Роль алгоритмов в развитии памяти учащихся
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Алгоритмы способствуют развитию аналитического и логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.algoritmy.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Как отличить причастия от отглагольных прилагательных?

1.Если слово имеет переносный смысл, то оно является отглагольным прилагательным. Например: блестящие знания.

2.Если слово имеет прямой смысл, то оно является причастием. Например: блестящие звёзды.

3.Если слово образовано от глагола совершенного вида, то оно является  причастием. Например: лишённый.

4.Если есть зависимое слово, то это причастие. Например: гружённый мною вагон.

5.Если в слове есть суффиксы  –ова или –ева, то оно является отглагольным  прилагательным. Например: газированный.

6.Если слово образовано от глагола несовершенного вида, то оно является отглагольным прилагательным. Например: вязаный свитер.

Как определить –н- -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени?

1.Определи: полная или краткая форма.

2.Если краткая, то определи: прямой или переносный смысл.

а) Если прямой смысл, то это краткое причастие -

  пиши     -н- :  Шарфы связаны.

б) Если переносный смысл, то это отглагольное причастие - пиши –нн-: Мысли запутанны.

  3.Если полная форма, то посмотри, есть ли суффикс –ова-   -ева-.

         а) Если есть, то  пиши –нн- :  маринованный.

  4. Если нет, то определи:

        а) Есть ли зависимое слово.

        б) Если есть, то пиши –нн- : вязанный спицами.

5. Если нет, то определи, от глагола какого вида образовано слово.

       а) Если от глагола совершенного вида, то пиши –нн- : лишённый

      б) Если от глагола несовершенного вида, то –н-:

 вязаный

Как отличить  действительное причастие от страдательного?

  1. Доказать, что слово является причастием (можно заменить глаголом или выделить суффикс)
  2. Определить тип:

а) Логический способ:

   Если причастие обозначает признак, который возник у предмета  под влиянием другого предмета, то это страдательное причастие. Например: битая (которую бьют).

   Если причастие обозначает признак, который возникает в результате действия самого предмета, то это действительное причастие. Например: бьющая (которая бьёт).

б) Грамматический способ (находим суффикс):

    Если суффикс –им- ,-ом-.-ем-,-енн-,-нн-,-т-, то это страдательное причастие. Например: крашенный.

    Если суффикс –ущ-,-ющ-,ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-, то это действительное причастие. Например: красящий.

Как найти вводные слова и предложения? Какие знаки поставить?

1. Найти слово, словосочетание или предложение, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания: уверенность, неуверенность, различные чувства, источник высказывания, порядок явлений (мыслей) и связь между ними, оценка стиля высказывания, способ выражения мысли.

2. Можно ли поставить вопрос к этому слову, словосочетанию или предложению?

    а) Если да, то это не вводное слово, вводное  предложение или  вводное словосочетание. Например: Это  возможно сделать, но не очень скоро.

    б) Если нет, то это вводная синтаксическая единица. Например: Дождь, возможно, скоро кончится.

3. Если это вводное слово, вводное словосочетание или вводные предложения, то обычно они  выделяются запятыми. Например: Как говорят поэты,   началась  осень жизни.

4.Если вводные единицы содержат добавочные замечания или пояснения, то ставятся  тире или скобки. Например: Однажды – не помню почему – спектакля не было.

Примечание:

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, непременно, вот, как раз, всё-таки, авось, обязательно, вдруг.

   

Как определить, какую гласную писать в окончании глагола?

1.Если на окончание глагола падает ударение, то в окончании пишется та буква, которая слышится.

2.Если на окончание глагола не падает ударение, то надо:

   а) поставить глагол в неопределённую форму;

   б) если инфинитив оканчивается на –ить (кроме слов брить, стелить, которые относятся к I спряжению ), значит, это глагол II спряжения и в окончании надо писать букву и (в ед.ч.) а или я (во мн.ч.). Например, в окончании глагола строит пишется буква и,      т.к. инфинитив-строить.

3.Если инфинитив оканчивается на –еть,-ать,-ять,-чь,

-ть и др., значит, это глагол I спряжения

 (кроме слов- исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть, которые относятся ко второму спряжению);  в окончании надо писать букву е (в единственном числе), у или ю (во множественном числе).

Например, в окончании глагола бегает пишется буква е,

 т. к. инфинитив-бегать.

Особую группу слов составляют разноспрягаемые глаголы,  такие как хотеть, бежать, есть, дать и т. п.  Они не подчиняются данному алгоритму.

Как отличить сложносочинённое предложение от сложноподчинённого?

1. Найти главные члены предложения.

2. Определить, чем связаны предложения.

    а) если это союзы сочинительные (и, да, а, но, тоже,  также, зато, или и др.), то это предложение сложносочинённое и необходимо перед союзом поставить запятую (например: Сверкнула молния, и  ударил гром);

    б) если есть общий второстепенный член предложения, то запятую перед союзом ставить не надо (например: За деревней лаяли собаки и выли волки);

    в) если второе предложение обозначает быструю смену событий, то ставится тире (например: Звонок прозвенел - и все выбежали из класса);

    г) если это союзы подчинительные или союзные слова (что, кто, когда, если, когда, чтобы, потому что и др.) и от главного к придаточному можно задать вопрос, то это предложение сложноподчинённое (например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо).

Как писать не с разными частями речи?

1. Употребляется ли без не? Если не употребляется, то пиши слитно.

2. Если употребляется, то определи  часть речи?

3. Раздельно пишутся с НЕ полные причастия, если есть противопоставление с союзом а или зависимые слова (кроме слов: почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени)

 4.Раздельно с НЕ пишутся глаголы, деепричастия, краткие причастия, числительные, сравнительная степень прилагательных.

5.Раздельно с НЕ пишутся   существительные, качественные прилагательные, наречия на –о, -е,  если есть противопоставление с союзом а или к ним относятся слова: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...

Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии

В работе предложены упражнения на развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии и алгоритм выполнения этих упражнений....

Рекомендации учащимся по формированию и развитию памяти

Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти. При подготовке уроков след...

Упражнения, направленные на развитие памяти учащихся коррекционных классов (VIII вида)

Подобранные упражнения помогут учителю для развития памяти учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида...

Роль рисунков в развитии памяти учащихся

Рисунки  способствуют развитию аналитического и логического мышления...

Развитие памяти учащихся на занятиях кружка

Методы развития памяти, применяемые на занятиях кружка...