АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Презентация на тему "Алгоритмизация как эффективный метод подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку". 9 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые. 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) много (предложение 1) 2) все птицы были молодцы (предложение 2) 3) они становились, клевали и перелетали (предложение 3) 4) курица водрузилась (предложение 4) 5) она стала клевать (предложение 5)
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые. 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов. 1) В предложении 1 подлежащее – аттракционов. 2) Предложение 2 осложнено обобщающим словом, однородными подлежащими и однородными сказуемыми. 3) Предложение 3 двусоставное. 4) В предложении 4 содержится две грамматические основы. 5) Предложение 5 двусоставное, полное.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова. 1) Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, поэтому после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире. 2) Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымала валы и стремительно катилась мимо. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. 3) Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. 4) Стоит в разгар веселья кому-нибудь крикнуть: «Дед Кузьма идёт!», как шум вмиг стихает. 5) Порыскав глазами по сцене, Ипполит увидел свисающие с потолка прямоугольники.
ЗАДАНИЕ 5 Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять тире . Хотя воспитанники съехались (1) занятия в Лицее не начались. Все готовились к 19 октября (2) дню (3) когда будет торжественно открыт Лицей. Приехал граф Разумовский (4) министр просвещения.
ЗАДАНИЕ 6 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РЕШЁННЫЙ – в суффиксе –ЁНН- имени прилагательного пишется НН. 2) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А. 3) СООРУЖЁН – в суффиксе причастия после шипящего под ударением пишется Ё. 4) ПРИЛАСКАТЬ – безударная гласная корня А не проверяется, это слово является словарным. 5) ЦИНГА - в корне слова после Ц пишется буква И.
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква о . Зелень разр .. (1) сшейся сирени и .. (2) кации п.. (3) дступала к д.. (4) мам, от к.. (5) торых р.. (6) збегались вниз извилистые вым .. (7) щенные кирпич.. (8) м д.. (9) рожки.
ЗАДАНИЕ 8 Раскройте скобки и запишите имя существительное «профессор» в соответствующей форме. Довольные (профессор) после заседания научного совета прошли к себе в кабинеты.
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание « разговор по-русски », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13. (1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними. – (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим. (4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах. (6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам. (8)Вдруг Федя сказал: – (9)Что-то здесь пчёл много! – (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят. – (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят! (14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики. – (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13. (17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка , сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него. – (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22) Васятку пчёлы закусали! – (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька. – (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем. (26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник. – (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке . (28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке , взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл. (31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки: – (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали! (34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк , и тебе от пчёл досталось из-за Васятки ! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»
Прочитайте текст и выполните задания 10-13. – (36)Мне ничего, – сказал Ваня. (37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся. – (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил? – (41)Пчёлы, – ответил Ваня. – (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули? – (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет. (46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся. – (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала? (49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама? (50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу: – (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала! (По Л.Ф.Воронковой ) *
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Собирая щавель, ребята оказались рядом с пчельником. 2) Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику. 3) Федя и Гринька позвали на помощь пчеловода. 4) Бабушка помазала Ване и Васятке пчелиные укусы специальной мазью. 5) Отец считает, что мама Вани была бы рада, что у неё отзывчивый сын.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм . 1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам. 2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. 3) Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся. 4) — Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. 5) Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!
ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 46—52 найдите просторечное слово с лексическим значением « глуповатый человек, разиня ». Напишите это слово.
Сочинение-рассуждение 13.2 13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: « А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу: – Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай ». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение 13.2 Тезис состоит из 2-х частей: Объяснения смысла фрагмента текста; Комментария
Аргументы №№1 и 2 Структура каждого аргумента: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)
Сочинение 13.2. Заключение Таким образом, … Заключение – это логический вывод из всего сочинения
Сочинение-рассуждение 13.3 13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему « Почему нельзя бросать человека в беде ?». Дайте определение слову ВЗАИМОВЫРУЧКА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение 13.3. Тезис. Тезис сочинения-рассуждения 13.3 состоит из 2-х частей: Определения понятия или толкования слова; Комментария
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Автор: Дронова Н.А.
На рисунке показаны структура экзаменационной работы и проверяемые
Вести постоянную психологическую работу с учащимися Правильно оценивать в течение всего учебного периода ЗУН обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями Организовать продуманную работу с 5 по 9 класс при обучении предмету Работать в тесном контакте с родителями Задачи педагога при подготовке к ОГЭ
лингвистическая языковая коммуникативная Проверяемые компетенции
Работа над сжатым изложением
Подготовительный этап Знакомство с инструкцией по проведению экзамена, знакомство с бланками и оформлением Этапы подготовки к ОГЭ
Приемы сжатия текста Сжатие текста - компрессия 1. Исключение: • исключение повторов; • исключение одного или нескольких из синонимов; • исключение уточняющих и поясняющих конструкций; • исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких предложений. 2. Обобщение: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: • слияние нескольких предложений в одно; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена сложноподчинённого предложения простым; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Исходный и сжатый текст (1)Испытания ждут дружбу всегда. (2)Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. (3)С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. (4)Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. (5)Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. (6)Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. (7)В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. (8)Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. (9)Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. (10)Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. (11)Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. (12)Но это не так. (13)Отношения с друзьями остаются на первом месте. (14)Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. Испытания ждут дружбу всегда. Главное сегодня – изменившийся уклад жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы перестали быть спутниками дружбы. Парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место. Такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе в наше время к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте.
(1)Испытания ждут дружбу всегда. (2)Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. (3)С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. (4)Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. (5)Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. (6)Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. (7)В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. (8)Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. (9)Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. (10)Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. (11)Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. (12)Но это не так. (13)Отношения с друзьями остаются на первом месте. (14)Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
Испытания ждут дружбу всегда. Главное сегодня – изменившийся уклад жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы перестали быть спутниками дружбы. Парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место. Такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе в наше время к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте.
АЛГОРИТМ Прослушать текст Фиксируем 3 микротемы , определяя границы абзацев (записываем в таблицу ключевые слова и выражения) Второе прослушивание (осмысленное) 4. Фиксируем последовательность событий, рассуждений в повествовании-начало события, его ход, кульминация, конец в описании- предмет речи и его значимые существенные признаки в рассуждении-общие положения, тезис, аргументы, доказательства, вывод 5. Выбираем способ компрессии для каждой части 6. Налаживаем смысловую связь между частями 7. Самопроверка, оформление изложения
В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, — силы любви ко всему живому. Может быть, в жизни человека собака обиженная, побитая… В моей жизни собака — это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, новые страдания и радости.Собака должна сослужить еще одну службу человеку-она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство.Это не мое открытие.Это древнее дивное открытие народа,многих многих народов.Я открыл открытое.Открыл для себя заново,и это новизна как бы вдохнула новые силы,омолодила . Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой. Тот ,кто любит собак,тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости.Жестокость одна. Если человек жесток к собакам,он жесток и к людям. Добро,как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.
Тема: собака Идея: Собака может воспитать человека. Z В жизни должна быть одна собака Спасла скрасила один-во пробудила силы любви Может быть собака побитая Z В моей жизни собака горизант , струна, краска страдания и радости Собака должна пробудить в реб . добр. чувство. Не мое открытие, а народа Я открыл открытое Z Пробуждение доброго-процесс тонкий общ.сил . Доброе может не пробудиться. Может погибнуть. Сначала чувство слабое. Если помочь окрепнуть, станет великой силой. Кто люб. С, тот больше люб. людей. Две жестокости Добро и зло неделимо
Прослушивание 1 Прослушивание 2 Редактирование 1 микротема 2 микротема 3 микротема
ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ ТЕКСТОВ. МОГУТ ПРЕДЛАГАТЬСЯ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ- ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ, ЗАПИСИ, ОЧЕРК, РЕЦЕНЗИЯ, ДНЕВНИК. ПОЭТОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ЭТИ ТЕКСТЫ . !!!
Задание 3 Пунктуационный анализ Повторяем всю теорию по пунктуации: При однородных членах В предложениях с обособленными членами В ССП В СПП Обращения Вводные слова и конструкции Сравнительные обороты БСП
Задание 3 Пунктуационный анализ Внимательное и вдумчивое прочтение Находим грамматические основы Устанавливаем границы простых предложений в составе сложного Определяем правило, согласно которому предполагаете поставить запятую Определяем осложнение каждой части Расставляем знаки препинания
Задание 3 Пунктуационный анализ Итак (1) собирая материал для литературного произведения(2) необходимо не только знать то (3) о чем пишешь (4) но и глубоко проникнуть в жизнь общества(5) к которому ты принадлежишь (6) стремления (7) которого тебе должны быть понятны и близки. 4 основы 1- необходимо (не только) знать, (но и) проникнуть 2- пишешь 3- ты принадлежишь 4- стремления должны быть понятны и близки О чем, к которому, которого
Анализ отдельных частей сложного предложения Итак (1) собирая материал для литературного произведения(2) необходимо не только знать то (3) о чем пишешь (4) но и глубоко проникнуть в жизнь общества Вводное слово 1 Обособленное обстоятельство 2 Однородные сказуемые с союзами не только, но и 4 Ответ:123456
Задание 6 Орфографический анализ Алгоритм 1. Выделяем в каждом из 5 слов морфемы, лучше все, ну или хотя бы ту, которой посвящено правило (запомнить-забывать) 2. Определить часть речи выделенного слова. Это важно. Поскольку ошибка может содержаться в самом правиле. ОТВОРЕНЫ (окна)- в краткой форме имени прилагательного пишется столько же н, сколько и в полной. Ответ не является верным. Это краткое причастие. 3. Читаем все правила и определяем нет ли в них ошибок 4. Соотносим правило с выделенным словом (его морфемным составом) и находим верные ответы.
Задание 6 Орфографический анализ Алгоритм Проверить первую часть объяснения (область применения правила), Проверить вторую часть (само правило.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
quot;Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку". Сообщение на МО Учителей филологов....

Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА по истории и обществознанию
Доклад на тему "Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ И ГИА по истории и обществознанию"...

Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку....

Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку....

«Эффективные методы подготовки и итоговому собеседованию по русскому языку»
Как успешно пройти устное собеседование по русскому языку в 9 классе? В данной статье приводятся эффективные формы подготовки к чтению, пересказу текста, а также формы подготовки к монологической и ди...
