"Основы реферирования"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Красинская  Ирина Фёдоровна

Как правильно написать реферат? Как его оформить? На эти вопросы отвечаем на этом уроке и учимся писать реферат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_referirovaniya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Основы реферирования.

         Для развития у учащихся навыков исследовательской работы необходимо познакомить учащихся с правилами написания реферата. Реферат является обзором публикаций, которые доступны по заданной теме. Это  станет достаточно простой формой письменной самостоятельной работы, если учащийся хорошо усвоил, как быстро и качественно оформить свои знания по заданной теме. По ней преподаватель может судить о степени усвоения ранее изложенного материала и способности школьника письменно его излагать.  В данном случае для изложения материала не нужно ни оригинального мышления, ни фантазии, вы высказывания новых идей. В рефератах необязательно приводить собственные высказывания и утверждения, иногда это вообще неуместно. Поэтому писать рефераты просто, и к тому же, полезно для собственного развития.                                                                                                            Реферат (от лат.referre- докладывать, сообщать) – вторичный текст, адекватный первоисточнику, ограниченный малым объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, это изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, и её оценка.                                                                                                                                              Реферату присущи особенности научного стиля: объективность, предельная краткость, обобщённо-отвлечённый характер, логичность изложения, использование научных терминов, абстрактной лексики, структурность и завершённость.                                                                                                                                                                 Чтобы написать качественный реферат, важно придерживаться определённой последовательности в работе. При подготовке реферата сначала необходимо подобрать необходимые материалы на заданную тему: книги, заметки, статьи, иллюстрации. Затем выдержки и найденных материалов группируются в порядке, удобном автору.                                                                                                            Процесс написания реферата можно разбить на следующие этапы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                    1. Поиск и сбор материалов для реферата на заданную тему.                                     2. Обработка первоисточников .                                                                                     3. Создание реферата.                                                                                               Важный этап в подготовке реферата-изучение литературы по избранному вопросу. Здесь можно действовать по следующей схеме:                                    1.Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребностей).                        2.Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятных источников)                      3. Как получить информацию? ( поиск и обнаружение конкретных ресурсов)                                                                                                                 4. Какие ресурсы использовать? (изучение , выбор).                                                    5. Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ).                                6. Что и как следует записать? (фиксация и сортировка информации) .                            7. Получил ли я нужную информацию(анализ, оценка).                                                    8. Как представить информацию? (оформление).                                             Структура реферата:   1. Титульный лист;                                                                     2. Оглавление всех пунктов, освещаемых в реферате;                               3.Введение, где определяется основная проблема, её актуальность, а также цель, задачи и методы работы;                                                                                        4.Основная часть, состоящая из нескольких частей;                                                   5. Заключение, содержит выводы и  итоги работы;                                                       6. Список используемой литературы;                                                             7.Приложения.                                                                                                 Остановимся более подробно на основной части реферата. Во введении дается:

  1.  краткая характеристика изучаемой темы,
  2.  обосновывается ее актуальность, 
  3. личная заинтересованность автора в ее исследовании,
  4. отмечается практическая значимость изучения данного вопроса
  • Объем введения составляет примерно 1 /10 от общего объема работы.
  • Введение –визитная карточка работы. ( Текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.)                                                                                                                       В основной части должна быть раскрыта тема.                                             Раскрыты все пункты составленного плана,

Связно изложены накопленный и проанализированный материал

Изложены суть проблемы, различные точки зрения на нее

Выразить собственную позицию автора реферата

(Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.)

В заключение реферата  подводятся итоги работы;                                                                                        

  1. суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы,
  2. делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему),
  3. отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой.

(Заключение по объему не должно превышать введение).                                         Список используемой литературы также оформляется определённы порядком:                                                                                                                          Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. (При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий);                                                                                                                    1.Порядковый номер литературного источника.

     2 Фамилия, инициалы автора.

     3.Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата).

     4.Место (город) издания.

     5.Издательство.

    6.Год издания – цифрой

     7 Количество страниц.                                                                                                        В состав приложения могут входить: копии документов, таблицы, фотографии, схемы, стихотворные тексты и т.д.

Таким образом схема реферата  совершенно несложная. Главное, это определить последовательность, структуру работы и тогда старшеклассник сможет легко и быстро написать эту работу

.

                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.

Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.Майка И. Р., учитель английского языка МБОУ «Ги...

Основы реферирования. Урок-консультация

ОСНОВЫ РЕФЕРИРОВАНИЯ(урок-консультация) Цель: расширить знания учащихся по работе с текстом и обработке информации, познакомить с основными правилами реферирования, выполнить практические з...

РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Данная работа раскрывает понятие  реферирование текстов,  включает ряд особенностей и приемов реферирования текстов на английском языке , а так же общие этапы подготовки иноязычного текста д...

Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...

Реферирование статьи на английском языке.

В статье даются вводные структуры, которые необходимо знать, для того чтобы выделить главную идею, описать главных героев или события, факты. В старших классах детей нужно учить данному виду...