Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: _____5____
Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
УМК: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012)
Цель деятельности учителя | Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Уметь подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки; образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой на шипящий; развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие способности, повышать интерес к предмету; воспитывать уважение к русскому языку, чувство доброжелательности, целеустремлённости, сплочённости, взаимовыручки и взаимоподдержки. Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать позицию других людей. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД) Личностные: уметь проводить самооценку, мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к русскому языку. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; индивидуальная; групповая, парная, фронтальная. |
Оборудование; наглядно-демонстративный материал | Экран, компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока |
Основные понятия | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
#1052;отивация II. Определение темы и задач урока. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | -Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые ,любознательные ребята! Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам. -Скажите, какое приветствие вам понравилось больше? -Почему? ( Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные) - Скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? ( О прилагательном) -Весь материал по теме «Имя прилагательное» в этом году мы прошли. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» -Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи. (повторить морфологические признаки прилагательного, подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки, краткую форму прилагательных грамотно писать прилагательные с основой на шипящий) -Сегодня вы будете работать не в тетрадях , а в оценочных листах. Каждый свой шаг, каждое выполненное задание вы будете оценивать сами. Если задание выполнено без ошибок, ставите +,если с ошибками – и+,если не справились -. В конце урока мы посмотрим, кто каких результатов достиг. Оценивайте себя справедливо. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: Понимают задачу. Регулятивные: планируют (с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают вместе (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра) | |
#1040;ктуализация опорных знаний. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | -Послушайте загадку. Отгадка и будет ответом на вопрос: Куда мы сегодня отправляемся путешествовать? - Конечно же, это радуга! Одно из самых удивительных явлений природы! Приглашаю вас попутешествовать по радуге!Путешествуя по радуге, мы будем повторять материал, изученный по теме «Имя прилагательное как часть речи». Радуга у нас должна появиться и на доске. Появляться она будет постепенно с каждым выполненным заданием. Выполняем задание – прикрепляем дугу! Путешествие начинаем с красной дуги. А на этой дуге вам надо поработать в группах, предлагаю вам упражнение «Ты – мне, я – тебе!». Оно поможет вам вспомнить и обменяться теоретической информацией по теме «Имя прилагательное». На листочках написаны вопросы,каждая группа выбирает по очереди вопрос и задает его любому учащемуся из другой группы. #1063;то такое имя прилагательное?Что обозначает? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета) #1053;а какие вопросы отвечает? (отвечает на вопросы какой?Каков? чей?) #1050;ак изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам) #1050;акова роль в предложении имени прилагательного? (В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.) #1050;акие бывают имена прилагательные по форме? (Имена прилагательные бывают полные и краткие.) 6. Подберите прилагательные к словам: повидло, кофе, мозоль. (ср.р,муж.р, ж.р) #1042; предложении Апрельский день хорош найдите прилагательное,определите его синтаксическую роль 8. В чем особенность написания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий? (У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак на конце не пишется) 9.От чего зависит выбор букв о – е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных? ( в окончаниях имён прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется буква О,без ударения буква Е) 10. Какой раздел науки о языке изучает прилагательное? (морфология) -Оранжевая дуга приготовила следующее задание в написании падежных окончаний прилагательных. Ваша задача –согласоватьприлагательные с существительными и записать только окончания имен прилагательных. С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью. -Проверим по эталону. -им, -ом, -им, -ей, -ом, -ое,-ая,-им,-ое,-ой. | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы. | Групповая, индивидуальная Индивидуальная работа | Познавательные: Решают учебные задачи анализируя, синтезируя, сравнивая, классифицируя, устанавливая причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | |
IV . Физкульт минутка | -Какое настроение у вас было перед уроком? (весёлое, радостное, бодрое, хорошее, замечательное) -Каков сегодня день? (хорош, пригож) - Отличаются ли прилагательные, которые были ответами на первый вопрос, от прилагательных, которые отвечали на второй? (полные/краткие) -Жёлтая дуга просит нас провести физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек. Свеж, прозрачен, порывистый, горяч, чудесные, чист, тихое, ярок, ослепительный,веселы, меч, черная, бодры, не страшен, горячий, высок, жгучий, неуклюж. | |||||
#1055;овторение изученного материала. | Беседа, обсуждение предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | -На зеленой дуге вам предстоит на месте пропусков, написать Ь в тех словах, где он должен стоять. Объяснить, почему поставили ь знак в слове и почему он там не нужен. Камыш…, скуч…ный, хорош…, горяч…, ноч…, дремуч…, могуч…, скрипуч…, (много) туч…, глуш…, пахуч…, строиш…, свеж… . -Осуществим взаимопроверку данного упражнения, обменявшись оценочными листами в парах. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы. | Парная работа | Личностные: стремятся к преодолению трудностей, проявляют способность к самооценке. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы, письменная работа |
Раскрытие сущности новых понятий. Беседа обсуждение новых результатов наблюдения | -На голубой дуге повторим правило «О и Е после шипящих в окончании прилагательных». -Вставьте пропущенные буквы, обозначьте окончания прилагательных, определите падеж и выполните морфологический разбор одного прилагательного. -В чуж…м доме, в сыпуч…м песке, на больш…м стадионе, на свеж…м сене, о хорош…м подарке, по скрипуч…й лестнице, о могуч…м дубе, на жгуч…м морозе, пригожему дню. -Взаимопроверка -Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «ПРИГОЖИЙ» (ПРИГО́ЖИЙ, -ая, -ее; -ож (устар. и обл.). Красивый, миловидный, а так же вообще хороший. Пригожая девица. И хорош и пригож. П. денёк.) | Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивиду альная, групповая, парная | Личностные: осознают свои возможности в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в групп | Задают уточняющие вопросы, письменная работа | |
Практическая деятельность | -На синей дуге поработаем в группах.Ваша задача: дополнить текст прилагательными к существительным по смыслу, учитывая их грамматические признаки. Посмотрим, чей вариант будет ближе к авторскому. БАРСУЧОНОК Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ ___________полосы. Как будто зверек надел __________ маску. Барсучонок выбрался из травы . Какой же он был __________! По Г. Скребицкому. Авторский текст: БАРСУЧОНОК Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись длинные черные полосы. Как будто зверек надел черную маску. Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный! По Г. Скребицкому. - Сравните ваш текст с авторским. Поднимите руку, чей текст оказался ближе к авторскому. Зачитайте ваш текст. -Почему именно эта работа признана лучшей? (С помощью прилагательных писатель рисует барсучонка, которого легко себе представить. С помощью прилагательных выражается и отношение к увиденному – состояние восторга (забавная, занятный). Из обилия прилагательных автор выбрал именно эти слова для достижения цели – воздействия на читателя.) -Выполняя это задание, мы закрепили умение реализовывать авторский замысел через подбор прилагательных. На фиолетовой дуге внимательно послушайте песню «Моя Россия» и выпишите прилагательные, которые встретятся в песне. -Какие имена прилагательные вы выписали? -Все задания выполнены ,у нас получилась красивая радуга. | Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Вместе делаем выводы | Групповая Групповая | Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: самостоятельно извлекают нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, осуществляют контроль. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах, задают вопросы. | Устные ответы, письменная работа | |
#1055;одведение итогов #1056;ефлексия | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изучаемом явлении | А теперь подведём итог, попробуйте составить синквейн на сегодняшнюю тему #1055;рилагательные Полные, краткие Дополняют,украшают,уточняют Помогают выразить наши мысли. Часть речи #1048;мя прилагательное Выразительное, точное Описывает,изменяется,обогащает Прилагательные украшают нашу речь. Эпитеты -Так для чего нужны прилагательные? -Вывод: (для яркости, образности нашей речи, чтобы описать предмет) Чтение стихотворения « Имя прилагательное» Сильно любознательное Имя прилагательное. В чём предметов-то секрет? На вопросы дай ответ: Он какой? Она какая? Сильный, добрая, родная. А оно? Оно смешное, Тёплое и озорное. Эти признаки важны, Речь обогатить должны. (Елена Мельникова-Кравченко) -Давайте посмотрим, как вы оценили свою работу на уроке. Зелёный круг - работал активно на всех этапах урока, без ошибок. Жёлтый – работал активно, но допускал ошибки. Красный – с некоторыми заданиями не мог справиться, надо повторить изученный материал. -Сдайте оценочные листы | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая. | Познавательные: Решают учебные задачи Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения | Задают уточняющие вопросы, письменная работа |
#1044;омашнее задание | 1 уровень:Творческая работа «Даём объявление» У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся. Просклоняйте любое словосочетание из вашего объявления. 2 уровень - Синтаксический разбор предложения + род, число, падеж у прилагательных. На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты. 3 уровень - в словосочетаниях«прилаг+ сущ», определить род, число, падеж. Удивленное лицо, ясный день, дружные ребята, свежий воздух, серая мышь. | Дифференцированная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".6 класс
Повторение изученного по теме "Имя прилагательное". 6 класс...

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок проводится в 6 классе. На уроке использованы различные виды работ, что помогает повторить почти все орфограммы, изученные по данной теме....

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).
Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивиду...

презентация к открытому уроку по теме "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" урок
урок обобщения и систематизации знания (по ФГОСу) 6 кл....

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 6 класс
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, урок-игра с использованием ИКТ....
Открытый урок русского языка в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"
Открытый урок русского языка в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...
