Внеклассное мероприятие для 6-х классов по русскому языку "Путешествие по стране Русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бондарева Надежда Анатольевна

Данный материал поможет учителю русского языка подготовить интересный урок к неделе русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 6-х классов по русскому языку

«Путешествие по стране Русский язык»

Предварительно нужно подготовить фишки, которые будут доставаться участникам за каждый правильный ответ. Также следует подготовить презентацию и карточки с заданиями.

Все учащиеся делятся на команды (6а, 6б, 6в, 6г, 6д). Каждая команда выбирает командира и придумывает название своей команды и девиз. Задание для каждой команды даётся предварительно: подобрать 5 пословиц о русском языке.

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Русский язык. Страна эта очень большая, поэтому мы успеем побывать лишь в некоторых её городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания, которые есть у нас по русскому языку. А сейчас представьтесь нам. (Каждая команда говорит своё название, девиз).

У ворот страны стоит строгая стража. Чтобы нас пропустили за ворота, нам нужно пройти первое испытание. (Командир от каждой команды читает подготовленные пословицы о русском языке). Каждая команда получает свои первые фишки.

Путешествие начинается.

  1. Город звуков. Как вы думаете, как он называется? (Фонетика)
  1. Каждая команда должна озвучить свою пару слов.

[л’он] – [нол’], [й’эл’] – [л’эй’], [прут] – [прут], [брат] – [брат’], [л’от] – [л’й’от]

  1. Назвать согласные, которые никогда не бывают твёрдыми (й, ч, щ).
  2. Назвать согласные, которые никогда не бывают мягкими (ц, ж, ш).
  1. Город слов. Его название? (Лексика)
  1. Исправить речевые ошибки (по одному предложению для каждой команды).

- Одень пальто, на улице холодно.

- У неё были прекрасные коричневые глаза.

- Мама сварила рыбий суп.

- Дайте мне таблетки для головной боли.

- Я оплатил за билет.

  1. Собрать пословицы.

Скучен день до вечера,                                    один раз отрежь

Не место красит человека,                               лучше новых двух

Семь раз отмерь                                               пригодится воды напиться

Рубашка беленькая,                                          люби и саночки возить

Старый друг                                                    а провожают по уму

Не имей сто рублей                                         коли делать нечего

Любишь кататься -                                           лучше богатства

Ученье свет -                                                     а под языком лёд

Встречают по одежде,                                     да душа чёрненькая

Добрые слова                                                  а человеку место

На языке мёд,                                                    неученье тьма

Не плюй в колодец:                                         а имей сто друзей

За каждую пословицу участники получают фишки.

  1. Приведите примеры однокоренных слов, которые образованы от данных устаревших слов (каждая команда отвечает по очереди):

Уста (губы, рот), перст (палец), очи (глаза), чаять (очень ждать, надеяться), шелом (шлем), зерцало (зеркало), ланиты (щёки), бры (брови), десница (правая рука), живот (жизнь).

  1. Конкурс капитанов

Объясните значение выражений: красная строка (6а), зарубить на носу (6б), жить на большую ногу (6в), долгий ящик (6г), дойти до ручки (6д).

После каждого ответа показать на экране происхождение данного выражения.

За правильные ответы учащиеся получают фишки.

  1. В этом городе все жители правильно произносят слова и верно ставят в словах ударения. Как он называется? (Орфоэпия)
  1. Каждая команда получает карточки. Кто-то из команды выходит и читает слова, грамотно поставив в них ударение. Фишку получает тот, кто верно прочитает все слова.

1 карточка

Жалюзи, банты, позвонишь, кухонный

2 карточка

Торты, красивее, позвонишь, газопровод

3 карточка

Договор, поняла, столяр, тотчас

4 карточка

Баловать, завидно, позвонишь, цемент

5 карточка

Свекла, дремота, туфля, шарфы

  1. Что это за город, в котором можно вставить палки в колёса, водить за нос, работать засучив рукава, бить баклуши, задирать нос, жить за тридевять земель, прочитать книгу от корки до корки? (Фразеология)
  1. Кто больше назовёт фразеологизмов со словом вода? (как в воду кануть, мутить воду, пройти огонь, воду и медные трубы, вывести на чистую воду, водой не разлить, воды в рот набрал, выйти сухим из воды, как две капли воды, как вода сквозь пальцы, как с гуся вода, тише воды, ниже травы, как рыба в воде, спрятать концы в воду, седьмая вода на киселе, как в воду опущенный, как в воду глядел, не знаешь брода, не лезь в воду).
  2. Объясни значение фразеологизма: бить баклуши (бездельничать), вставлять палки в колёса (создавать проблемы, трудности), работать спустя рукава (плохо, лениво работать), водить за нос (обманывать), кот наплакал (мало).
  1. В этом городе слова ходят не целиком, а по частям. Соединяясь в разных вариациях, они образуют новые слова. Что это за город? (Морфемика)
  1. Соедините слова из правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

Сено    овод

Зал    мер

Глазо     очки

Яр     рот

Хор     вод

Пчело     лов

Гриб     ежи

Зверо     вал

Банк     марка

  1. Назовите слово: корень как в слове сказка, приставка как в слове расчертить, окончание как в слове стол, суффикс как в слове возчик. Что за слово получилось? (рассказчик)
  1. А в этом городе живут части речи. (Морфология)
  1. Поспорили жители города, к каким частям речи относятся эти слова:

-мостовая, больной (сущ или прил)

-стекло, печь (сущ или гл)

  1. Подберите имена прилагательные к существительным: тюль (м.р.), рояль (м.р.), кенгуру (м.р.), Онтарио (озеро, ср.р.), кольраби (капуста, ж.р.)
  1. В этом городе нас научат правильно составлять текст. (Синтаксис)
  1. Собери текст (предложения перепутаны)

1.Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. 2.Одни огоньки тихонько потрескивали. 3.Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. 4.Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. 5.Кругом не слышалось почти никакого шума… 6.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. 7.Мы немного поговорили. 8.Одни огоньки тихонько потрескивали. 9.Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть. 10.Мальчики сидели вокруг них.

Правильный текст:

4.Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. 1.Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. 7.Мы немного поговорили. 3.Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. 6.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. 5.Кругом не слышалось почти никакого шума… 8.Одни огоньки тихонько потрескивали. 10.Мальчики сидели вокруг них. 9.Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть.

4/1/7/3/6/5/8/10/9

Из какого произведения этот отрывок? (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Подведение итогов и награждение учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по стране Русский язык

Слайд 2

Первое испытание «Без смелости не возьмёшь крепости»

Слайд 3

Город звуков - Фонетика 1)[ л’он ] – [ нол ’], 2) [ й’эл ’] – [ л’эй ’], 3) [прут ] – [прут], 4) [брат ] – [брат’], 5) [ л’от ] – [ л’й’от ]

Слайд 4

Город звуков - Фонетика 1)[ л’он ] – [ нол ’] (лён, ноль) 2) [ й’эл ’] – [ л’эй ’] (ель, лей) 3) [прут ] – [прут ] (прут, пруд) 4) [брат ] – [брат ’] (брат, брать) 5) [ л’от ] – [ л’й’от ] (лёд, льёт)

Слайд 5

Город слов - лексика 1) Одень пальто, на улице холодно. 2) У неё были прекрасные коричневые глаза. 3) Мама сварила рыбий суп. 4) Дайте мне таблетки для головной боли. 5) Я оплатил за билет.

Слайд 6

Город слов - лексика 1) Надень пальто, на улице холодно. 2) У неё были прекрасные карие глаза. 3) Мама сварила рыбный суп. 4) Дайте мне таблетки от головной боли. 5) Я заплатил за билет. Я оплатил билет.

Слайд 7

Город слов - лексика Скучен день до вечера, один раз отрежь Не место красит человека, лучше новых двух Семь раз отмерь пригодится воды напиться Рубашка беленькая, люби и саночки возить Старый друг а провожают по уму Не имей сто рублей коли делать нечего Любишь кататься - лучше богатства Ученье свет - а под языком лёд Встречают по одежде, да душа чёрненькая Добрые слова а человеку место На языке мёд, неученье тьма Не плюй в колодец: а имей сто друзей

Слайд 8

Город слов - лексика 1) Уста 2) Перст 3) Очи 4) Чаять 5) Шелом 6) Зерцало 7) Ланиты 8) Бры 9) Десница 10) Живот

Слайд 9

Город слов - лексика 1) Уста – рот, губы 2) Перст - палец 3) Очи - глаза 4) Чаять – ждать, надеяться 5) Шелом - шлем 6) Зерцало - зеркало 7) Ланиты - щёки 8) Бры - брови 9) Десница – правая рука 10) Живот - жизнь

Слайд 10

Конкурс капитанов 1) Красная строка 2) Зарубить на носу 3) Жить на большую ногу 4) Долгий ящик 5) Дойти до ручки

Слайд 16

Город орфоэпия

Слайд 17

Город орфоэпия 1. Жалюзи , банты, позвонишь, кухонный Жалюз и , б а нты, позвон и шь, к у хонный 2. Торты , красивее, позвонишь, газопровод Т о рты, крас и вее, позвон и шь, газопров о д 3. Договор , поняла, столяр, тотчас Догов о р, понял а , стол я р, т о тчас 4. Баловать , завидно, позвонишь, цемент Балов а ть, зав и дно, позвон и шь, цем е нт 5. Свекла , дремота, туфля, шарфы Св ё кла , дрем о та, т у фля, ш а рфы

Слайд 18

Город фразеология Вода как в воду кануть, мутить воду, пройти огонь, воду и медные трубы, вывести на чистую воду, водой не разлить, воды в рот набрал, выйти сухим из воды, как две капли воды, как вода сквозь пальцы, как с гуся вода, тише воды, ниже травы, как рыба в воде, спрятать концы в воду, седьмая вода на киселе, как в воду опущенный, как в воду глядел, не знаешь брода, не лезь в воду

Слайд 19

Город фразеология 1) Бить баклуши 2) Вставлять палки в колеса 3) Работать спустя рукава 4) Водить за нос 5) Кот наплакал

Слайд 20

Город морфемика Сено овод Зал мер Глазо очки Яр рот Хор вод Пчело лов Гриб ежи Зверо вал Банк марка

Слайд 21

Город морфология Мостовая, больной Стекло, печь

Слайд 22

Город морфология 1) Тюль 2) Рояль 3) Кенгуру 4) Онтарио 5) Кольраби

Слайд 23

Город синтаксис 1.Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. 2.Одни огоньки тихонько потрескивали. 3.Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. 4.Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. 5.Кругом не слышалось почти никакого шума… 6.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. 7.Мы немного поговорили. 8.Одни огоньки тихонько потрескивали. 9.Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть. 10.Мальчики сидели вокруг них.

Слайд 24

Город синтаксис 4.Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. 1.Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. 7.Мы немного поговорили. 3.Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. 6.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. 5.Кругом не слышалось почти никакого шума… 8.Одни огоньки тихонько потрескивали. 10.Мальчики сидели вокруг них. 9.Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть. (И.С. Тургенев « Бежин луг»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов "Щедра осень красками, а русская земля талантливыми людьми"

Внеклассное мероприятие  "Щедра осень красками, а русская земля талантливыми людьми" было проведено для 5-7 классов  школы....

Внеклассное мероприятие для 8-9 классов: "Математика и обоброна страны"

Мероприятие посвященное 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие в 8-а классе Путешествие по стране «Здоровье»

          Воспитательные задачи: 1.    Формировать культуру здоровья учеников.2.    Развивать чувство товари...

Внеклассное мероприятие в 5-9 классах "Знатоки русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-9 классах "Знатоки русского языка"...

"Неделя детской книги" сценарий внеклассного мероприятия в 6-7 классе на французском и русском языках.

В данной методической разработке вы найдете сценарий сценок на французском языке "Trois petits cochons", "Le petit Chaperon rouge" для внеклассной работы на иностранном языке , так...