Программа внеурочной деятельности "Литературный виртуальный музей"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа "Литературный виртуальный музей" для учеников 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ»

В число значимых образовательных функций входит культурно-образовательная направленность. Виртуальная музейная педагогика – это новое перспективное направление в деятельности образовательных учреждений, инновационная технология в педагогической сфере. В многочисленных исследованиях и статьях дискутируют по поводу самых важных вопросов виртуальной музейной педагогики, что говорит об актуальности в настоящее время. Средства массовой информации и развивающиеся с высокой скоростью информационные технологии создают новые модели социокультурных объектов, включая виртуальные музеи.

Виртуальная музейная педагогика быстро развивается и получает своё место в современной культуре. В основе её организации лежит веб-сайт или виртуальный музей, оптимизированный для музейной экспозиции, использования уникальных методов и технологий музейной педагогики, обновлённых способов экспонирования и работы с различными аудиториями.

Виртуальный музей на первый взгляд во многом схож с обычным музеем. На самом деле это не так. Виртуальный музей в действительности является новой реальностью, выходящей за рамки традиционного понимания музея. Экспозиция виртуального музея постоянна только в своём развитии, выставки могут «работать» годами в количестве, регламентированном концептуальными соображениями.

Для успешного образовательно-воспитательного процесса следует объединить функции традиционного музея с теми преимуществами, которые предоставляют информационные технологии. Виртуальный музей дополняет среду школьного образования, увеличивая её эффективность. Один из главных принципов исследовательской деятельности – комплексность. Благодаря работе в виртуальном музее учащиеся получают практический опыт. Она носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, призвана развивать творческую инициативу учеников, педагогов и родителей.

Задача образовательного учреждения – создать условия для самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством эффективного применения коммуникационных и информационных технологий с помощью включения виртуальной музейной педагогики в процесс образования (расширение образовательной сферы через развитие музейной среды).

Пространство виртуального музея развивается благодаря: дополнению экспозиции и созданию виртуальной версии настоящих экспонатов (развитие креативной и информационной компетентности школьников); постановке новых исследовательских задач перед учениками и размещения готовых работ в экспозиции (непредметных и предметных); включению музейной экспозиции в учебный процесс (реальные и виртуальные визиты школьников, мастер-классы, экскурсии); проведению уроков с помощью музейной экспозиции; работе волонтёрского школьного сообщества, в которое входят ученики, педагоги и родители.

Для того, чтобы реализовать все преимущества виртуальной музейной педагогики, была разработана программа внеурочной деятельности в рамках предметной области «Литература».

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 2012 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
  • СанПиН 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
  • Письмо Минобрнауки РФ от N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 25 мая 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего образования, разработанные Российской академией образования);
  • Положение об организации внеурочной деятельности ОО.

НАСТОЯЩАЯ программа включает в себя следующие разделы:

1. Цель и задачи программы внеурочной деятельности

2. Обоснование принципов обучения и воспитания, положенных в основу программы

3. Прогнозируемые результаты реализации программы

4. Организация работы по программе

5. Содержание работы

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Главная цель программы: осуществление обучения, воспитания, социализации и развития школьников с помощью средств музея.

Задачи

Обучающие:

создание условий для формирования и расширения кругозора обучающихся в области историко-литературного процесса в России

создание условий для формирования представлений об особенностях историко-литературного процесса в регионе обучения (реализация регионального компонента в обучении)

обеспечение возможности реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся

обеспечение возможностей формирования читательской и функциональной грамотности

  • обеспечение литературного развития обучающихся;
  • приобретение школьниками знаний по истории и теории литературы;
  • формирование сведений о нормах конструктивной групповой деятельности: об организации коллективной творческой работы и основах разработки проектов; о методах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о нормах проведения исследования;
  • создание мотивации для учеников к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности в познании русской литературы;
  • совершенствование коммуникативной культуры школьников.

Воспитывающие:

создание условий для формирования национальной и культурной идентификации через приобщение к культурным ценностям народов России

формирование патриотизма и гражданского сознания обучающихся

мотивация к организации и ведению самостоятельной познавательной деятельности

овладение культурой групповой работы, формирование коммуникативной компетентности

  • развитие творческих потребностей и эстетического вкуса учащихся посредством изучения литературы;
  • формирование и развитие у школьников культуры мышления и разносторонних интересов;
  • воспитание уважения и любви к литературе, интереса к чтению.

Развивающие:

создание условий для формирования устойчивого внимания, долговременной памяти

создания условий для развития критического мышления

создание условий для совершенствования навыков сравнения, анализа, синтеза

создание предпосылок для формирования устойчивого интереса к научной деятельности

  • сбор информации по определённой теме;
  • приобщение учеников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развитие сообразительности и смекалки;
  • обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с информационными, литературными и историческими источниками;
  • развитие умения пользоваться различной художественной,научно-популярной и справочной литературой.

Раздел 2. Обоснование принципов обучения и воспитания, положенных в основу программы

В основу разработки содержания программы внеурочной деятельности были заложены следующие принципы:

  • непрерывность воспитания и образования личностных качеств ученика как механизма, обеспечивающего целостность и полноту образовательно-воспитательного процесса;
  • признание школьника субъектом собственного воспитания наравне с педагогами и родителями;
  • принцип связи воспитания и обучения с жизнью;
  • принцип внутренней и внешней дифференциации – определение и развитие у детей способностей и склонностей к деятельности в разных направлениях творческой работы, предоставление возможности действовать на различных уровнях освоения конкретного предмета;
  • принцип коммуникативной активности школьников в практической (исследовательской, творческой) деятельности;
  • принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;
  • принцип гуманитаризации и гуманизации – ориентирование учеников в системе ценностей и способствование включению в межкультурный диалог;
  • принцип свободы выбора – школьники могут самостоятельно выбирать виды и формы внеурочной деятельности, отвечать за результаты;
  • ориентация на способности, потребности и интересы каждого ребёнка как личности;
  • возможность свободной самореализации и самоопределения.

Раздел 3. Прогнозируемые результаты реализации программы

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, выступая неотъемлемым элементом процесса образования, и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Создавая свой творческий исследовательский проект (маршрут экскурсии, выставку, научно-исследовательскую работу, тематическо-экспозиционный план), ученик тем самым раскрывает свои способности, самореализуется и самовыражается в личностно значимых и общественно полезных формах деятельности.

Подводить итоги работы рекомендуется в виде различных форм общественной презентации: экскурсий, выставок, научно-исследовательских конференций, конкурсов экскурсоводческого мастерства и т. д.

Прогнозируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса ученики должны:

знать теорию и историю литературы с опорой на основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы.

уметь вести исследовательские записи, обобщать и систематизировать собранный материал, хранить и оформлять его, вести элементарную научно-исследовательскую и поисковую работу.

Личностные результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учеников 5 классов распределяются по трём уровням.

Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания повседневной жизни и социальной реальности): приобретение учеником знаний об истории и теории литературы; о нормах конструктивной групповой работы: об основах организации коллективной творческой деятельности и разработки социальных проектов; о правилах проведения исследования; о способах самостоятельного нахождения, поискаи обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения ученика к базовым ценностям нашего общества и в целом к социальной реальности):развитие ценностных отношений школьника к родной литературе, культуре, знаниям.

п/п

Этапы индивиду ального маршрута творческого саморазвития учащегося

Технологии

реализации

_

Формы реализации

\

|

Виды деятельности j

1

1

2

3

4

5

1

Творческое самоопределение в выборе маршрута восполнения проблемных зон в предметных, метапредметных и личностных действиях

  • Само- и взаи- модиа- гностики результатов предметной, метапред- метной, личностной деятельности;
  • поэтапного формирования умственных действий

Первичное проектирование

Программы саморазвития.

  1. Определение проблем-доминант:

а) проблема-доминанта в предметных знаниях;

б) проблема-доминанта в метапредметных действиях;

в) проблема-доминанта личностного характера.

  1. Приведение проблем-доминант

в соответствие друг с другом — установление взаимосвязи, взаимозависимости.

Например: установление взаимозависимости метапредметной проблемы («не умею взаимодействовать с одноклассниками в решении общей задачи» (коммуникативные УУД)) — предметной проблемы(«не знаю, как начать рассуждение по проблемному вопросу учителя» (предметное действие)) — личностной проблемы

Практические занятия с использованием элементов игр, дидактических и раздаточных материалов,

i

пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, инсценирование, ролевая игра — первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон (программы саморазвития учащегося)с целью научиться:

  • определять проблемы собственной предметной, метапредметной деятельности;
  • устанавливать причины возникновения проблем в осуществлении коммуникации;
  • определять объект и аспект анализа результатов предметной, метапредметной деятельности, требующей актуализации личностных качеств;

Результаты третьего уровня (приобретение учеником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта публичного выступления; опыта исследовательской деятельности; опыта самоорганизации, самообслуживания и организации совместной проектной деятельности.

Реализация программы также предполагает достижение участниками следующих результатов :

  • формирование чувства уважения к прошлому, потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности; бережное отношение к реликвиям;
  • формирование интереса к научно-исследовательской и музееведческой деятельности.
  • обретение ценностно-смысловых установок, показывающих их социальные компетенции, индивидуально-личностные позиции, личностные качества;
  • осмысление готовности к непрерывному обучению, способности к саморазвитию.

Метапредметные результаты

В ходе реализации программы также предполагается достижение участниками следующих метапредметных результатов:

– освоение навыка поиска и обработки информации;

–формирование умений организовывать совместную деятельность и учебное сотрудничество со сверстниками: ставить цели, распределять роли и функции участников, применять общие методы работы и различные способы взаимодействия школьников;

– освоение эффективных приемов работы в группе и индивидуально: поиска общего решения и выхода из конфликтов, согласования позиции, аргументации, формулирования и отстаивания собственного мнения через убеждение;

– овладение приемами проведения анализа объектов, определять главное;

Школьники получат возможность научиться:

–оценивать, контролировать и планировать учебные действия в соответствии с выдвинутой задачей и условиями её решения;

– находить самые эффективные способы получения результата;

– оценивать и давать прогноз конечного результата;

– давать характеристику конкретным событиям и экспонатам;

– проводить мини-экскурсии;

– грамотно задавать вопросы респондентам.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

– понимать музейную терминологию;

– планировать поисково-исследовательский проект;

– проектировать простую экспозицию;

– собирать материал для выставки и комплектовать его;

– составлять текст для экскурсии;

– оформлять и хранить материал по литературе;

– ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве.

Школьники получат возможность научиться:

– разрабатывать исследовательские проекты;

– оформлять экспозицию классного (школьного) виртуального музея и проводить по нему экскурсии.

Раздел 4. Организация работы по программе

Программа внеурочной деятельности предполагает организацию деятельности обучающихся от простого изучения артефактов и предметов к описанию событий и конкретных экспонатов, самостоятельному исследовательскому поиску и овладению базовыми навыками научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики фондовой, исследовательской, экспозиционной и культурно-образовательной работы.

Программа обладает интегрированным характером. Занятия проводятся с учётом сочетания работы в классе, посещения экспозиций школьного музея, а также самостоятельной творческой работы школьников.

Занятия строятся на основе технологии модульно-блочного обучения. Прохождения курса предполагает освоение учащимися 3 модулей обучения. 1 блок-информационно-технологический. Подбор материала для занятий в этом блоке предполагает освоение учащимися структуры виртуального музея, освоение устройства сайта виртуального музея, обретение навыков работы с ним (сайтом) и технологии……..

Изучение данных дидактических единиц осуществляется через экскурсии по виртуальным музеям, в ходе которых учащиеся практически (деятелььностно) постигают особенности функционирования виртуального музея. Они имеют возможность сопоставить разные виды музеев, определит сильные и слабые стороны сайтов этих музеев, понять, какой из музеев и почему интереснее для посетителей.

В ходе виртуальных экскурсий предполагается знакомство как с регионалными вирт музеями, так и с национальными, и с зарубежными. Т О

Постепенно формируется системная модель вирт музея и учащийся получает возможность осознанного использования ресурсов, предоставлянмыз музейной педагогикой для расширения собственной картины мира и обогащения знаний. Кроме того немаловажным является тот факт, что в процессе экскурсии по Вирт музею актуализируется знания других предметных областей, связанные с постижением законов обработки информации и презентации результатов. Формирование исследовательской компетенции в рамках данного модуля не является основной задачей, но предпосылки для ее формирования создаются учителем-музйным педагогом в ходе проведения экскурсий. Предполагает знакомство с разными видами музеев (музей-квартира, выставки, новостные ленты и т д)

2 МОДУЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛСКИЙ

Освоив информационно-технологические особенности виртуалььного музей считает целесообразным предложит обучающимся работу исследовательского характера. На этом этапе реализуются те метапредметные ууд, которые формируются в ходе основной образовательной деятельности. Работа в рамках данного модуля строится на основе технологии личностно-ориентированного обучения.Участникам программы предлагается работатьь с артефактами, попробовать себя в роли лектора, Вириуального экскурсовода или организатора сетевого взаимодействия с другими виртуальными музеями. Выбор рода деятельности производится на основе особенностей особенностей психотипа учащегося, особенностях его темперамента, интересов. Допускается возможност проработки нескольких ролей и сценарией учебно-исследоателской деятелности. Рассмотрим каждую из ролей подробно.

Работа в ситеме «Ученик-артефакт» предполагает реалиацию след УУД:

Поиск и отбор информации об артефакте, выявление значимости данного артефакта для экспозиции музея, определение функции артефакта в творчетве или судьбе писателя. Например, походная шинель М. Ю. Леомонтова( …). Кольцо… аг

Предолагает формирование умения ставит проблему, выдвигат гипотезу, определят путь исследования(составление исследователского маршрута), фиксирование резултатов исслеования в ключевых точках маршрута

Обобщение и продуцирование выводов, определение эффективности поведенного исследования. На данном этапе участие педагога определяется как тюторское взаимодействие. Или наставническая помощь.

Работа в ситеме «Учитель-музейный педагог» предполагает след УУД:

Поиск и ситематизация информации

Ранжирование информации по степени важности

Подбор иллюстративного материала

Создание виртуального экскурсионного маршрута (планирование деятельности и анализ возможных вариантов деятельности)

Прогнозирование результатов проведенного мероприятия

Работа в данной системе нацелена на учащихся с сформированными навыками создания связных монологических высказываний.

Работа в системе «ученик-социально-коммуникативное сообщество» может быть предложено тем обучающимся, кто имеет опыт РАБОТЫ в соц сетях, опыт блогерства, организации чатов, ведения собственного канала.

Предполагает формирование след УУД:

Определение целей

Подбор интересной формы мероприятия

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

определение поблемы

При работе в данной ситтеме целесообрахно освоение учащимися технологии поектноц деятелности в ходе которой поизводитс опредеение проблемы, выдвижение гипотезы, определения и методы достижения резулттатов, оформление этапов создания продукта. Эффетивности проведенного исследования.

Определение целей

Подбор интересной формы мероприятия

№ КРЕАТИВНО-ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МОДУЛь

Завершает участие в программе и основной задачей ставит презентацию резултатов проведенного исследования. Предполагает актуализацию креативных способностей обучающихся и предлагает им систему презентационных мероприятий. Интернет-проект, интернет-исследование, участие в олимпиадном и конкурсном движениях, научно-практических конференциях учащихся.

Результатом является…..!!

Системное представление о данной программе приведен св след схеме.

Формы проведения занятий:

– экскурсии в архив, музеи;

– викторины на знание терминов и понятий музееведения;

– виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира;

– просмотр фильмов об отечественных и зарубежных музеях;

– проектная деятельность (защита индивидуального проекта);

– разработка и проведение мини-экскурсии по какому-либо разделу музейной экспозиции либо рассказ об определённом экспонате;

– встречи с интересными людьми города (в рамках регионального компонента предмета «Литература»);

– работа в библиотеке;

– подготовка презентаций и сообщений.

Форма организации работы в рамках программы преимущественно коллективная, также применяются индивидуальная и групповая формы деятельности.

Теоретические занятия: встречи и беседы с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеофильмов; экскурсии; литературно-музыкальные композиции.

Практические занятия: коллективные творческие дела, викторины, тренинги, интеллектуально-познавательные игры, заочные путешествия, презентации, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры.

Методы обучения

Словесный:обзорный рассказ для раскрытия новой темы, объяснение нового материала, беседы со школьниками в процессе изучения темы.

Наглядный:использование технических средств, документов, предметов музейного значения, наглядных пособий.

Практический: работа с вещественными и письменными источниками из музейного фонда; создание музейных экспонатов.

Игровой: создание моделей реальных ситуаций, из которыхученикам предлагается найти выход.

Исследовательский: выполнение ряда исследовательский заданий в процессе занятия.

Проектный: работа школьников над индивидуальным исследовательским проектом.

Программа рассчитана на __ часов с учебной нагрузкой __ часов в неделю. Продолжительность занятия — __ минут. Срок реализации – в течение года.

Раздел 5. Содержание работы

Содержание программы внеурочной деятельности

ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство с виртуальным музеем.

Цели и задачи занятия по программе внеурочной деятельности. Основные термины и понятия в музейном деле (музей, выставка, вернисаж, экскурсия, фонды, экспозиция). Возникновение и развитие музеев, их значение в жизни человека. Виртуальный музей как дополнительный компонент образовательной среды.

Основное содержание. Основные понятия и термины музееведения. Роль музея в человеческой жизни. Виртуальный музей

Практическая работа: ознакомление со сведениями в сети Интернет, поиск основных терминов и понятий музейного дела; разработка словаря музейных терминов; составление кроссворда на музейную тематику (вместе с родителями); викторина «Кто знает больше музейных терминов?».

Планируемый результат

2. Русский фольклор. Основные жанры, герои мифов, обрядовый фольклор

Знакомство школьников с жанрами фольклора, формирование потребности в общении с творчеством народа. Герои мифов древних славян. Основные русские календарные праздники. Знакомство с обрядовым фольклором. Практическая работа: виртуальная экскурсия по Музею мифов и суеверий русского народа (); рассмотрение предметов быта, обладающих не только утилитарной, но и магической функцией; выбор экспоната и его описание (приветствуется поиск дополнительных сведений в интернете).

3. М. В. Ломоносов: жизненный и творческий путь

Знакомство с биографией и творчеством поэта. Чтение статьи «Роды и жанры литературы». Просмотр фрагментов документального фильма о М. В. Ломоносове «Пётр Великий русской литературы». Выразительное чтение любимых стихотворений. Практическая работа: экскурсия по виртуальному музею М. В. Ломоносова (), погружение в атмосферу, окружавшую писателя; дискуссия на тему «Почему А. С. Пушкин называет М. В. Ломоносова «первым русским университетом?»; написание эссе по одному из высказываний М. В. Ломоносова.

4. И. А. Крылов: жизнь и творчество. Басни

Знакомство с биографией и творчеством баснописца. Басня как жанр, её отличительные черты. Баснописцы-предшественники И. А. Крылова. Практическая работа: викторина по группам «Из какой басни взято крылатое выражение?»; мини-спектакль по одной из басен (по группам); посещение виртуального тура по выставке «Тайны “Дедушки Крылова”» Государственного музея А. С. Пушкина (); сочинение-миниатюра: придумать современную ситуацию, где можно было бы использовать слова морали одной из басен И. А. Крылова.

5. Творчество А. С. Пушкина

Знакомство с биографией и творчеством великого русского поэта. Тематическая направленность и жанровые особенности произведений. Практическая работа: просмотр презентации «Знакомство с Государственным музеем А. С. Пушкина», обзорная информация о виртуальных выставках; индивидуальное составление синквейна по теме занятия; «С миру по нитке» – ученики по очереди называют по одному факту, который он узнал о жизни и творчестве А. С. Пушкина; разработка и проведение мини-экскурсии по какому-либо разделу музейной экспозиции Государственного музея А. С. Пушкина ( или (по группам)).

6. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Народная речь в повести «Заколдованное место»

Изучение биографии и этапов творчества писателя. История создания повести «Заколдованное место». Практическая работа: посещение виртуального музея Н. В. Гоголя (); кроссворд «Слова Н. В. Гоголя»; конкурс «Переводчик» (замена народной лексики в предложениях на общеупотребительные слова); «Н. В. Гоголь моими глазами» – индивидуальное создание презентации с теми экспонатами выставки, которые больше всего понравились в виртуальном музее писателя.

7. И. С. Тургенев: детство писателя, начало творческого пути. Рассказ «Муму»

Изучение биографии и творческого пути писателя. Анализ рассказа «Муму». Практическая работа: выражение отношения к рассказу с помощью карточек (красная – понравился, чёрная – не понравился); работа в парах «Потрет Герасима: характеристика героя»; посещение виртуального тура по Орловскому объединённому государственному литературному музею И. С. Тургенева (), погружение в эпоху жизни писателя; проведение мини-экскурсии по одному из залов виртуального музея (задание по группам).

8. Едем в Ясную Поляну: родная усадьба Л. Н. Толстого

Жизнь Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, его знакомства и интересы. Значение общения с простым народом и природой для формирования мировоззрения писателя. Роль родной усадьбы в жизни и творчестве. Практическая работа: мини-тест по биографии и творчеству писателя; виртуальное путешествие в музей-усадьбу Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (); сбор материала о родовом имении писателя; составление путевого дневника (название объекта – примечания); презентация «Что мне понравилось в Ясной Поляне».

9. Виртуальная 3D-экскурсия по дому-музею А.П. Чехова в Ялте «Белая дача»

Знакомство с биографией и творчеством А. П. Чехова. История усадьбы «Белая дача» в Ялте. Практическая работа: виртуальная 3D-экскурсия по дому-музею А. П. Чехова в Ялте (); презентация об этапе жизни и творчества писателя в Ялте; тестирование по творчеству А. П. Чехова; доклад «За что я люблю творчество А. П. Чехова».

10. «Здесь был я счастлив» (виртуальная экскурсия в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина (с. Константиново)

Знакомство с местами, связанными с жизнью и творчеством С. А. Есенина, экспонатами дома-музея и усадьбы. Влияние атмосферы, в которой жил поэт, на творческий путь. Практическая работа: доклад «Интересные факты биографии С. А. Есенина», виртуальная экскурсия в с. Константиново (); обмен впечатлениями; исследовательский проект по группам «Есенинские места и этапы творчества, связанные с ними» (с проведением виртуальных экскурсий по соответствующим местам).

11. Жизнь и творчество В. П. Астафьева

Знакомство с биографией и этапами творчества В. П. Астафьева. Автобиографичность произведения «Васюткино озеро». Практическая работа: сообщения об этапах жизненного пути писателя; словарная работа по произведению; виртуальная экскурсия в литературный музей им. В. П. Астафьева (); работа в группах «Интервью с Васюткой»: одна группа готовит вопросы для Васютки, вторая – ответы на них от его лица.

12. Коста Хетагуров – основоположник осетинской литературы (региональный компонент)

Знакомство с жизнью и творчеством К. Л. Хетагурова. Характеристика основных этапов. Практическая работа: чтение стихотворений наизусть; поиск изобразительных приёмов в стихотворениях, анализ; дискуссия «Два начала в стихах о детях («Колыбельная», «Шалун»): горечь и слова любви»;3D-тур по Мемориальному дому-музею К. Л. Хетагурова (); индивидуальная исследовательская работа «Близость поэзии осетинского проекта русской».

Тематическое планирование

программы

Название темы

Кол-во часов

Дата

Форма проведения

Домашнее задание

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Роль музея в человеческой жизни. Виртуальный музей

Беседа, просмотр презентации

Кроссворд, подготовка к викторине

2

Русский фольклор. Основные жанры, герои мифов, обрядовый фольклор

Беседа, посещение виртуального музея

Выбор экспоната и его описание

3

М. В. Ломоносов: жизненный и творческий путь

Беседа, посещение виртуального музея, просмотр документального фильма, дискуссия

Эссе по одному из высказываний М. В. Ломоносова

4

И. А. Крылов: жизнь и творчество. Басни

Беседа, групповые викторина и мини-спектакль, посещение виртуального тура по выставке

Сочинение-миниатюра по одной из басен

5

Творчество А. С. Пушкина

Беседа, просмотр презентации, составление синквейна

Проведение мини-экскурсии по какому-либо разделу музейной экспозиции (по группам)

6

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Народная речь в повести «Заколдованное место»

Беседа, посещение виртуального музея, кроссворд, конкурс

Индивидуальное создание презентации с экспонатами виртуального музея

7

И. С. Тургенев: детство писателя, начало творческого пути. Рассказ «Муму»

Беседа, анализ рассказа, работа с карточками, работа в парах, посещение виртуального музея

Проведение мини-экскурсии по одному из залов виртуального музея (задание по группам)

8

Едем в Ясную Поляну: родная усадьба Л. Н. Толстого

Беседа, мини-тест, посещение виртуального музея, анализ материала, составление путевого дневника

Презентация «Что мне понравилось в Ясной Поляне».

9

Виртуальная 3D-экскурсия по дому-музею А.П. Чехова в Ялте «Белая дача»

Беседа, виртуальная 3D-экскурсия, презентация, тестирование

Доклад «За что я люблю творчество А. П. Чехова».

10

«Здесь был я счастлив» (виртуальная экскурсия в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина (с. Константиново)

Беседа, доклад, виртуальная экскурсия, обмен впечатлениями.

Исследовательский проект по группам «Есенинские места и этапы творчества, связанные с ними» (с проведением виртуальных экскурсий по соответствующим местам).

11

Жизнь и творчество В. П. Астафьева

Беседа, сообщения, словарная работа, виртуальная экскурсия

Работа в группах «Интервью с Васюткой»

12

Коста Хетагуров – основоположник осетинской литературы (региональный компонент)

Беседа, чтение наизусть, анализ произведений, 3D-тур

Индивидуальная исследовательская работа «Близость поэзии осетинского проекта русской».

Рекомендуемая литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2. В помощь активистам музея образовательной организации: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеевобразовательных организаций Нижегородской области. – Н. Новгород, 2014. – 164с.
  3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа:
  5. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
  6. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа:
  7. Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5-8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М..: ВАКО, 2014. – 32с.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по виртуальному музею. Часть 1

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. в 1 части представлены: Лувр, Музей мадам Тюссо, Прадо....

Экскурсия по виртуальному музею. Часть 2.

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира.Часть 2:Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж....

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Программа элективного курса "Виртуальный музей. Технология создания сайтов"

Данная разработка содержит планирование, пояснительную записку по элективному курсу...

Программа внеурочной деятельности "Виртуальное путешествие по франции"

Программа кружка «Виртуальное путешествие по Франции»  относится к общекультурному направлению, имеет страноведческий характер и способствует интеллектуальному развитию детей  через приобщен...

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления   «Школьный музей»   разработана на основе требований Федерального государственного образовател...