать п. (подчинительный) или с. (сочинительный)

Слайд 11

устно отвечают на вопросы

Записывают д/з, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Сочинительные и подчинительные союзы"

На уроке учащиеся знакомятся с видами союзов и работают с опорой на схемы....

Технологическая карта урока по теме СОЮЗ 7 класс

Конспект урока по теме: СОЮЗ как служебная часть речи. Урок "открытия" новых знаний....