Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Золотухина Оксана Олеговна

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное».

Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5f154c2b3272a_1.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: _____5____

Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

УМК: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012)

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Уметь подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки;

образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой на шипящий;

развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие

способности, повышать интерес к предмету;

воспитывать уважение к русскому языку, чувство доброжелательности, целеустремлённости, сплочённости, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать позицию других людей. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД)

Личностные: уметь проводить самооценку, мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к русскому языку.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная; групповая, парная, фронтальная.

Оборудование; наглядно-демонстративный материал

Экран, компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока

Основные понятия

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

#1052;отивация
(самоопределение) к учебной деятельности

II. Определение темы и задач урока.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

-Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые ,любознательные ребята! Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам.

-Скажите, какое приветствие вам понравилось больше?

-Почему? ( Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные)

- Скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? ( О прилагательном)

-Весь материал по теме «Имя прилагательное» в этом году мы прошли. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

(Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

-Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи.

(повторить морфологические признаки прилагательного, подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки, краткую форму прилагательных

грамотно писать прилагательные с основой на шипящий)

-Сегодня вы будете работать не в тетрадях , а в оценочных листах. Каждый свой шаг, каждое выполненное задание вы будете оценивать сами. Если задание выполнено без ошибок, ставите +,если с ошибками – и+,если не справились -. В конце урока мы посмотрим, кто каких результатов достиг. Оценивайте себя справедливо.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные:

Понимают задачу.

Регулятивные: планируют (с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают вместе (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра)

#1040;ктуализация опорных знаний.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

-Послушайте загадку. Отгадка и будет ответом на вопрос: Куда мы сегодня отправляемся путешествовать?

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?

- Конечно же, это радуга! Одно из самых удивительных явлений природы! Приглашаю вас попутешествовать по радуге!Путешествуя по радуге, мы будем повторять материал, изученный по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Радуга у нас должна появиться и на доске. Появляться она будет постепенно с каждым выполненным заданием. Выполняем задание – прикрепляем дугу!

Путешествие начинаем с красной дуги. А на этой дуге вам надо поработать в группах, предлагаю вам упражнение «Ты – мне, я – тебе!». Оно поможет вам вспомнить и обменяться теоретической информацией по теме «Имя прилагательное».

На листочках написаны вопросы,каждая группа выбирает по очереди вопрос и задает его любому учащемуся из другой группы.

#1063;то такое имя прилагательное?Что обозначает?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета)

#1053;а какие вопросы отвечает?

(отвечает на вопросы какой?Каков? чей?)

#1050;ак изменяются имена прилагательные?

(Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам)

#1050;акова роль в предложении имени прилагательного? (В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.)

#1050;акие бывают имена прилагательные по форме?

(Имена прилагательные бывают полные и краткие.)

6. Подберите прилагательные к словам: повидло, кофе, мозоль.

(ср.р,муж.р, ж.р)

#1042; предложении Апрельский день хорош

найдите прилагательное,определите его синтаксическую роль

8. В чем особенность написания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий?

(У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак на конце не пишется)

9.От чего зависит выбор букв о – е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных?

( в окончаниях имён прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется буква О,без ударения буква Е)

10. Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?

(морфология)

-Оранжевая дуга приготовила следующее задание в написании падежных окончаний прилагательных.

Ваша задача –согласоватьприлагательные с существительными и записать только окончания имен прилагательных.

С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью.

-Проверим по эталону.

-им, -ом, -им, -ей, -ом, -ое,-ая,-им,-ое,-ой.

Отвечают на вопросы. Строят высказывания.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы.

Групповая, индивидуальная

Индивидуальная работа

Познавательные:

Решают учебные задачи анализируя, синтезируя, сравнивая, классифицируя, устанавливая причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

IV .

Физкульт

минутка

-Какое настроение у вас было перед уроком? (весёлое, радостное, бодрое, хорошее, замечательное)

-Каков сегодня день?

(хорош, пригож)

- Отличаются ли прилагательные, которые были ответами на первый вопрос, от прилагательных, которые отвечали на второй? (полные/краткие)

-Жёлтая дуга просит нас провести физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек.

Свеж, прозрачен, порывистый, горяч, чудесные, чист, тихое, ярок, ослепительный,веселы, меч, черная, бодры, не страшен, горячий, высок, жгучий, неуклюж.

#1055;овторение изученного материала.

Беседа, обсуждение предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

-На зеленой дуге вам предстоит на месте пропусков, написать Ь в тех словах, где он должен стоять. Объяснить, почему поставили ь знак в слове и почему он там не нужен.

Камыш…, скуч…ный, хорош…, горяч…, ноч…, дремуч…, могуч…, скрипуч…, (много) туч…, глуш…, пахуч…, строиш…, свеж… .

-Осуществим взаимопроверку данного упражнения, обменявшись оценочными листами в парах.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы.

Парная

работа

Личностные: стремятся к преодолению трудностей, проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы, письменная работа

Раскрытие сущности новых понятий.

Беседа обсуждение новых результатов наблюдения

-На голубой дуге повторим правило «О и Е после шипящих в окончании прилагательных».

-Вставьте пропущенные буквы, обозначьте окончания прилагательных, определите падеж и выполните морфологический разбор одного прилагательного.

-В чуж…м доме, в сыпуч…м песке, на больш…м стадионе, на свеж…м сене, о хорош…м подарке, по скрипуч…й лестнице, о могуч…м дубе, на жгуч…м морозе, пригожему дню.

-Взаимопроверка

-Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «ПРИГОЖИЙ»

(ПРИГО́ЖИЙ, -ая, -ее; -ож (устар. и обл.). Красивый, миловидный, а так же вообще хороший. Пригожая девица. И хорош и пригож. П. денёк.)

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивиду

альная, групповая,

парная

Личностные: осознают свои возможности в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в групп

Задают уточняющие вопросы, письменная работа

Практическая деятельность

-На синей дуге поработаем в группах.Ваша задача: дополнить текст прилагательными к существительным по смыслу, учитывая их грамматические признаки. Посмотрим, чей вариант будет ближе к авторскому.

БАРСУЧОНОК

Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.

Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску.

Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________!

По Г. Скребицкому.

Авторский текст:

БАРСУЧОНОК

Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок.

Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись длинные черные полосы. Как будто зверек надел черную маску.

Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный!

По Г. Скребицкому.

- Сравните ваш текст с авторским. Поднимите руку, чей текст оказался ближе к авторскому. Зачитайте ваш текст.

-Почему именно эта работа признана лучшей?

(С помощью прилагательных писатель рисует барсучонка, которого легко себе представить. С помощью прилагательных выражается и отношение к увиденному – состояние восторга (забавная, занятный). Из обилия прилагательных автор выбрал именно эти слова для достижения цели – воздействия на читателя.)

-Выполняя это задание, мы закрепили умение реализовывать авторский замысел через подбор прилагательных.

На фиолетовой дуге внимательно послушайте песню «Моя Россия» и выпишите прилагательные, которые встретятся в песне.

-Какие имена прилагательные вы выписали?

-Все задания выполнены ,у нас получилась красивая радуга.

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Вместе делаем выводы

Групповая

Групповая

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: самостоятельно извлекают нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осуществляют контроль.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах, задают вопросы.

Устные ответы, письменная работа

#1055;одведение итогов

#1056;ефлексия

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изучаемом явлении

А теперь подведём итог, попробуйте составить синквейн на сегодняшнюю тему

#1055;рилагательные

Полные, краткие

Дополняют,украшают,уточняют

Помогают выразить наши мысли.

Часть речи

#1048;мя прилагательное

Выразительное, точное

Описывает,изменяется,обогащает

Прилагательные украшают нашу речь.

Эпитеты

-Так для чего нужны прилагательные?

-Вывод: (для яркости, образности нашей речи, чтобы описать предмет)

Чтение стихотворения « Имя прилагательное»

Сильно любознательное

Имя прилагательное.

В чём предметов-то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

(Елена Мельникова-Кравченко)

-Давайте посмотрим, как вы оценили свою работу на уроке.

Зелёный круг - работал активно на всех этапах урока, без ошибок.

Жёлтый – работал активно, но допускал ошибки.

Красный – с некоторыми заданиями не мог справиться, надо повторить изученный материал.

-Сдайте оценочные листы

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: Решают учебные задачи

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения

Задают уточняющие вопросы, письменная работа

#1044;омашнее задание

1 уровень:Творческая работа «Даём объявление»

У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.

Просклоняйте любое словосочетание из вашего объявления.

2 уровень - Синтаксический разбор предложения + род, число, падеж у прилагательных.

На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты.

3 уровень - в словосочетаниях«прилаг+ сущ»,

определить род, число, падеж.

Удивленное лицо, ясный день, дружные ребята, свежий воздух, серая мышь.

Дифференцированная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".6 класс

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное". 6 класс...

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок проводится в 6 классе. На уроке использованы различные виды работ, что помогает повторить почти все орфограммы, изученные по данной теме....

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).

Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивиду...

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, урок-игра с использованием ИКТ....

Открытый урок русского языка в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"

Открытый урок русского языка в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...