Внеклассное мероприятие для 5-го класса "Путешествие в страну натуральных чисел"
материал (5 класс) на тему

Интересные факты по теме "Натуральные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_naturalnykh_chisel.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ

 в 5 классах

 «Путешествие

в страну натуральных чисел»

                                       Подготовила

                                                    учитель математики

МБОУ СОШ №82 г.о.Самара

                                              Мартьянова Е.П.

2013 г


 

 «Путешествие

в страну натуральных чисел»

Цель мероприятия: обобщить понятие натурального числа, используя приемы занимательности;  познакомить учащихся с числами-великанами; продолжить развивать у школьников логическое мышление, сообразительность, вычислительные навыки.

Оборудование: карта с маршрутом путешествия.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Учитель: Страна Натуральных Чисел – это необыкновенная, замечательная страна, в которой живут, трудятся и властвуют натуральные числа. Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности, и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала необычайная магическая сила числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения. Поэтому изучению натуральных чисел уделялось особое почтительное внимание. «Фундаментом математических знаний, от которого зависит прочность дальнейшего математического образования, является знание принципа образования натурального ряда чисел», – говорил выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.

Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по Стране Натуральных чисел

Релаксация:


Займите поудобнее свои места, закройте глаза и представьте наш замечательный корабль с ослепительно белыми парусами, на котором мы и отправимся на поиски сокровищ к острову Натуральных чисел. Нашими верными спутниками в этом путешествии будут числа. В бесконечном множестве натуральных чисел, так же как среди звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их «созвездия» удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной красотой, только им присущей гармонией. Надо только уметь увидеть это. И тогда перед вами числа предстанут совсем с другой стороны: удивительные и диковинные, забавные и серьезные, неожиданные и курьезные. Натуральный ряд бесконечен. Так же бесконечны и его загадки. Путешествуя по стране Чисел мы будем постигать тайны чисел и находить все новые клады для себя.
Мы собрались в дорогу, захватили с собой знания. Так
в путь! В дорогу по разным странам и континентам, где нас ждут встречи с интересными местами и людьми. В нашем путешествии с нами будут гиды, которые познакомят нас с удивительными фактами.


2. Объяснение правил путешествия. Вручение карт с маршрутами.

А) Греция 
«Числа правят миром». (Пифагор)
 
О числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который родился на острове Самоссе в VI веке до нашей эры. Пифагор очень много сделал для развития науки (хотя начинал он совсем не как ученый, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою!). Сначала он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. И тогда Пифагор решил, что не только законы музыки, но и вообще все на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!»- провозгласил он.
Четные числа Пифагор считал женскими, а нечетные - мужскими. Поэтому бракосочетание он обозначал числом
5- суммой первого нечетного и первого четного числа: 5=3+2. Первыми числами 1,2,3 и 4 он обозначал четыре элемента, из которых, по воззрениям древнегреческих мудрецов, состоял весь мир: огонь, земля, вода и воздух. Вообще, многое в учении Пифагора шло от шумеров и вавилонян. Так Пифагор чтил число 7, а один из его учеников написал целое сочинение о необыкновенных свойствах семерки и о ее роли в земных и небесных делах.

Задания командам:

  1.  Расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство:

 
А) 7*9+12:3-2=23
Б) 39:3+10*2=6

     В) 4*12+18:6+3=50

  2. А теперь вернемся к магическому числу 7 и давайте вспомним те сведения, которые символизируют это число. Какие пословицы и поговорки вы знаете с числом 7. Где в жизни встречается это число?

 
Б) Египет

В жарком, засушливом Египте успешно вести земледелие можно было только на землях, расположенных вблизи Нила. Весной, во время паводка, Нил широко разливался и покрывал поля своим плодородным илом. И лишь на удобрённых этим илом полях могли получать египтяне хорошие урожаи злаков. Поэтому, расположенные вблизи Нила земли очень высоко ценились. Так как население Египта было достаточно большим, то вся эта земля была поделена между крестьянами. Но вот в чём незадача: поля отделялись друг от друга межами, а розлив Нила смывал каждую весну эти межи, и приходилось проводить их снова. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель, т.е. землемеры. Так из практической задачи о межевании полей, возникла наука о землемерии, которая получила название «геометрия», этот предмет вы начнете изучать в 7 классе, но с геометрическими фигурами вы уже знакомы с начальной школы.
Древние египтяне были замечательными инженерами. Вы, наверное, слышали о пирамидах
огромных гробницах египетских царей (фараонов). В Египте насчитывается около 80 пирамид, расположенных неровной полосой на западном берегу Нила. Ещё в древности говорили: «Всё боится времени, но само время боится пирамид». И действительно, более четырех с половиной тысячелетий стоят эти каменные горы, сложенные из сотен тысяч каменных блоков.

Задания командам:

1. Какие геометрические фигуры вы знаете?
2. Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал магическим.( Подсказка – сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть 15.)

9

4

3

6

1


В) Россия

«Математику уже затем учить следует,
что она ум в порядок приводит» (
М.В. Ломоносов)

Интерес к науке на Руси проявился рано. Сохранились сведения о школах при Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (ХI век). Уже тогда были «числолюбцы», интересовавшиеся математикой. Но были тогда и люди, которые враждебно относились к знаниям вообще, и к математике в частности. Дальнейшее развитие науки в России в 13 веке было прервано нашествием монголов и последовавшим за ним ордынским игом. После свержения ига оказалось, что Россия значительно отстала от других европейских государств. Энергичные меры по преодолению этого отставания предпринял в конце 17 века царь Петр 1, названный за свою преобразовательскую государственную деятельность Петром Великим. Первый напечатанный русский учебник математики создал Леонтий Филиппович Магницкий.

Задания командам:

1. Какое известное вам целое число делится без остатка на любое натуральное число?

Ответ: 0.

2. Какое число не изменится, если его перевернуть?

Ответ: 69.

3. Как из числа 666 получить число на 333 большее, не производя никаких арифметических действий с ним?

Ответ: перевернуть и получить число 999.

4. Как число 12 разделить пополам, чтобы получилось число 7?

Ответ: использовать римскую нумерацию ХII.

5. Как записать число 100 шестью одинаковыми цифрами?

Ответ: 99 + 99:99 = 100 или (444 – 44) : 4 и т.д.

– Пятью одинаковыми цифрами?

Ответ: 111 – 11.

6. Вычислите устно:  999 · 37,  197 · 12,  247 · 3.

Ответ: 36963, 2364, 741.


Г) Город Великанов


В заключение нашего путешествия посетим «Страну Великанов». Вы знакомы уже с классами чисел. А сейчас продолжите знакомство, но с классами чисел-великанов
(таблица 1).

Название класса

Число нулей

Степень

Биллион (миллиард)

9

Триллион

12

Квадриллион

15

Кинталлион

18

Секстиллион

21

Септиллион

24

Окталлион

27

Учитель: В жизни такие большие числа встречаются крайне редко, но в научных исследованиях без них сложно обойтись.

Пример: В 16 граммах воздуха содержится примерно септиллион мельчайших частиц, которые называют молекулами.

Существуют еще и числа-карлики. С числами-великанами и числами-карликами вы более подробно познакомитесь на уроках физики начиная с 7 класса и узнаете их роль в жизни человечества.

  1. Итог мероприятия.


Завершим урок на лирической нотке. Ведь как сказал А.С. Пушкин: «Вдохновение нужно в математике, как и в поэзии».


Наука математики прекрасна,
С ней небоскребы строить не опасно!
С ней можно строить мачты и мосты,
И создавать огромные ракеты,
С ней мы осуществим свои мечты:
Одни займут в механике посты,
Другие полетят к иным планетам.
Одни проникнут в недра тайн земных,
Возьмут другие руль комбайна в руки.
У нас путей не может быть других,
Как лишь к труду, к передовой науке!
Всем, кто в учебе видит свет,
От математики - привет!

Слово предоставляется жюри.


Подводя итоги путешествия можно смело сказать, что самые главные добытые нами сокровища — наши знания, которые вы сегодня показали в ходе путешествия и, конечно же, узнали много нового и необычного из области математики.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

5 «А» класс

  1. Греция -  45 каб.
  2. Египет
  3. Россия
  4. Страна Великанов -   43 каб.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

5 «Б» класс

  1. Египет
  2. Россия
  3. Греция -  45 каб.
  4. Страна Великанов -    43 каб.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

5 «В» класс

  1. Россия
  2. Греция -  45 каб.
  3. Египет
  4. Страна Великанов - 43 каб.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Сказочное путешествие по стране натуральных чисел

Это внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов с мультимедийным приложением в виде презентации. Содержит задания, главное назначение которых заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся решени...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"

Обобщение понятия натурального числа,  ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления....

Открытый урок-игра «Путешествие в страну натуральных чисел»

Повторить, систематизировать знания учащихся по всей теме «Натуральные числа» и проверить степень их усвоения; закрепить практические навыки вычислений с применением изученных свойств и правил; обеспе...

Урок-путешествие по математике для 5 класса "В стране натуральных чисел"

Урок №70 обобщения и систематизации знаний по теме «Натуральные числа»Образовательная: 1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкрет...

Урок-путешествие в страну натуральных чисел

В данном конспекте представлен пример урока-обощения темы "Натуральные числа"...