Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
    рабочая программа по краеведению

    Иванова Анастасия Александровна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления   «Школьный музей»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nasha_programma_fgos.doc135.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    1. Название программы: «Школьный музей истории Каштака»
    2. Автор: Иванова А.А., Пупасова Е.М.
    3. Организация-исполнитель: МАОУ гимназия №56
    4. Целевые группы: учащиеся 5-11 классов школы (11-17 лет).
    5. Цель программы: создание условий для развития школьного   музейного движения в образовательном пространстве.
    6. Направленность: музееведение, краеведение.
    7. Срок реализации программы: 1 год

                                          Пояснительная записка.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления   «Школьный музей»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.

    Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.

    У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

    С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

    Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по инициативе учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны.

    Цели:

    Целью деятельности кружка является создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

    формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений,

     развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся,

    поддержка и развитие творческих способностей детей.

    формировать у учащихся гражданско-патриотические качества

    2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

    -усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

    -организовать  общественно-полезную  и  досуговую деятельность  учащихся  совместно  с досугово-культурными учреждениями города

    - способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

    -оказать помощь в поисках «себя»;

    -создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    -развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    -создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    -развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    -расширить рамки общения с социумом;

    -воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

    - формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;

    - расширять исторический кругозор;

    - сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие особый «дух» школьного сообщества;

    - служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

    - воспитывать познавательные интересы и способности;

    - способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

    - способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

    4.  Принципы программы:

    ·  Включение учащихся в активную деятельность.

    ·  Доступность и наглядность.

    ·  Связь теории с практикой.

    ·  Учёт возрастных особенностей.

    ·  Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

    ·  Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

    На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

    ·  Традиции школы .

    ·  Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

    ·  Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.

    ·  Месторасположение школы.

            

            Ожидаемые результаты программы.

    Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем гражданине России:

    • чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину;
    • высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно
    • чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
    • способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
    • физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.\
    • Воспитание социальной ответственности и компетентности:
    • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
    • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
    • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
    • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
    • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
    • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

     ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание

     • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

    • продолжать героические традиции многонационального российского народа;
    • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
    •  умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
    •  умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
    • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
    • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

    5.  Направления реализации программы

    1.  Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

    2.  Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

    3.  Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

    4.  Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

    5.  Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

    Календарно-тематическое планирование.

                               

    Учебно-тематический план

    I год обучения

    п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

    1

    Основы музейных знаний.

    О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

    1

    Где и как собирать материалы для музея.

    1

    Экскурсия в школьный музей, знакомство с фондом музея.

    2

    Работа с историческими источниками.

    1

    Изучение архивных документов

    1

    Реставрация экспонатов в условиях школьного музея

    1

    Как оформить выставку, музейную экспозицию

    1

    Как подготовить доклад, экскурсию

    1

    Методы проведения экскурсий

    1

    Краеведение

    Историческое прошлое нашего края.

    8

    Методика проведения социологического опроса

    4

    Секреты хорошего интервью

    4

    Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

    6

    Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в  конференции, районном конкурсе  творческих работ по  краеведению

    12

    Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    6

    Итого

    72

                                                                         

    Содержание курса программы

    1-ый год обучения

    1. Вводное  занятие.

    Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.

    1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.

    Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

    Где и как собирать материалы для музея.

     Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

    Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.

    Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

    Изучение архивных документов.

    Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.

    Как оформить выставку, музейную экспозицию.

    Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

    Как подготовить доклад, экскурсию

    Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

    Как вести экскурсию

    Маршрут экскурсии. Использование  различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

    1. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.

     . Славное  прошлое  Красносельского  района.

    1.  Научно-исследовательская деятельность школьного музея.  

    Подготовка научно-исследовательских работ.

    Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    II год обучения

    п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

        в  том числе

    теория

    практика

    Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

    2

    2

    -

    Основы музейных знаний.

    Свидетели истории

    4

    2

    2

    Где и как собирать материалы для музея.

    4

    -

    4

    Работа с историческими источниками.

    4

    -

    4

    Изучение архивных документов

    4

    -

    4

    Учет и хранение собранных документов и вещей.

    4

    2

    2

    Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

    6

    4

    2

    Краеведение

    Историческое прошлое нашего края.

    6

    6

    -

    Методика проведения социологического опроса

    4

    2

    2

    Секреты хорошего интервью.

    4

    2

    2

    Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

    6

    4

    2

    Создание презентаций на основе собранного материала

    6

    2

    4

    Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ

    12

    6

    6

    Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    6

    -

    6

    Итого

    72

    32

    40

    Содержание курса программы

    1. Вводное занятие.

    Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

    1. Основы музейных знаний. Свидетели истории

    Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

    Ваши помощники в поисковой работе

    Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации.

    Как работать с газетами, журналами, книгами.

    Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

    Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий.

    Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видео- аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.

    Учет и хранение собранных документов и вещей. Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

    Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

    Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея

    1. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.

    Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Красносельского  района.. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала

    1. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.  

    Подготовка научно-исследовательских работ.

    Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    III год обучения

    п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

        в  том числе

    теория

    практика

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

    2

    2

    -

    Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу?

    4

    2

    2

    Как проводить научное исследование

    4

    2

    2

    Как определить и  уточнить  тему?

    4

    2

    2

    Как  изучать  литературу?

    4

    2

    2

    Как  определить  гипотезу?

    4

    2

    2

    Как  сформулировать цель и задачи исследования?

    4

    2

    2

    Как  определить  методы исследования?

    4

    2

    2

    4

    2

    2

    9.

    Требования к оформлению научно-исследова-тельской работы. Составные части работы

    4

    2

    2

    10.

    Требования к оформлению научно-исследователь-ской работы. Титульный лист

    2

    -

    2

    11.

    Требования к оформлению научно-исследователь-ской работы. Содержание основной части

    6

    2

    4

    12.

    Требования к оформлению научно-исследова-тельской работы Заключение, список используемой литературы.

    2

    -

    2

    13.

    Требования к оформлению реферата. Составные части работы

    2

    2

    -

    14.

    Требования к оформлению реферата. Титульный лист.

    2

    -

    2

    15.

    Требования к оформлению реферата. Содержание основной части

    4

    2

    2

    16.

    Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

    2

    -

    2

    17.

    Научно-исследовательская деятельность шко-льного музея. Подготовка научно-исследова-тельских работ

    12

    -

    12

    18.

    Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    6

    -

    6

    19.

    Итого

    72

    24

    48

    Содержание курса программы

     3-ий год обучения.

    1.Вводное   занятие.

    Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

    2. Научно – исследовательская работа.

    Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и  уточнить  тему? Как  изучать  литературу? Как  определить  гипотезу? Как  сформулировать цель и задачи исследования? Как  определить  методы исследования?

    3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. 

    Составные части работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

    4. Требования к оформлению реферата. Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

    5. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

    Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Музеи Санкт-Петербурга в гости к нам"

    Программа  « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуал...

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

    Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"

    Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

    Рабочая программа "Здравствуй, Русский Музей"

    Рабочая нелинейная программа внеурочной деятельности в качестве проекта класса составлена на основании посещения экскурсий в Русский музей. Расчитана на 6 класс общеобразовательной школы, имеет социал...

    Рабочая программа кружка "Школьный музей"

    Программа предназначена для проведения занятий кружка "Школьный музей"....